90 лет со дня рождения композитора Олега Каравайчука.

Dec 28, 2017 19:06

Вот я играю, и мне говорят: гениальная игра. А я не чувствую, что это гениально, абсолютно. Я играю себе, и все. Подозрительно отношусь к таким словам, не чувствую себя ни капли гением, это точно. Если я буду чувствовать себя гением, я так не заиграю. Может, змея, даже аскарида может чувствовать себя гением. Это им не мешает, конституция другая.
А у человека психология.

/Олег Каравайчук/




Он сравнивал себя со средневековым менестрелем, работал по ночам, записывал ноты на обоях, категорически отвергал любые проявления публичности. Единственное выступление Олега Каравайчука на сцене Ленинградского концертного зала в начале 60-х закончилось провалом. С тех пор он предпочитал играть не в залах, а в камерных пространствах - галереях, клубах. И каждый такой выход становился чудом.

«Сумасшедший композитор Олег Каравайчук» - так называли его питерцы, а еще - «абсолютный гений». Он же говорил просто: «Играю себе и все». Правда, был убежден в целительной силе своей музыки, якобы потому никогда не болел. Обвинял публику в том, что она не умеет слушать, а могла бы тоже расслышать мир.

Свою первую музыку Каравайчук сочинил в 4 с половиной года. В 7 лет уже участвовал в Кремлевском концерте. В зале сидел Сталин, говорят, даже подарил белый рояль, а через несколько месяцев и отца вернул из лагерей. Вообще, биография композитора похожа на «Сказки 1001 ночи» - дружил с Шостаковичем, учился у Рихтера и практически не посещал занятия в консерватории, не желая играть «по правилам». Скандал на выпускном экзамене лишил Каравайчука доступа к сцене на 29 лет. Ни концертов, ни записей… Только музыка для кино - более чем к 150 документальным и игровым лентам. Он сотрудничал с Сергеем Параджановым, Василием Шукшиным, Ильей Авербахом, Кирой Муратовой, Сергеем Курехиным.

Лучшие фильмы:

«Алеша Птицын вырабатывает характер», «Два капитана», «Поднятая целина»,«Короткие встречи»,«Город мастеров»,«Городской романс», «Долгие проводы», «Принц и нищий», «Чужие письма», «Монолог», «Переступить черту». Автор музыки к нескольким балетам и театральным постановкам в МДТ и Александринском театре «Изотов», «Бесы»).

Его концерты всегда были спектаклями, сценарий их повторялся в одном - публика каждый раз была удивлена. Например, когда обнаженным играл Шопена или когда концерт отменял за три минуты до начала. Наволочка на голове тоже многих смущала - это от слушателей закрывался так композитор. «Игра человеку не принадлежит. Виртуозность - да. А игра дается раз в 5000 лет», - говорил композитор Олег Каравайчук.

image Click to view



Парадигмы биографии

Previous post Next post
Up