КОБ и саббатианство

May 21, 2008 20:10

Хотелось бы обратить внимание всех, интересующихся этой темой (КОБ), на такое явление в истории иудаизма, как саббатианство.

С историей этого мессианского движения, её основателем и некоторыми аспектами их идеологии можно познакомится по ссылке ( http://www.jewishencyclopedia.ru/article/13636 ) на статью в "Электронной еврейской энциклопедии" - "САББАТА́Й ЦВИ".

Меня заинтересовали следующие фрагменты статьи:

... В 1683 г. около 300 семей саббатианцев, решив идти по стопам своего Мессии, приняли ислам. Из этих новых отступников и из тех саббатианцев, которые перешли в мусульманство вместе с Саббатаем Цви, образовалась под руководством Иосефа Философа и Шломо Флорентина секта, впоследствии получившая название дёнме.

<...>

...Усиление борьбы ортодоксов с саббатианцами заставило последних придать своей деятельности сугубо конспиративный характер.

<...>

...Религиозные преследования не привели к существенному уменьшению числа саббатианцев. Ересь приобрела еще более тайный характер, прячась под покровами ортодоксального благочестия. Среди саббатианцев стало считаться богоугодным делом не только скрывать свои убеждения, но и публично предавать саббатианство поруганию. Очевидно, такое поведение саббатианцев породило новые слова шабсел и шабсцвинник (от имени Шабтай), обозначающие не только адепта саббатианства, но и вообще двуличного человека.

Значительное распространение радикальные секты саббатианцев, практикующие особые методы инициации и мистические ритуалы, получили в Чехии и Подолии. Существовала целая система методов привлечения в секты новых членов. С саббатианством были связаны и отдельные мистики, которых называли ба‘ал-шемами.

<...>

...Всю совокупность саббатианских идей, независимо от времени их возникновения и способов выражения, можно свести к двум основополагающим концепциям:

1. Концепция «истинного Бога Израиля». Взгляды, сформулированные в рамках этой концепции, противопоставляют друг другу разные модусы Божественного. Саббатай Цви, беря за основу учение Зохара о сфирот, утверждал, что Богом Израиля и Творцом, осуществляющим провиденциальное управление миром, является не эйн-соф (Бесконечное), а сфира тиф’ерет (великолепие, красота Бога). У Кардозо, развивавшего эту идею, аспект эйн-соф назван «Богом философов», а служение этому Богу - тяжелым и вредным заблуждением. К этим взглядам примыкает воспринятое Натаном из Газы учение лурианской каббалы о цимцуме (самоумалении эйн-соф перед творением), постулирующее дуализм внутри эйн-соф. Последним выражением этой гностической теологии была теория Франка о трех уровнях Божественного.

2. Концепция роли Мессии в исправлении (тиккун) миров. Наиболее детально эта концепция разработана у Натана из Газы. Натан, интерполируя идеи лурианской каббалы, отводил Мессии особое место в процессе освобождения «искр святости» из-под власти клиппот (деструктивных сил мироздания). Согласно его учению, миссия Израиля в процессе тиккун исчерпывается с наступлением мессианской эпохи, и исправление миров начинает осуществлять душа Мессии, сходящая за искрами святости в такие глубины клиппот, с которыми другие души Израиля не могут войти в продуктивное соприкосновение. Для выполнения своей задачи душа Мессии принимает очертания тех клиппот, исправлением которых она занимается. Этим объясняются парадоксы мессианской эпохи, в частности, те, позитивные по сути действия Мессии, которые воспринимаются как нарушение заповедей Торы. В этих условиях осуществляется принцип, гласящий, что «нарушение предписаний Торы - это выполнение их».

...Концепция роли Мессии могла претерпевать некоторые модификации, и функция тиккун, осуществляемая в глубинах клиппот, могла возлагаться не на одного Мессию, а на избранные души (у дёнме и у франкистов), однако сам характер интерпретации мессианской проблематики оставался неизменным. Высказывание подобных идей изобличало автора как адепта саббатианства.

...Идеология саббатианства оказала существенное влияние на дальнейшее развитие еврейской мистики, в частности, на идеи хасидизма. Ожесточенный характер борьбы митнагдим против хасидизма в немалой степени объясняется подозрением, что хасидизм - это продолжение саббатианства. В секуляризованном виде деятельная сила саббатианских идей продолжила свое существование в некоторых идеях Хаскалы и особенно сионизма.
По-моему все аспекты КОБРы проявлены налицо!

Тут есть всё: игры в ислам, философский иррационализм и каббалистика, гностицизм, хасидизм, "мошиах" (Сталин) "принимающий формы клиппот для исправления", баал-шемы (большевики) и т.п.... короче "и хвост и уши - всё как у тебя" (с)

Впрочем, главная черта этого движения - двуличность, "двое-рушничество" («нарушение предписаний Торы - это выполнение их»), тайные, скрытые от "непосвященных" истинные убеждения. Постоянное открещивание от своих истоков и священных книг, патологическая лживость тех, чьи "избранные души выполняют мессианскую функцию "тиккун"" (т.е. - ВП СССР) выдают их истинный характер. В сущности КОБ - это не совсем "разгерметизация управленческих знаний", а как я уже и говорил адаптация каббалы для гоев. Причём адаптация интересная:

Само слово "каббала" в переводе с древнееврейского означает "предание". По словам знаменитого французского мистика Папюса (1865-1916 гг.), слово "каббала" халдейско-египетского происхождения (египетский корень "кеп", "копп" или "кеб", "коб", по-еврейски "габ", "кебб" или "кебет" означает "скрывать", "закрывать", частицы "аль" или "ал" по-египетски означают "брать").
Т.е. КОБ - это "каббала" без "аль"("ал"), или без еврейской "ламед" (т.к. на еврейском слово "каббала" обычно пишут как сочетание из трёх букв "каф", "бет", "ламед"). Думаю есть в этом какой-то свой эзотерический смысл, который саббатиане вложили в этот проект. Интрига, однако...

разоблачение, каббала, саббатианство, баал шем, коб, мешихизм

Previous post Next post
Up