КОТ ДА ВИНЧИ (часть 6)

Apr 26, 2019 10:41


Часть 1: https://anti-pov.livejournal.com/216363.html

Часть 2: https://anti-pov.livejournal.com/216655.html

Часть 3: https://anti-pov.livejournal.com/217000.html.

Часть 4: https://anti-pov.livejournal.com/217101.html.

Часть 5: https://anti-pov.livejournal.com/217456.html.



Е.Антипов. "Валенсия. Грааль". 2016, х. м., 70 х 60

В соответствии с некоторыми источниками, Леонардо при дворе Сфорца не просто жил как родственник, но был родственником и миланского герцога, и неаполитанского короля - апокрифы указывают на 1497 год, как на дату заключения тайного брака Леонардо и Изабеллы, вдовы племянника Лодовико Сфорца. Безутешная вдова родила великому художнику трех дочерей и двоих сыновей - один из которых Франческо Мельци. И, правда, в некоторых источниках Франческо Мельци фигурирует как граф, что очень неожиданно для статуса художника той поры. Но связь Изабеллы и Леонардо возникла задолго и до брака, и до смерти ее супруга.

Почему Лодовико Моро не возмутился шашнями своей невестки и, вместо того, чтобы выставить придворного певца, держит его, засыпая золотом? Понятно, Моро был заинтересованным лицом, ибо номинальным правителем Милана был не он, а как раз его племянник. Моро только регент. И чем глубже племянник уходил в алкоголь, тем спокойней Моро правил Миланом. Размер пособия для Леонардо намекает, что Моро был надлежаще осведомлен, что Леонардо - сын некой важной аристократки. А врожденное благородство Леонардо бросается в глаза: в период придворных песен Леонардо ведет себя не как удачливый жиголо, а как настоящий аристократ духа; при живом муже-алкоголике ни малейшего пятнышка на репутацию Изабеллы Леонардо не уронил. Притом, что основания для измены у Изабеллы весомые: во-первых, вышеупомянутый алкоголизм, что тогда очень удивляло аристократию, во-вторых, муж сам изменял ей с мужчинами, что тогда аристократию не удивляло ничуть. Шептались, будто Изабелла пыталась отравить фаворита своего мужа, то есть нервы у Изабеллы были на пределе. А тут рядом Леонардо - сильный, красивый, не пьющий, а еще и поет, поет. Для любой женщины этого достаточно, но Леонардо настолько добр и учтив, что изобразил Изабеллу в образе мадонны (мадонны Литта). Ее красивый лик можно видеть и на картинах Больтраффио. Впрочем, «Мадонну Литта» тоже приписывают Больтраффио.


Морганатический брак с Леонардо был заключен спустя три года после овдовения, то есть, никакой суеты, все прилично. А то, что у жены герцога Миланского и сестры короля Неаполитанского дети от певца, ее не смущает: дед Изабеллы Фердинанд I - сам внебрачный сын Альфонса V, короля Арагона и Сицилии, - стал королем Неаполя по завещанию отца. Хотя передача короны побочному сыну таким макаром противоречила нормам самодержавия. Кстати, брат Изабеллы король Неаполитанский - тот самый Фердинанд II, что вместе со своей женой устроил реконкисту в Испании, то есть разогнал арабов и при помощи Торквемады восстановил христианство на Пиренейском полуострове. Иначе говоря, Леонардо оказался в хорошей исторической компании. И за какие-то дела в 1510 году Леонардо производят в Великие магистры «Приората Сиона». Но за какие? За вокально-живописный талант? Но вокалистов в Италии всегда хватало, а живописью Леонардо занимался в минимальном объеме, эдак не спеша и в свое удовольствие, не обращая внимание даже на обязательства.

А если присмотреться к списку Великих магистров «Приората», там иногда оказываются имена людей, на социально-общественном поприще никак себя не проявивших. Даже есть пара малолетних мальчиков. И целых три женщины, что для тайных обществ совсем не характерно.

Что может связывать таких разновозрастных, разнополых и разновеликих людей? Только спирали дезоксирибонуклеиновых кислот. То есть, она, кровь. И то верно: уже вторым Великим магистром «Проирата» стала женщина.

И тут мистическая нить вплетается в ткань рациональных суждений, из глубины веков подают пугающе-вкрадчивые голоса таинственные коты да Винчи.

Впрочем, если кто-то убежден, что по планете через полторы тысячи лет ходили (видимо, ходят и сейчас) потомки Спасителя, то да, ходили и ходят, почему нет. Но для того, чтобы исследовать резонансный феномен Леонардо достаточно знать, что адепты Меровингов тоже в этом были убеждены.

Меровинги - загадочная династия королей Франции, правили с конца V до середины VIII века, когда Франция еще так и не называлась. Адепты Меровингов учредили орден «Приорат Сиона» в 1188 году. (Кстати, алтарь строящегося собора Парижской Богоматери освящен за шесть лет до этого). А в 1418 году Великим магистром стал десятилетний мальчик Рене Анжуйский. Или, по-ихнему, Рене д'Анжу. Был Рене королем Венгрии, Валенсии, Неаполя, Сицилии, Арагона, Майорки, Сардинии, Анжу. Владел графствами Прованс, Пьемонт, Гиз, Калабрия, Лотарингия. Бар, герцогствами Калабрийским и Лотарингским. А самый главный его титул - король Иерусалима. Возможно, в Иерусалиме об этом мало кто знал, но статус обязывал, и Рене всячески стимулировал поиски следов пребывания в Галлии (то есть, во Франции) Марии Магдалины. В местечке Ренн-ле-Шато искали ее гробницу, и кое-что нашли. Валенсийский Грааль - заслуга Рене. А еще он создал орден «Полумесяца».

Все это здорово, но это все меркнет в сравнении с тем, кто был мамой Рене. Мамой была Иоланда Арагонская.

Это была потрясающая мама. Политик, при активнейшем участия которого стал меняться миропорядок, по крайней мере, европейский. Королева четырех королевств, старшего сына пристроила наследником к Неаполитанской королеве, пользуясь ее бездетностью, младшего пристроила наследником к Английскому королю, пользуясь его неважной сообразительностью. Средний - Рене, - и так король всего. Именно Иоланда Арагонская разработала и спонсировала (а бесплатно наемники-то не воюют) виртуозный проект «Жанна д'Арк», вследствие которого на трон Франции взошел Шарль VII. Шарль/Карл VII рос, воспитывался при ее дворе и после коронации стал ее зятем. По единодушному мнению хроникеров той поры, она была «прекраснейшей и мудрейшей из всех принцесс христианского мира». Ее называли женщиной, сделавшей Францию. И это не цитата из панегирика - она создала серьезный фонд для восстановления разрушенной Франции.

И вот, хлопотами Рене, у нее родилась внучка - наша Иоланда. Иоланда де Бар. Почему «наша»? Да потому, что именно на нее, на «зашифрованную аристократическую особу», указывают некоторые болтливые языки, как на виртуальную мать Леонардо.

В 17 лет Иоланда де Бар вышла замуж за Ферри, сеньора Сион-Водемонского, который был рыцарем ордена «Полумесяца». Рыцарем того же ордена был и Франческо Сфорца - отец Лодовико Моро. Друзьями ее папы Рене были как миланские Сфорца, так и флорентийские Медичи. Фамилии, опекавшие впоследствии Леонардо, который неустановленным образом рождается у холостого юриста из Винчи после того, как у Иоланды умирает первенец.

Да, все это походит на синопсис романа Дюма, но ведь и Дюма ничего не выдумывал. И да, как описывал Дюма, везло бастардам по-разному - кому-то присваивали железную маску, а кто-то становился легендой при жизни.

Но если матерью Леонардо была-таки Иоланда де Бар (или Бару), зачем ей так уж шифроваться, ведь сюжет распространенный, даже банальный.

Возможно, затем, что третьей женщиной - Великим магистром «Приората Сиона» - была как раз Иоланда. И в тот период, когда она заступает на должность, судьба Леонардо получает откровенный импульс благополучия - подталкиваемый Медичи, он поступает под покровительство Сфорца: уважение растет и популярность ширится. Это ничего, что гигантский конь развалился, это ничего, что сползла на бренную землю дорогостоящая энкаустика, это ничего, что и ту картину не закончил, и ту роспись, и ту, и эту. Кстати, расходы за чей счет? Почему ни разу не посадили за растрату, за невыполнение договорных обязательств? Почему известно только одно судебное разбирательство длиной в четверть века, ни чем не закончившееся? Леонардо что, заколдованный?

Заколдованный. Он живет в своем режиме, размышляет о способности птиц летать и рыб плавать, перебирая струны, поет для любимой Изабеллы, с этой прекрасной Неаполитанской принцессой заводит прекрасных детей, своего сына - а чтобы ему веселее было, и других замечательных юношей, - обучает живописи, сам пишет картины по настроению, и, конечно же, в духе времени, подражая известным предшественникам, придумывает нежизнеспособные механизмы и рассуждает о свойствах воды. Суждения его верны и порою полезны, но все это очень далеко от прозрений и озарений.

Так живет Леонардо в беззаботном состоянии до избрания Великим магистром «Приората».

В новом статусе да Винчи активен, много ездит: какие-то встречи на высшем уровне, включая римского папу.

Последние годы - по приглашению короля Франциска I - проводит во Франции, в Амбуазе. Опять же, на полном обеспечении, с приличной зарплатой и без каких-либо обязанностей.

Ну ладно, Медичи и Сфорца, у них с Леонардо свои итальянские завязки, а французский король тут при чем? Впрочем, да: Леонардо же наследник Меровингов, потомок легендарной королевской династии Франции. Выходит, все по-честному.

Умер Леонардо в замке Кло-Люсе. А возле замка Амбуаз стоит капелла святого Губерта, она же усыпальница да Винчи. Надгробная плита это для туристов-паломников, могила же Леонардо не сохранилась. Таким образом и смерть внесла свои пять копеек: если в Италии при жизни Леонардо никто никогда не называл его инженером, архитектурных объектов его никто не видел, то во Франции на мемориальной плите вырублено: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства». Символично и пророчески заканчивает свою главу про Леонардо Вазари: «...несмотря даже на то, что он гораздо больше проявлял себя в словах, чем в делах, имя и слава его никогда не погаснут среди людей».

Умер Леонардо 2 мая 1519 года, прося прощения у Бога и людей, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать.

...На этом бы и закончить. Если б не дополнительные вопросы.

Продолжение https://anti-pov.livejournal.com/218090.html.

Код да Винчи 6

Previous post Next post
Up