Благочестиво ли "дать в зубы" не будучи святым?

Dec 20, 2014 04:29

Мнение современных священнослужителей о допустимости насилия в отношении еретиков (на примере заушения Ария свт.Николаем) вызывает недоумение:

Наверное, нужно иметь чистоту жизни и веры, присущую святым, чтобы иметь и подобное им дерзновение. Так что прежде чем «освятить свою руку ударом», хорошо бы хоть на мгновение со всей серьезностью и честностью заглянуть в себя и ответить на вопрос: а не есть ли и мне самому за что-нибудь «благочестиво» дать в зубы?..
Подобное же мнение в своё время высказывал мне диакон Георгий Максимов, во время нашей с ним дискуссии об отношении к еретикам, колеблющим Церковь. Я уверял его, ссылаясь на учение прп. Иосифа Волоцкого, что жесткость, вплоть до оскорблений, и даже насилия, допустимы и оправданы, когда речь идёт о развратителях христиан.

Но каков же выход придумали эти "толстовцы"? Ты сам, дескать, должен быть свят, прежде чем "освящать руку ударом"! Какая глупость! Разве те, кто наказывал кощунников и еретиков, сами себя считали святыми ?! Разве они задавались перед этим вопросом "а не есть ли и мне самому за что-нибудь «благочестиво» дать в зубы?" и отвечали на него "нет, конечно -- у меня же чистая жизнь, присущая святым" ?! Пусть сами поразмыслят: кто из святых при жизни считал себя подлежащим канонизации?

В этом-то и заключается вся суть: святым свойственно смиренномудрие. «Я не знаю, сделал ли я за жизнь свою хотя бы одно доброе дело» - говорил один из величайших христианских подвижников прп.Макарий Великий.

Поэтому у них вопроса о почитании себя достойными никогда не стоял. Они, в сущности, испытывали то же самое естественное нравственное чувство что и "среднестатистический" христианин, при виде зла. И у них возникало естественное желание это зло остановить. Вот, например, уже упоминаемый мною в посте о "худиевщине" фрагмент из жития мучеников Амфиана и Едесия, который, кстати, совершенно не связан с кощунством или совращением в ересь:

Правитель города Иерокл преследовал христиан в нарушение всех законов и отдавал в дома терпимости дев, посвятивших себя служению Богу. Узнав об этом, Едесий, не в силах сдержать гнева, устремился к Иероклу и нанес ему такую сильную пощечину, что сбил с ног. Немедленно схва­ченный, христианин бестрепетно перенес ужасные мучения. Святой Едесий, как и его брат, был брошен в море.
Итак, Едесий стал мучеником за сопротивление злу силой. Причём, сопротивление это он осуществлял испытывая вроде бы даже "преступные" чувства - находясь в состоянии гнева.

А вот что пишет прп.Симеон Новый Богослов в слове 88:

Если иной раз нужно будет по благословной причине явить гнев против беспорядочных братий и вразумить их жезлом наказания, чтоб они отстали от худого какого-либо навыка, не худо и это, и не необычно в Церкви Христовой. Свидетель слова сего Сам Господь Иисус, который, сотворив бич от вервий, бил им непокоривых иудеев за то, что дом молитвы превратили в торжище, трапезы меняльщиков опроверг и пенязи рассыпал (Ин.2:14-15). Ибо всякое дело, которое делается для того, чтобы или помешать злу и уничтожить его, или помочь добру и добродетели и защитить их, похвально и богоугодно.
Как видно, святой не ставит никаких преград и дополнительных условий для христианина в борьбе со злом, и ссылается прямо на Иисуса Христа, от Которого должен научиться и во всём подражать Которому обязан каждый христианин!

А если бы мы следовали рецептам некоторых современных батюшек-толстовцев, то злейшее зло разлилось бы повсюду гораздо быстрее, и захватило бы бы несметное количество душ!

Очень надеюсь, что данные священнослужители рано или поздно осознают пагубность этого толстовства, всей этой "худиевщины", и не будут смущать христиан и мешать им сопротивляться злу, в том числе, силой.

жития святых, худиевщина, толстовство, церковное, макарий великий, иосиф волоцкий, симеон новый богослов, николай чудотворец, сопротивление злу силой

Previous post Next post
Up