(продолжение) Тем, кто читал материалы о саббатианстве в моём ЖЖ, должно уже хорошо быть известно имя Авраама Мигуэля Кардозо, одного из основных саббатианских теоретиков, и его учение о двух то соединяющихся, то враждующих мессиях:
http://antikob.livejournal.com/60912.htmlКардозо обращает внимание на первое и последнее слова Пятикнижия: «В начале» (Быт. 1:1) и «Израиль» (Втор. 34:12), которые древний раввинский мидраш (т.е. комментарий) Левит рабба (36:4) связывает воедино:
«Рабби Берехия сказал: 'Небеса и земля были сотворены только в заслуги Якова, имя которого - Израиль. Откуда мы знаем это? 'В начале (бе-решит) сотворил Бог небо и землю.' [Быт. 1:1] И 'начало'(решит) определенно означает Израиль; поскольку написано, 'Израиль - святыня Господня, начальные(решит) плоды Его'».
Для Кардозо такое «изумительное единство Торы», когда «её конец укоренился в её начале и её начало в её конце», означает ещё нечто большее. Эти два слова означают также двух машиахов (а именно - Саббатая Цви, как машиаха бен Давид, и Авраама Кардозо в качестве машиаха бен Йосеф [или бен Эфраим]), которым необходимо стать «единым целым», чтобы было достигнуто полное исправление мира (тиккун), а также гармония внутри «божества», которое, как мы помним,
находится в «разделенном» виде: «царь» и «его Шехина» пребывают в разлуке (соединению их способствует, в частности, ритуалы йихудим).
Так же как и внутри каббалистического божества - «Святой» и его «Шехина», оба мессии олицетворяют собой женскую и мужскую потенцию божественного. МбЙ/Э - мужскую, а МбД - женскую. Причём, как сообщает профессор Эллиот Вольфсон в своём замечательном труде, «Constructions of the Feminine in the Sabbatian Theology of Abraham Cardoso», «другая сторона» некоторым образом копирует явления «стороны святости» (далее идёт мой перевод с английского):
В одном своём пассаже в трактате о двух мессиях святости и двух клиппотных, демонических мессиях, который был составлен в конце 1690-х, Кардозо выразил этот предмет следующим образом:
«Итак знай, что есть два машиаха святости, со стороны Ze'eir и Nuqba' святости, и есть два машиаха клипы, соответствующие Самаэлю и змее, мужскому и женскому началу клиппот, и, как известно, клипа (скорлупа, оболочка) предшествует внутренности (ядру)».
В продолжении этого текста Кардозо определяет под Самаэлем Иисуса, который является мессией Эфраимовым с демонической стороны, и под змеей - Мухаммада (эллиптически называемого «Ишмаэлит»), который соответствует мессии Давидову.
Но, в отличие от «стороны святости», для «другой стороны» характерны бездумность, хаос и разделение:
Авраам Кардозо: «Поскольку нет понимания (da'at) в отношении клипы, они не соединены в святости, Самаэль и змея не спарены и не соединены прочным и истинным единством. Они суть другие боги ('elohim 'aherim), их двое. Однако, мужское и женское святости, со стороны эманации, всегда едины; поэтому они являются одним, и у них есть понимание.»
Здесь, вероятно, мы встречаем отголоски учения Натана из Газы о «бездумных светах», и я уже писал об этом в своё время:
http://antikob.zbord.ru/viewtopic.php?t=55Натан взял за основу лурианскую концепцию творения мира путём самоумаления, сокращения божества (цимцум), освобождения им в себе места для творения (освобожденное место названо "техиру"), в котором при "отливе" "света" остается некий "осадок", названные им "бездумные светы"("решиму" или "големы"), которые содержат в себе "качество божественного суда"("дин") - это "корни клиппот", а весь акт "сжатия" таким образом представляет собой акт "катарсиса" Творца, самоочищения от "присущего" ему зла.
<...>
Затем, следуя лурианской схеме, Натан пишет, что, окончив "отлив", Творец излучает "прямую линию" и начинается процесс творения, в результате которого создаются(кристаллизуются) формы из хаоса. Но "прямая линия" проходит лишь верхнюю часть "техиру", не достигая нижней части, которую Натан назвал "глубины великой бездны", и поэтому "великая космическая работа" Израиля по восстановлению ("тиккун") мира, относится лишь к верхней части, а в этой нижней части царит хаос и обитают "бездумные светы", "клиппот", которые сопротивляются процессу творения.
Эти демонические силы образуют свой "тёмный мир" зла, проявляясь как Самаэль и его команда. Это "змеи", населяющие "глубины великой бездны".
Как пишет Гершом Шолем в своей книге (откуда я и взял информацию по учению Натана) «Sabbatai Sevi: The Mystical Messiah, 1626-1676»:
Нижняя часть (техиру) сохраняется в бесформенном и хаотическом состоянии (голем), под властью клиппы, до пришествия мессии, который один только может усовершенствовать её.
(окончание следует)