Краткое и весьма любопытное описание хасидизма

May 12, 2010 11:23

Цитата из книги еврейского историка Йоста Исаака Маркуса (Ицхак Мордехай; Jost, Isaak Marcus [Markus]; 1793 - 1860) "Религиозные секты евреев, от падения Иерусалима до наших времен, и описание их религиозных обрядов" (русское издание 1864 года):

Хасидим или Бештер.
Плодом описанного движения (саббатианства -- моё прим.) была секта Хасидима или Бештера, которая развилась сильнее, чем секта Цви, ибо выросла на почве иудейства. Она есть порождение каббалы, когда последняя, отчаиваясь в сохранении Мессии, обратила свою деятельность внутрь, чтобы определить жизнь каждого отдельного израильтянина. Это направление деятельности началось в 1730 году, когда апостолы лже-Мессии были гонимы везде раввинами и только в немногих местах встречали благосклонный прием, и когда силы их ослабели от перехода в ислам или в другие вероисповедания.



В это время жил в Тлусти, местечке округа Чорткова, муж, Рабби Израиль Бальшем (сокращенно - Бешт), потом в Мендзибоже Подольском, где за свои мнимые чудеса он приобрел название святого. Он рассказывал своим ученикам, что узнавал во время путешествий своей души на небо; он лечил болезни, освобождал души, изгнанные в зверей, обнаруживал удивительное могущество цаддика, как он называл сам себя и каждого будущего учителя своей секты. Он приписывал цаддику право наслаждаться чувственностью, жить роскошно, даже преступать закон. Действительно, его почитатели приносили ему богатые подарки и он был в состоянии привести в исполнение подобные правила. В его школе образовались многие юноши, которые мало по малу заняли такие же места в больших и малых общинах. Секта распространилась посредством основателей. Вскоре прославились три внука Бешта, Бер из Мезерича, Мендель, из Пршемислава, Михаил из Колька, которые распространили его учение и чудные сказания. В 1780 году началась литература этой секты, быстро приобретшей многих последователей.

Жизнь секты заключена в каждом цаддике, которому всякий член секты обязан слепо повиноваться; от чего однакоже единство секты выигрывает, потому что от простой беседы с цаддиком обыкновенный человек возвышается духом к Богу; поэтому каждый обязан посещать цаддика своего округа. Эта неограниченная покорность выражается также в титулах, даваемых цаддику или рабби (он называется цаддик столетия, совершеннейший цаддик, великий столетия, истинная мудрость, Насси, Царь и т. д.). Цаддик имеет неограниченную власть над верованиями своих приверженцев. Он находится в тесном союзе с Богом и каждый хасид должен достигнуть того же посредством верности цаддику. Где живет несколько хасидов, там должен быть рабби; меньшие подчиняются большим, больший же округ подчиняется главе; вся секта называлась прежде священное братство, но потом переменила имя.

Каждый цаддик есть царь своей общины; он окружает себя великолепием и многочисленною прислугою; к нему же стекаются его подданные, чтобы получить его милость. Всякий считает за особенную для себя честь послужить ему; если он провидит где нибудь предстоящее несчастье (ибо он всеведущ), то угрожаемое место посылает ему богатые подарки, просит его о посещении и принимает его с королевскими почестями, даже если бы для этого пришлось продать священную утварь и свитки Торы; он объезжает по временам свою область, чтобы просветить общины и собрать дары. При этом сопровождают его многие хасиды, число которых увеличивается мало-по-малу до огромного каравана. - Цаддик не терпит вмешательства другого цаддика в дела своего округа; цаддик собирает подаяния в своей области посредством послов; кто желает видеть его, тот должен купить это право, право же говорить с ним еще дороже; поэтому цаддик легко становится зажиточным, и иногие из них наживают огромные состояния. По смерти гроб его делается источннком дохода его свиты.

Всякий последователь совершает туда путешествие, особенно беременные женщины. Теперь существует много таких мест, к которым набожные люди совершают путешествия.

Цаддик есть высший судья и даже владыка над законом и правом. Если он находится в какой нибудь общине; то всякий спор или сомнение уничтожаются его решением, и даже его мнение считается как бы законом. Ему говорят о всяком деле, предприятии, занятии, даже о положении, болезни, бесплодии-и везде он сумеет дать совет или помощь; всякий следует его словам, ибо он владыка над жизнью и смертью. Многие посещают его для того только, чтобы увидеть его, и дорого платят за это, но еще дороже за его благословение, или молитву и т. п. Дотронуться до его руки значит получить прощение в дурном деле; дотронуться до его шапки-получить мужество, и т. д.

Цаддик составляет средоточие своей общины. Кто может только отлучиться, тот посещает его в день нового года. Более уважаемые гости приглашаются к его столу, другие обедают на дворе, но все проводят целый день у него. Каждую субботу собираются у него юноши и отправляют там свой ужин, называемый шолеш зюдес, едят, пьют мед, танцуют, но также слушают его наставления, большею частью каббалистического содержания. Это продолжается до поздней ночи и притом без свечей. Некоторые из этих наставлений напечатаны и обнаруживают расстроенное воображение и ужасное суеверие.



Догматы этой секты, вообще принадлежащей к раввинистскому направлению, имеют так много особенного, что придают членам ее что-то отличное, противоположное раввинистам. Мы постараемся изложить их веру по их лучшим источникам.

Бог находится везде в свете. Никто не может думать, что посредством занятия земными вещами он удаляется от Бога. Даже в самых низких ступенях жизни познается и находится Бог. Посылаемое Богом направлено к лучшему для нас. Его одного должно чтить, как подателя спасения и страданий. Одной его воле мы должны покоряться.

Откровение и заслуга всякого доброго дела основываются на безграничной вере; всякое мудрствование и философия разрушительны и потому их надобно остерегаться.

Должно веровать без доказательств, познание приходит после. Нельзя объяснять чудеса, как естественные события. Молитва требует глубочайшего внимания, поэтому медленное произношение слов молитвы и сильные жесты необходимы для удаления всякого греховного помысла.

Главнейшею целью стремления человека должна быть истина. Всякого познания, наставления и усовершенствования хасид должен искать у цаддика; поэтому он должен посещать последнего, видеть, говорить с ним и даже чтить и тогда, когда цаддик грешит, и таким образом он сделается чистым и безгрешным.

Раскаяние и покаяние суть существеннейшие средства для блаженства. Никто не должен сомневаться в совершенствовании человека. Хасид должен вдалеке держаться от посторонних наук, которые ведут только к неверию. Также и от служения Маммоне.

Всякое занятие исправляется божественным страхом.

Хасиду рекомендуется: совершенное бескорыстие, миролюбие, умеренность в осуждении других, храбрость без дерзости, строгость к самому себе, умеренность, высшая степень опрятности в отношении тела и платья; и хасид будет защищен от чувственности, гордости, высокомерия и недовольства.

Источниками обучения служат, кроме Библии и Талмуда, преимущественно собрания законов и Зогар. Их молитвенник есть молитвенник сефардов.

Кстати, обратите внимание на слова "...эта неограниченная покорность выражается также в титулах, даваемых цаддику или рабби (он называется цаддик столетия, совершеннейший цаддик, великий столетия, истинная мудрость, Насси, Царь и т. д.)..."

Мне показалось любопытным то, что и гитлеровцев часто называли наци. По этому поводу есть интересный материал (на английском языке) -- http://www.samliquidation.com/nazi.htm



Главный Наци (NaSSi)

наци, цаддики, хасидизм

Previous post Next post
Up