О саббатианских разборках и "божественности" антихриста

Jun 17, 2011 19:40

В истории саббатианства можно найти немало любопытных фактов, позволяющих правильно понять многие процессы, происходящие внутри еврейства, а главное - обнаружить истоки для будущего "обоснования божественности мессии" (т.е., на самом деле, близ грядущего антихриста).

Думаю, что читателям моего блога будет интересно ознакомиться с отрывком из "автобиографического письма" знаменитого саббатианского теоретеГа Авраама Кардозо (мой перевод с английского из уже упомянутой мною ранее книги «Abraham Miguel Cardozo: selected writings»). Этот отрывок повествует о саббатианской разборке, одним из главных участников которой оказался бывший секретарь Саббатая Цви - а позже он уже стал одним из главных раввинов Адрианополя (Эдирне) - Самуил Примо, который на исходе 1697 года вступил в борьбу с Кардозо, во время пребывания последнего в Эдирне. Авраам пишет об этом своему почитателю:

<...>Вы говорите, что слышали от посланника, связанного с одним раби [Самуилом Примо], будто он одержим некоторыми «необычайными доктринами относительно Тайны Божества», которые были ему переданы. Эти «необычайные доктрины» есть ни что иное как то, о чем говорил ангел [пророку] Даниилу, рассказывая ему о царе Константине Великом, который принял веру в то, что Иисус был одновременно человеком и Богом, и придерживался доктрины Троицы. Этот царь, по словам ангела, должен был «говорить необычайные доктрины о Боге богов» [Дан. 11:36]. «Бог богов» есть Святой Благословенный; «над» Ним [то есть сверх Его] есть Первопричина; и христиане превратили Первопричину в Троицу.

Человек, которого я разумею [т.е. Примо], и которого лучше не называть, верит [в доктрину схожую с христианством]: что Святой Благословенный удалился обратно с Свой Источник, и Мессия [Саббатай Цви], таким образом, стал полностью божественным. Эта зараза распространилась среди большого числа наиболее выдающихся раввинов нашего времени: в Салониках, в Стамбуле, в Адрианополе. Эти проклятые души, вроде раби, который возглавляет их, не принимают в расчет того, что Таннаим и Амораим говорили в Талмуде. Зогар они отвергают, называя его туманным и сложным. Мы знаем это как факт: ясный, определенный, не вызывающий сомнений.

Мы навели справки относительно источника, из которого наши нынешние раввины, слышавшие слова Саббатая Цви, могли извлечь эту необычайную ересь. И от раби Езры Халеви - человека, называемого Пиетист ["Pietist"] <Набожный? - моё прим.>, находящегося ныне в Иерусалиме, занятого усердным изучением наших трактатов - мы получили следующий ответ:

«Если Саббатай Цви сказал нам один раз», сказал [раби Езра Халеви], «это значит он сказал нам сто раз» - «нам», то есть мне и всем присутствующим при нем раввинам - «если он сказал нам один раз, это значит он сказал нам сто раз, что ему суждено быть управляющим нижних и верхних миров, вознесенным выше, чем Метатрон. И из этих слов они заключили, что он будет возвышен до уровня Божества».

(Это не удивительно, так как раби Натан [из Газы] писал об этом эффекте в некоторых своих трактатах, один из которых мы сейчас имеем на руках, и те раввины, которые полагают [Натана] «пророком по соглашению», опираются на его слова).

«Но лично я», добавлял раби Езра, «не понял его так, будто он сказал нам, что собирается стать Богом. Я понял его в том смысле, что когда еврейский народ возвысится до ангельского состояния, он будет верховным [ангелом] над всем творением, в согласии с интерпретацией наших мудрецов [пророчества Исайи, которое начинается словами:] «Вот, преуспевать будет раб Мой» [Ис. 52:13].

И вот еще. Я был в Эдирне, когда до меня дошел слух, что Саббатай Цви умер в Алькуме <Дульсиньо, Ульцин - моё прим.>. Я пошел к великому ученому, высокочтимому раби Якову Ашкенази, и сказал ему: «Саббатай Цви мертв. Что Ваша Милость скажет на это?» И он ответил: «Если Саббатай Цви мертв, тогда тебе было бы лучше найти другого Бога».

Также раби Езра свидетельствует, что он постоянно слышал, как Саббатай Цви заявлял по-поводу Бога, что «Святой Благословенный, Творец мира, есть Вторая Причина, заключенная внутри сфиры Тиферет».

Когда мне стало это известно, упомянутый выше раби [Самуил Примо] сжег мой трактат «Рассвет Авраама». И я начал страшную борьбу с ним. Я сказал ему, в присутствии всей еврейской общины [Эдирне], что он обманщик и соблазнитель еврейского народа. Той же ночью, с согласия раввинов и официальных лиц тринадцати собраний, он велел провозгласить по всему городу, чтобы никто не входил в мой дом и не обучался у меня Торе.

На следующее утро меня посетили официальные лица, утверждая, что они на самом деле не хотели выпускать это воззвание. «Вы сторонники и фанатичные приверженцы», говорил я им, «человека, который отрицает Тору! Я могу дать Вам обещание, что доставлю, в течение двух недель, твердые доказательства из Стамбула, что он [Примо] верит в божественность Мессии. Но меня, верующего в Бога и в Моисея, Его служителя, вы отвергли! Поэтому: От Господа Саваофа, Бога моей веры! все Ваши дома и синагоги будут объяты пламенем».

В течение нескольких дней, оставшихся до моего отъезда из Эдирне, я публично объявил скорую гибель им всем. В то время, как я загружал семь моих повозок для поездки в Родосто, передо мной появился раби Мордехай Герон, один из городских магнатов. Говоря от имени многих лиц, членов собраний, он просил меня не уезжать из города. Он сказал, что мне компенсируют все убытки. Но нет: «Разве я не поклялся», сказал я ему, «что все ваши дома и ваши синагоги сгорят? Как я могу оставаться в этом городе?»...

У Вас может вызвать удивление: Что могло заставить того раби жечь мои трактаты, соблазнять людей Адрианополя к зловерию, выпускать воззвание, запрещающее кому-либо приходить ко мне в дом и обучаться у меня Торе? Ответ в том, что он, ради ревности о божественном статусе своего повелителя [Саббатая Цви], чувствовал себя обязанным уничтожать любое сочинение, которое противоречило его вере.

авраам кардозо, воспоминания, конфликт, иудаизм, история евреев, шабтай цви, саббатианство, письма, самуил примо, антихрист, мешихизм

Previous post Next post
Up