Мистерия «преподнесения святого Корана» - 2

Feb 17, 2013 02:49

(продолжение)

Тем, кто читал материалы о саббатианстве в моём ЖЖ, должно уже хорошо быть известно имя Авраама Мигуэля Кардозо, одного из основных саббатианских теоретиков, и его учение о двух то соединяющихся, то враждующих мессиях:



http://antikob.livejournal.com/60912.html
Кардозо обращает внимание на первое и последнее слова Пятикнижия: «В начале» (Быт. 1:1) и «Израиль» (Втор. 34:12), которые древний раввинский мидраш (т.е. комментарий) Левит рабба (36:4) связывает воедино:



«Рабби Берехия сказал: 'Небеса и земля были сотворены только в заслуги Якова, имя которого - Израиль. Откуда мы знаем это? 'В начале (бе-решит) сотворил Бог небо и землю.' [Быт. 1:1] И 'начало'(решит) определенно означает Израиль; поскольку написано, 'Израиль - святыня Господня, начальные(решит) плоды Его'».
Для Кардозо такое «изумительное единство Торы», когда «её конец укоренился в её начале и её начало в её конце», означает ещё нечто большее. Эти два слова означают также двух машиахов (а именно - Саббатая Цви, как машиаха бен Давид, и Авраама Кардозо в качестве машиаха бен Йосеф [или бен Эфраим]), которым необходимо стать «единым целым», чтобы было достигнуто полное исправление мира (тиккун), а также гармония внутри «божества», которое, как мы помним, находится в «разделенном» виде: «царь» и «его Шехина» пребывают в разлуке (соединению их способствует, в частности, ритуалы йихудим).

Так же как и внутри каббалистического божества - «Святой» и его «Шехина», оба мессии олицетворяют собой женскую и мужскую потенцию божественного. МбЙ/Э - мужскую, а МбД - женскую. Причём, как сообщает профессор Эллиот Вольфсон в своём замечательном труде, «Constructions of the Feminine in the Sabbatian Theology of Abraham Cardoso», «другая сторона» некоторым образом копирует явления «стороны святости» (далее идёт мой перевод с английского):

В одном своём пассаже в трактате о двух мессиях святости и двух клиппотных, демонических мессиях, который был составлен в конце 1690-х, Кардозо выразил этот предмет следующим образом:

«Итак знай, что есть два машиаха святости, со стороны Ze'eir и Nuqba' святости, и есть два машиаха клипы, соответствующие Самаэлю и змее, мужскому и женскому началу клиппот, и, как известно, клипа (скорлупа, оболочка) предшествует внутренности (ядру)».

В продолжении этого текста Кардозо определяет под Самаэлем Иисуса, который является мессией Эфраимовым с демонической стороны, и под змеей - Мухаммада (эллиптически называемого «Ишмаэлит»), который соответствует мессии Давидову.

Но, в отличие от «стороны святости», для «другой стороны» характерны бездумность, хаос и разделение:

Авраам Кардозо: «Поскольку нет понимания (da'at) в отношении клипы, они не соединены в святости, Самаэль и змея не спарены и не соединены прочным и истинным единством. Они суть другие боги ('elohim 'aherim), их двое. Однако, мужское и женское святости, со стороны эманации, всегда едины; поэтому они являются одним, и у них есть понимание.»



Здесь, вероятно, мы встречаем отголоски учения Натана из Газы о «бездумных светах», и я уже писал об этом в своё время:

http://antikob.zbord.ru/viewtopic.php?t=55
Натан взял за основу лурианскую концепцию творения мира путём самоумаления, сокращения божества (цимцум), освобождения им в себе места для творения (освобожденное место названо "техиру"), в котором при "отливе" "света" остается некий "осадок", названные им "бездумные светы"("решиму" или "големы"), которые содержат в себе "качество божественного суда"("дин") - это "корни клиппот", а весь акт "сжатия" таким образом представляет собой акт "катарсиса" Творца, самоочищения от "присущего" ему зла.
<...>
Затем, следуя лурианской схеме, Натан пишет, что, окончив "отлив", Творец излучает "прямую линию" и начинается процесс творения, в результате которого создаются(кристаллизуются) формы из хаоса. Но "прямая линия" проходит лишь верхнюю часть "техиру", не достигая нижней части, которую Натан назвал "глубины великой бездны", и поэтому "великая космическая работа" Израиля по восстановлению ("тиккун") мира, относится лишь к верхней части, а в этой нижней части царит хаос и обитают "бездумные светы", "клиппот", которые сопротивляются процессу творения.

Эти демонические силы образуют свой "тёмный мир" зла, проявляясь как Самаэль и его команда. Это "змеи", населяющие "глубины великой бездны".

Как пишет Гершом Шолем в своей книге (откуда я и взял информацию по учению Натана) «Sabbatai Sevi: The Mystical Messiah, 1626-1676»:



Нижняя часть (техиру) сохраняется в бесформенном и хаотическом состоянии (голем), под властью клиппы, до пришествия мессии, который один только может усовершенствовать её.

(окончание следует)

авраам кардозо, машиах бен давид, гершом шолем, эллиот вольфсон, шабтай цви, саббатианство, натан из газы, машиах бен йосеф

Previous post Next post
Up