Хочу рассказать об одном человеке, с которым судьба сталкивала меня, как и президента России Владимира Путина в далекие 1970-ые - 1980-ые годы.
Листая страницы книги "От первого лица" мы обратим внимание, что только об одном человеке, оказавшем в 1970-ые годы влияние на будущего президента, Путин вспоминает тепло и с большим уважением, называя его по имени отчеству, но не упоминая его фамилии, будто старший тренер был законспирированным сотрудником Комитета Глубокого Бурения или поросту - КГБ:
"Однажды мы пришли на тренировку вместе со старшим тренером «Труда» Леонидом Ионовичем. Смотрим, на ковре каратисты занимаются, хотя уже наше время наступило. Леня подошел к их тренеру и сказал ему об этом. Тот даже не посмотрел в его сторону - мол, иди отсюда. Тогда Леня, не говоря ни слова, перевернул его, придушил слегка, убрал с ковра, потому что тот был уже без сознания, и повернулся к нам: «Заходите, располагайтесь»" .
Владимир Путин в ботах перед тренировкой
Леонид Ионович Усвяцов был Старшим тренером ЛОС ДСО ТРУД с 1968-1984 годы, а познакомила меня с ним его гражданская жена Нина Кичайкина, которая работала в нашем институте на кафедре физвоспитания тренером. До этого она была очень известной и даже знаменитой ленинградской волейболисткой, а ныне она кандидат биологических наук, профессор Кафедры биомеханики СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Леня сам называл ее Мартой, а поскольку ее имя было иным, то на мой недоуменный вопрос пояснил, что Марта - это сокращенное от "мартышка".
Пришел я к нему по делу - он продавал коллекцию русских серебрянных рублей. Монеты были редкие и стоили немалых денег. Тогда я плохо разбирался в нумизматике, поэтому предложил Лене, человеку, которого видел в первый раз, дать мне коллекцию, чтобы я мог ее показать специалисту. Он сразу согласился, а я уходя сказал ему: "Вы не бойтесь - я вам ее верну". Леонид смерил меня взглядом, улыбнулся и ответил: "да, я и не боюсь - показывай кому хочешь".
Потом я узнал, что "Леня-спортсмен" не боялся никого.
Как-то, уже позже, я был у него дома на Васильевском, когда к нему пришел мужчина щуплый и довольно низкого роста, одетый в черный костюм, белую рубашку и черный галстук. Я их оставил в гостиной для разговора, а сам вышел на кухню пописть с Ниной чайку. Разговор был продолжительный, но тихий. Потом мужчина ушел, а Леня вышел на кухню и попросил чаю. Как всегда, был добродушный и спокойный.
"Ты знаешь, что ему нужно было?" - спросил он у меня.
"Откуда ж мне знать - это ваши вопросы", - заметил я - "Вид у него конечно официальный, на бухгалтера похож".
"Нет, не бухгалтер он", - Леня опять улыбнулся - "Воры прислали его застрелить меня".
"Слушай, ты так спокойно говоришь об этом, как-будто это для тебя такая рутина, что вообще не волнует".
"Ну застрелить себя я ему бы не дал - выбил бы пистолет, а так - объяснил ему "что и как", чтобы дружкам передал".
Конечно, все это мне крайне не понравилось - и сама ситуация, в которой я оказался в "неправильное" время, и вероятность когда-нибудь оказаться в аналогичной. На какое-то вполне продолжительное время я перестал приезжать к ним в гости, хотя приятельские отношения поддерживал.
Будучи талантливым спортсменом, имеющий специальную подготовку и просто физически сильный (хотя не выского роста), с очень твердым, но ироничным характером, он всегда привлекал к себе окружающих и, в какой-то мере подчинял их волю.
Интересный поворот в деятельности Усвяцова произошел благодаря его предшественика на посту главного тренера - Александра Самойловича Массарского. Еще в 1949 году группу ленинградских самбистов пригласили на съемки фильма "Звезда" по повести Э.Казакевича для участия в рукопашных схватках. Для его товарищей это был незаметный эпизод, но он "присох" к кинематографу на полвека. Участвовал более чем в 260 фильмах в качестве режиссера трюковых сцен, каскадера, кинооператора подводных и других трюковых сцен. Он организовал на "Ленфильме" первый в стране отряд каскадеров, членом которого был и Леонид Усвяцов.
Третий справа - Леонид Усвяцов, четвертый слева - Аркадий Ротенберг (архив Ващилина)
Леонид Усвяцов в фильме Владимира Назарова "Закон тайги", 1965 год
А еще был каскадером в знаменитых фильмах "Дело Румянцева", "Улица полна неожиданностей", "Блокада", "Пятеро с неба" и многих других.
Путин дальше вспоминает о том, какое участие принимал Усвяцов в его судьбе и как сам Путин к нему прислушивался, уважая его мнение:
"Леонид Ионович, хитрый мужик. «Ну что, - говорит, - поступаешь?» Я говорю: «Да». Он: «Куда?» Хотя, конечно, все знал. Я говорю: «В университет». Он: «Это хорошо, молодец, а на какой факультет?» Я говорю: «На юридический». Он как заорет: «Что, людей ловить? Ты что? Ты же ментом будешь, ты понял?» Я обиделся: «Я ментом не буду!» То есть он целый театр устроил."
Некто Ващилин, бывший информатор КГБ, по всей видимости, сильно обиженный на Путина за то, что он не обратил когда-то на него должного (Ващилину) внимания предположил, что у президента ставшие знаменитые его афоризмы появились именно от общения с Леонидом Ионовичем - "в сортире замочим", "обрезание сделаем", "блатная романтика". Это, конечно, совсем не так или не совсем так.
Дело в том, что поколение этого возраста родилось и росло в военное и послевоенное время. Большинство росли без отцов, отдавших свою жизнь на войне. Многие росли вообще без родителей и каких-либо родственников. Особенно это касалось ленинградцев, чьи родные погибли во время блокады. Дальше объяснять ничего не нужно - это поколение было воспитано в борьбе за жизнь.
Многие, например, мой старший брат, шли учиться, а потом служить в армию. Другие искали свои дороги в жизни. Очень часто, после многих неудач они выбирали криминальный путь.
Надо сказать, что Леонид Ионович был судим, и ни от кого это не скрывал. Тренировать Владимира Путина он начал в 1969 году, только-что выйдя из тюрьмы.
Николай Ващилин вспоминал: "Денег у советского человека хватало лишь на скудную пищу. Заработать на спорте было невозможно. Спорт был любительский. Правда, Леня Усвяцов переманил к себе многих моих товарищей, «подвесив» их на Металлический завод или устроив в весьма своеобразный институт при заводе - «ВТУЗ». При подготовке к соревнованиям спортивное общество кормило своих спортсменов в течение двух-трех недель оплачивая питание в виде талонов на еду 2 руб. 50 коп. в день. В сборной СССР кормили на 5 рублей в день. Наши месячные зарплаты были от 75 до 150 руб. в месяц. То есть хватало только на еду. Чтобы купить себе чего-нибудь еще подрабатывали, кто, как мог. Боря Пашковский, не соблазнившись редкими заработками в кино, сколотил бригаду альпинистов -верхолазов и занялся промышленным альпинизмом, ремонтом крыш, мытьём окон.Динамовец Игорь Андроников ежедневно за 120 рублей в месяц ходил перед тренировками «отмечаться» в пожарную часть. Вова Момот левачил на такси, Леня Усвяцов занялся скупкой-продажей валюты, Петя Иванов нес с завода радиоприемники и продавал их ребятам. Сели они вместе, одновременно. По Петиным рассказам Леня в тюрьме пользовался большим авторитетом и помогал ему сидеть спокойно. Для меня примером стал Валера Наталенко, защитивший диссертацию в Военно-медицинской академии".
Еще цитата из Ващилина кое-что объяснит: "А донос А.С.Массарского на воровство в морском порту шайки во главе, со сместившем его в 1969 году на посту главного тренера ЛОС ДСО «Труд», Леонида Ионовича Усвяцова, тренера самого Володи Путина, закончился арестом и посадкой Лёни в тюрьму во второй раз на десять лет за валютные махинации в 1983 году. Вышел Лёня Усвяцов на свободу только в 1992 году, когда Александр Массарский, Дмитрий Шулькин и Аркаша Ротенберг ... выехали на постоянное место жительство в Германию. А Володя Путин в это время, работая помощником проректора по иностранным студентам ЛГУ имени А.А.Жданова, написав рапорт об увольнении из КГБ СССР , уже работал в Смольном помощником мэра города Анатолия Собчака".
Сегодня нет такой статьи в уголовном кодексе, карающей за скупку-продажу валюты, а тогда была - вот и ответ на ваш не заданный вопрос.
Мне он рассказывал одну очень интересную историю из своей яркой жизни. Не знаю, связана ли она с осуждением его по угловной статье, или именно за это его не посадили, а нашелся другой криминальный повод, но расскажу то, что услышал сам от Леонида.
В Ленинграде в те времена было много спортивных звезд. "Звездее" других среди мужчин был баскетболист Александр Белов, забросивший за 3 секунды до финальной сирены мяч в кольцо американской сборной и принесший, таким образом, победу советской сборной на Олимпийских играх.
Просто как черту того времени отмечу, что когда Александр внезапно скончался в возрасте 27 лет, то по Ленинграду искали черную рубашку для него, но нужный размер был только у меня, и я несся в машине посередине Невского проспекта, везя ему эту рубашку.
Меня, конечно, остановил гаишник, спросил: "Куда летишь?".
Я ему ответил тогда: "Саше рубашку везу".
Он даже не спросил - какому - просто, смахнув слезу, вернул права.
А среди женщин вне конкуренции была гимнастка Наталия Кучинская, двукратная олимпийская чемпионка, самая красивая гимнастка за всю историю этого вида спорта:
Click to view
Click to view
Click to view
Было много головокружительных побед в спорте, но Наталья оказалась не готова к жизни вне спорта. Пробовала себя в актерском ремесле, в цирке, в журналистике, психологии. Нигде не складывалось. Окончила физкультурный институт имени Лесгафта, уехала по контракту в Японию. Но через год вернулась. Хотя и любила эту страну, но, видимо, тосковала по дому. А дома все наперекосяк: ограбление квартиры, развод, безденежье, забвение. Пришлось продать автомашину "Волга" - кавказец предложил очень хорошую цену, а деньги были очень нужны. "Волга" перешла в его руки, а вот денег Наталья не получила - покупатель с ними скрылся. Наталья побежала в милицию, но там заявление отказались принимать - где же теперь найдешь кавказца среди высокогорных селений. Не помогли даже ее заслуги перед родиной.
И тут появился ее хороший знакомый - Леонид Усвяцов и предложил свою помощь. Наталья была в отчаяньи и сразу же согласилась - у Леонида в институте была хорошая репутация, о нем говорили как о сильном и решительном человеке. Рассказывали, что он мог усмирить любую бойцовую собаке только взглядом - та начинала вилять хвостом и лизать его руку.
Уже через несколько дней Леонид Усвяцов вместе со своим товарищем выехал на Северный Кавказ, у него в кармане были данные покупателя машины, которые он получил, благодаря своим связям и среди милиционеров, и сотрудников КГБ и людей криминального склада. Покупателя нашли быстро, но машина им уже была продана. Тогда спортсмены привязали его к стулу, а сами устроились за столом, который был уставлен различными вкусностями кавказкой кухни. Проголодавшийся мошенник попросил еды, на что получил ответ: "Даром - за амбаром!". Сначала тот насупился и замолчал, но голод и жажда взяли свое, и он начал выплачивать им деньги за каждый бутерброд с икрой и за каждый стакан вина. Через несколько дней вся сумма, полученная им за машину была возвращена. Бедолагу отвязали и отпустили - без синяков и денег.
Когда деньги были полностью возвращены Наталье Кучинской, она была так счастлива и взволнована, что предложила часть денег в качестве вознаграждения, но денег у нее не взяли. Я спросил тогда Леонида: "А если бы кто-то из соседей в селе или друзья кавказца стали его вызволять? Вы одни, где-то в горах, вокруг столько враждебно настроенных людей - шансы выскользнуть не очень велики - что тогда?"
"А что тогда, - ответил он, - жалко бы их стало".
Рассталась с мужем. Он уехал в Америку, она осталась в Киеве. Мягкая и доверчивая, она легко поддавалась влиянию людей с более сильным характером. Вмешался первый муж, забрал ее к себе в Чикаго. Сейчас Наталья работает тренером, подготовила чемпионку Америки. Она хороший, умный наставник, и дети ее любят. А одна ее знакомая говорит: «С тех пор как уехала Наташа, я больше всего боюсь потерять друзей. Таких, которые встречаются раз в сто лет. Таких, как она».
И ещё, пожалуй, портрет Леонида Ионовича будет неполным без надгробия на его могиле на Больше-Охтинском кладбище Санкт-Петербурга, на которой написано в числе прочего и такое: "я умер, но бессмертна мафия":