Небольшая, но весьма полезная и познавательная статья

Jun 18, 2008 13:32

Познавать лучше, чем побираться.

В «СП» за 26 февраля 1999 года была опубликована статья М.Пешехонова и В.Урывского «Побираться легче, чем познавать?». Авторы, приводя цитаты из Ветхого Завета, утверждают, что Библия является основой для «ростовщического ссудного процента», и недоумевают: «почему в Библии под одной обложкой с Новым Заветом - основа невольничьей цивилизации?»

Хотелось бы высказать некоторые свои мысли по этому поводу.

Во-первых, нельзя не обратить внимание, каким образом приводятся слова Священного Писания. Стихи 4:1, 23:19, 23:20 взяты из книги Второзаконие (как это и обозначено в статье), а следующие 60:10 (в статье этот стих ошибочно обозначен как 20:10), 60:11 и 60:12 относятся к другой книге Ветхого Завета - книге пророка Исаии. Цитируя таким образом Священное Писание, можно доказать всё что угодно и придти к каким угодно выводам.

Второзаконие и книга Исаии написаны в разное время и разными людьми. Первая - Моисеем после исхода еврейского народа из Египта в середине XIII века до Рождества Христова, вторая - пророком Исаией в VIII веке, в царствование иудейского царя Азаха (736 - 716 гг. до Р.Х.).

Хронологически эти книги разделяет промежуток в 500 лет. Кроме этого Второзаконие относится к законодательным книгам Библии, большую часть которых составляют предписания, призванные регулировать нравственную, социальную и, в первую очередь, религиозную жизнь Ветхозаветной Церкви, народа Божия.

Книга Исаии - совсем иного характера - это пророческая книга, содержащая пророчества о грядущем Мессии и наступлении Царства Божия. Так, 7 глава содержит знаменитое пророчество о Рождении Спасителя от Девы (7:14), а в 53 главе с поразительной точностью описываются обстоятельства Его Крестных страданий и смерти. За полноту своих пророчеств о жизни Господа Иисуса Христа пророк Исаия получил даже наименование «ветхозаветного евангелиста».

В 60 главе книги пророка Исаии, которая цитируется в статье, говорится о грядущей славе Небесного Иерусалима, которым в Библии называется Царство Небесное: «Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобой… придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию» (60:1 - 3). Спасение возвещается всем народам, и многие поспешат к стенам града Божия. «Сыновья иноземцев будут строить стены твои» - это значит, что в духовном созидании Нового Иерусалима будет участвовать не только богоизбранный еврейский народ, через который даруется спасение, но и все народы.

Итак между приведенными цитатами из Второзакония и Исаии нельзя усмотреть логической связи.

Что касается первого отрывка, то, действительно, здесь содержится повеление: «Не давай в рост брату ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19 - 20). В этих словах нет нравственной характеристики самого ростовщичества, не сказано, что именно Библия установила брать под процент.

Совершенно понятно, что это явление существовало в жизни народа задолго до повеления Божия, а предписание Закона, наоборот, ограничивает его действие - запрещает брать в рост у брата. Особо это видно в параллельных текстах Ветхого Завета: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли, и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост, и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37).

Заповеди Нового Завета превосходят ветхозаветные нормы. Христос, противопоставляя старое и новое, много раз говорил: «Вы слышали, что сказано древним…, а Я говорю вам…» - «сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного» (Мф. 5:43 - 45).

Однако, Ветхий Завет, хотя и противопоставляется Новому, всё же не отменяется им полностью. Новое не зачеркивает старого - Ветхий Завет простирается в Новый. Библия - это Священная История, история не человеческих верований и их развития, а великих деяний Божиих. Бог вёл избранный народ к высшей цели - ко Христу.

Апостол Павел пишет: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Детоводитель (греч. παιδαγωγος - педагог) - раб в Древней Греции, который водил детей в школу, следил за их поведением по дороге, но сам не был учителем. Так и Ветхий Завет только готовил человечество к приходу Мессии, постепенно подводил его к Христу. В этом и состоит «педагогика» Божьего домостроительства.

В Библии мы найдем много примеров тому, что бедствия и тяжелая жизнь народа имеют своей причиной отступление его от служения Богу, уклонение во грех, нераскаянность и закоренелость во грехе. Поэтому возрождение в России возможно лишь через осознание народом своего греха, искреннее раскаяние и обращение к Богу, а не искание оправданий себе в нахождении государства в долговых «сетях».

Как сказал Архиепископ Костромской и Галичский Александр, «сейчас в России нет отдельно взятого политического или экономического кризиса, кризис один - кризис духовный».

Взято с http://www.aksobor.ru/forum/viewtopic.php?t=585&postdays=0&postorder=asc&start=20

библия, опровержение, ростовщичество, коб

Previous post Next post
Up