Толковый словарь сионоведа: Видимые бесы (синагога сатаны)

Jul 03, 2012 04:47

В серии постов "Толковый словарь сионоведа" будут публиковаться объяснения основных понятий, используемых сионоведами.

* * * * * *
Видимые бесы (синагога сатаны)

Обыкновенно в церковно-святоотеческой традиции так принято называть Израиль по плоти -- потомков распявших Христа иудеев, и остающихся в ожесточении по сей день.



Само выражение "видимые бесы" приписывается свт.Кириллу Александрийскому, хотя, вероятнее всего, оно в его сочинениях отсутствует, и взято из жития свт.Кирилла, составленного свт.Димитрием Ростовским.

Вот соответствующий фрагмент:

Изгнав, таким образом, невидимых бесов из предместий Александрии, святой приложил все старания, чтобы самый город совершенно очистить от бесов видимых, каковыми были христоненавистные иудеи. С давнего времени они проживали в том городе в бесчисленном множестве. Еще со времен Александра Великого и основания Александрии здесь поселилось немало пришельцев из Иудеи, которые возросли в многочисленное племя. Ненавидя Христа и людей, носивших Его имя, они явно и тайно причиняли христианам всяческие озлобления и неприятности. Зловредны для города были упомянутые выше еретики-новациане, но несравненно злейшими и вреднейшими врагами были иудеи, которые не только возбуждали междоусобия в городе, но устрояли также многочисленные убийства и кровопролития. Призвав к себе начальников иудейских синагог, святитель Божий увещевал их, дабы они удерживали народ свой от подобных злодейств. Но иудейские старейшины не только не вняли увещаниям святителя, но устремились на еще большую злобу.

В городе находилась большая и прекрасная церковь, именовавшаяся Александровской, по имени устроителя ее, епископа Александра. Однажды иудеи вооружились как на войну, и с наступлением ночи подняли на улице среди христианских домов шум и смятение, крича: "Александровская церковь горит".

Услышав крик, христиане один за другим устремились из своих жилищ на мнимый пожар, с намерением затушить его. И вот безжалостные иудеи - тех христиан, которые выходили из ворот своего дома, немедленно рубили мечами, или поражали копьями, или ножами - словом, убивали чем попало. И было убито в ту ночь множество христиан.

С наступлением дня о происшедшем побоище узнал святейший патриарх Кирилл. Оправившись от скорби по поводу убиенных, он стал искать правосудия против иудеев. Но епарх города Орест, хотя и был христианин по вере, тем не менее, питая вражду против святого, помогал иудеям, защищая убийц. Тогда святой Кирилл сам отправился со множеством христиан к иудейскому сборищу и изгнал из города всех иудеев, разорил жилища их и сжег их синагогу.
Называют их - жидов (последователей новозаветного иудаизма) - "видимыми бесами" не по природе, а по произволению.

Свт.Иоанн Златоуст:



Демонами делаются <...> души живущих во грехах, не потому, чтобы переменилось их существо, но потому, что воля их подражает злобе демонов. Указывая на это, и Христос говорил иудеям: вы отца вашего диавола есте (Иоан. VIII, 44); сынами диавола Он назвал их не потому, чтобы они изменились в существо его, но потому, что совершали дела его; поэтому Он и присовокупил: и похоти отца вашего хощете творити.
Понятно, что нельзя распространять данный термин исключительно на одних иудеев. В широком смысле, любой, делающий дела (и даже принимающий мысли) диавола, является видимым бесом:

Преподобный Антоний Великий:



Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле.
Об этом же писал Златоуст:

Какой же еще станешь ты требовать крайности порока, когда мы бесчувственнее ослов, бессмысленнее волов, неразумнее ласточки и горлицы, глупее муравьев, бесчувственнее камней, и даже оказываемся равными змиям? Ярость их, сказано, по подобию змиину (Псал. LVII, 5); яд аспидов под устнами их (Пс. CXXXIX, 3). Но нужно ли говорить о бесчувственности бессловесных, когда мы, оказывается, именуемся чадами самого дьявола? Вы, говорит, отца вашего диавола есте (Иоан. VIII, 44).
Таким образом, термин "видимые бесы" можно понимать в узком и широком смысле. Чаще всего данный термин сионоведами употребляется в узком смысле.

синагога сатаны, жития святых, сборище сатанинское, иоанн златоуст, толковый словарь сионоведа, видимые бесы, кирилл александрийский, антоний великий

Previous post Next post
Up