Раньше мы изображали видимые вещи, то, что мы любили или хотели бы видеть. Сегодня мы раскрываем реальность, которая стоит за видимым, выражая тем самым убеждение, что зримый мир - всего лишь частный случай по отношению к Вселенной и что существует еще много других скрытых реалий. Вещи, кажется, допускают более широкое и более разнообразное толкование, часто, казалось бы, противоречащее рациональному опыту вчерашнего дня. Есть стремление подчеркнуть важнейший характер случайного.
/Пауль Клее/
Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,
Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.
Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды.
Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне
Проступили крылышко и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С Музой и знакомыми прощаться.
Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней.
Если б Клее был немного злее,
Ангел смерти был бы натуральней.
И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости.
Но скажите мне: на что нам это?
На погосте хуже, чем в музее,
Где порой слоняются живые,
И висят рядком картины Клее -
Голубые, желтые, блажные...
/ Арсений Тарковский. Пауль Клее (1957). /
Пауль Клее. Художник, рисующий другие миры.
Швейцарский и немецкий художник, график, теоретик искусства Пауль Клее - одна из ярких фигур европейского авангарда. Хотя родители-музыканты прочили и ему подобную карьеру.Он был музыкально одарён. Играл на скрипке.
Пауль Клее действительно был одарен. Но изобразительное искусство и поэзия привлекали его не меньше. Поэтому, получив аттестат зрелости, вопреки родительской воле, он решил изучать графику и живопись.В 23 года он уехал учиться в Германию, Мюнхен.
Клее не остановился на полученном в Мюнхене образовании. Он упорно занимался и самообразованием. Так как считал, что “художник должен быть и поэтом, и философом, и натуралистом”.
Такими универсалами были художники Эпохи Возрождения. Которые помимо живописи, ещё и на музыкальных инструментах играли, и трактаты писали.
Таковым стал и Клее. Он был и музыкантом, и художником, и писателем. Его дневник, который он вёл всю жизнь, сделал его самым изучаемым художником 20 века. Он же признан самым образованным из своих коллег.
Клее принято считать экспрессионистом. Но в течение жизни он испытывал влияние конструктивизма, кубизма, примитивизма и сюрреализма. Художник сотрудничал с объединением "Синий всадник" и долгое время преподавал в Баухаусе.
1933 год. К власти приходят нацисты. Они вынуждают многих авангардистов покинуть Германию.Художник вынужден был вернуться в родную Швейцарию, где и провел последние годы жизни.
Пауль Клее. До краев. 1930 г. Бумага, акварель, перо. Городской музей в Базеле, Швейцария.