КОБовская теория эгрегоров -- эволюция каббалистического маггидизма

Jul 06, 2009 13:45


Очень яростно, порой, кобовские адепты оспаривают мою точку зрения на каббалистическое происхождение "теории эгрегоров". Я считаю, что этот вопрос нуждается в более глубоком осмыслении.

Надо понимать, что каббала -- учение постоянно внешне модифицирующееся, дабы более приспособиться к запросам времени. Многие исследователи замечали эту особенность каббалистики, поэтому, когда речь заходит о сравнении тех или иных положений каббалы и КОБ, надо делать сноску на то, что первоначальный смысл многих каббалистических понятий со временем мог быть заменён несколько другим смыслом, более удобным для текущих нужд каббалиста.

Я уже прослеживал "эволюцию" учения об "эрев рав", как одна строчка из Писания дала возможность мудрецам Мишны и их последователям развить целую историческую эпопею о похождениях потомков допотопных злодеев(Амалеким), выступавших в лице египетских жрецов Амона, вышедших с евреями из Египта и ставшими правителями мира в последние пару тысяч лет.

Нечто подобное произошло и с термином маггид.

Электронная еврейская энциклопедия сообщает об этом следущее:

В каббале - небесная сила, открывающая каббалисту тайны, говорящая его устами и водящая его пером. Согласно еврейской мистической традиции, некоторые лица удостоились услышать великие тайны Торы из уст пророка Илии. В период изгнания евреев из Испании (1492) в кругах мистиков, приверженцев ученого раввина Иосефа Тайтацака, выкристаллизовывается каббалистическая идея маггида как ангела-посланца. В среде каббалистов Цфата образ маггида получил разработку у Моше Кордоверо, Х. Витала и в сочинении И. Каро «Сефер ха-маггид» («Книга маггида»), от которой сохранился лишь отрывок, где маггид интерпретирует тайны каббалы и комментирует Библию; многие высказывания маггида носят личный и практический характер. Маггид у И. Каро - это Шхина (Божественное присутствие) или десятая сфира (см. Сфирот), принимающая форму Мишны. Вера в общение с маггидом была широко распространена среди приверженцев Саббатая Цви. Жестокий спор разгорелся вокруг имени Моше Хаима Луццатто, которому в 1727 г. в Италии якобы явился маггид, сообщил (как маггиды Каро и саббатианца Мордехая Ашкенази) откровения и продиктовал ряд сочинений, предназначенные стать новой книгой Зохар.
Т.е. в классическом виде маггид -- это некий ангел-наставник, некая сущность, сообщающая, так или иначе, адепту некую информацию. Причём важно, что маггид часто проявляет себя посредством самого адепта (говорит его устами, управляет его руками и т.п.)

Интересно также замечание Рафаэля Патая, о том, какие доктринальные изменения претерпел маггидизм у Исаака Лурии:



Доктрина Исаака Лурии о маггидизме.

Доктрина Исаака Лурии о маггидизме, как она описана его учеником Хаимом Виталем, имеет определенно не духовный оттенок. Маггид не только не дух покойного святого или учителя, тем более не голос Бога, он приходит в результате старательности, благочестия, усердных молитв адепта. Как утверждал исследователь лурианского наследия Лоренс Файн, "голос, которым человек говорит, изучая Тору, или произносит мистическую молитву, поднимается вверх, таким образом создавая маггид. Позднее этот созданный духовный голос спускается, "одев" себя в голос мистика..." Или этот голос присоединяется "к голосу покойного цаддика [праведника] в верхнем мире", после чего, соединившись, "два голоса... спускаются вниз и говорят голосом адепта". В маггидизме Лурии, как об этом пишет Хаим Виталь, маггид не тождественен Шехине, но имеет некоторое отношение к сефире Малкут (Царство), которая тождественна, как мы видели, Шехине.
Со временем и это определение маггида претерпело ряд изменений, одевшись в "наукообразную одежду" ("схемы-чертежи") и стало выглядеть примерно так (в кобовской редакции):

"ЭГРЕГОР - ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СФОРМИРОВАННОЕ ПОЛЕВЫМИ МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ РАЗУМНЫХ СУЩЕСТВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ НА БАЗЕ ЕДИНСТВА ИХ ИДЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, СТРЕМЛЕНИЙ. Функционирует как приёмо-передающая антенна. Подпитывается энергией своих адептов, активно влияя на каждого из них."
Весьма интересно, в связи со всем этим, упоминание Александра Дугина, в рамках его статьи "Мессианство каббалы"...

...об особой категории ангелов, которые в апокрифической книге "Эноха" описаны как "бдящие", по-гречески "эггрегоры", в старославянском переводе "Книги Эноха" - "григории".

Любопытно отметить, что современные оккультисты прилагают понятие "эггрегора" к психическим сущностям, выполняющим роль "коллективной души" или "коллективного" бессознательного в случае различных наций и народов.

Рене Генон указывал на тревожный и сомнительный аспект такой терминологии.

На самом деле, все становится на свои места, если принять во внимание тот факт, что каббалисты отождествляют "гойские народы" с воплощением сил "левой стороны", то есть как общества, коллективной душой которых является та или иная демоническая сущность.
Такая вот каббалистика...

Обратите внимание -- сперва: "голос, которым человек говорит, изучая Тору, или произносит мистическую молитву, поднимается вверх, таким образом создавая маггид", а потом "ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СФОРМИРОВАННОЕ ПОЛЕВЫМИ МЫСЛИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ РАЗУМНЫХ СУЩЕСТВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ НА БАЗЕ ЕДИНСТВА ИХ ИДЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, СТРЕМЛЕНИЙ".

От демонов, дибукков, духов и "ангелов наставников" - к "энергоинформационному образованию". Поэтому она и называется "Наука каббала"! =)

Но, что интересно, большинство своей бредятины каббалисты черпали из "откровений" маггидов, т.е., если уж называть вещи своими именами -- у бесов. Поэтому для них, как подверженных частым одержаниям бесов, кажется вполне нормальным такое явление как "подмена воли на эгрегориальную алгоритмику". Просто свою личную одержимость они склонны оценивать как "доброкачественную", а поведений исповедующих антагонистичное им мировоззрение как "одержимость" их "демонической коллективной душой".

"наука" каббала, эгрегоры, маггид, лурианская каббала

Previous post Next post
Up