Рогожская старообрядческая община

Jul 03, 2013 14:36




История Рогожской старообрядческой общины
Своим названием Рогожская застава обязана ямщикам. С конца XVI века здесь селились ямщики, занимавшиеся доставкой государевой почты и перевозками товаров из Москвы в село Старый Рогожский ям (позже ― Рогожь, город Богородск и в советское время ― город Ногинск Московской области). От Рогожской заставы шел Владимирский тракт.

Поскольку темой поста является только Рогожская старообрядческая община, не буду рассказывать здесь всю историю старообрядчества. Перейду сразу к истории общины. Она ведет начало с 1771 года. Тогда в Москве разразилась эпидемия чумы. Распоряжением правительства было запрещено хоронить умерших в черте города. За пределами Москвы возникает 6 кладбищ, из них одно - старообрядческое.

Старообрядцы обосновались в Москве лишь незадолго до эпидемии - в 60-е годы XVIII века, когда гонения на них несколько ослабли. Они могли свободно заниматься торговлей, однако о строительстве храма пока могли только мечтать. Богослужения по-прежнему проводились тайно. Когда началась эпидемия, старообрядцы активно включились в борьбу с ней: помогали больным, хоронили умерших, проводили санитарные мероприятия. Все это позволило добиться от фаворита императрицы князя Григория Григорьевича Орлова позволения построить возле Рогожского кладбища часовню для отпевания умерших. В 1771 году была построена небольшая деревянная часовня во имя св. Николая, которую через пять лет заменили на более просторную каменную. Прецедент, таким образом, был создан: старообрядцам было разрешено строить молитвенные здания в Москве.

Позже старообрядцам было разрешено возвести неподалеку от кладбища два храма - летний и зимний, с калориферным отоплением. Летний собор был построен в 1792 году по проекту известного архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизм и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как и большинство старообрядческих храмов (старообрядцы верят, что именно покровительство Богородицы позволяет им преодолевать все невзгоды).



Зимний храм в стиле барокко был построен чуть позже, в 1804-1805 годах по проекту архитектора И. Д. Жукова и освящен в честь Рождества Христова.



В начале XIX века община превращается в настоящий духовный центр старообрядчества. Здесь располагаются дома призрения для престарелых и инвалидов, приюты для душевнобольных, сиротский дом, жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих, особые кельи для инокинь, церковное училище. К середине XIX века число монахинь превышает полторы сотни. В 1832 году именно здесь проходит Рогожский собор, на котором решено было учредить старообрядческое епископство за границей (из-за агрессивного преследования старообрядцев николаевским правительством). Попечитель Рогожского кладбища Федор Рахванов, один из инициаторов поисков архиерея, был по приказу правительства арестован и заточен в казематах Суздальского монастыря. Ну вот, не удалось совсем обойтись без истории старообрядчества.

С 1862 года именно на территории Рогожской старообрядческой общины располагается резиденция старообрядческого митрополита Московского и всея Руси. Нынешний митрополит, Корнилий, также проживает здесь. Под резиденцию отведено здание... бывшего морга. Точнее, это морг по нашим современным понятиям, а вообще-то это часовня, в которой стояли гробы с покойниками. Ну ведь морг же, разве нет?

В 1854 году кладбищенский священник Петр Русанов перешел в единоверие, за ним последовало несколько прихожан. Этим воспользовалось правительство: Никольскую часовню насильно у кладбища отобрали, и митрополит Филарет освятил ее в единоверческую церковь. С 1856 года алтари обеих церквей были запечатаны. В 1880 году обсуждался вопрос об их открытии, однако обер-прокурор Синода Победоносцев настоял на том, чтобы они оставались запечатанными. В 1905 году выходит императорский указ «Об укреплении начал веротерпимости», и после этого алтари наконец-то распечатываются. В память об этом событии была воздвигнута величественная церковь-колокольня Воскресения Христова, представляющая собой подобие старинных храмов и звонниц, с рельефом на фасаде. Рельеф этой колокольни, в частности, изображает сказочных птиц - Сирина, Алконоста и Гамаюна. Внутри - старинные иконы XV-XVII веков. Высота колокольни - 80 метров, всего на один метр ниже колокольни Ивана Великого. Кроме того, каждый год во второе воскресенье после Пасхи старообрядцы Москвы в память о том знаменательном указе 1905 года совершают крестный ход. День выбран не случайно: указ вышел 17 апреля 1905 года и пришелся как раз на празднование Пасхи.


















Наконец-то вздохнув свободно после стольких испытаний, старообрядцы активно участвуют в экономической и культурной жизни страны: достаточно назвать имена хотя бы Саввы Мамонтова или Степана Рябушинского. Но не забывают они и о своей общине: при ней открывается высшее учебное заведение - Старообрядческий институт. Предреволюционное десятилетие было поистине золотым для старообрядчества.









Однако после революции все закончилось. В 1928 году с колокольни были сброшены колокола. В 1929 году храм Рождества Христова был наполовину разрушен. То, что осталось, было превращено в столовую для рабочих, а с 1970-х годов - в базу игровых автоматов. В 1993 году территория общины возвращена старообрядцам, и с тех пор начинается ее восстановление. Правда, не все здания пока отреставрированы.



В 2009 году восстановительные работы наконец-то добрались до «Иордани». Дело в том, что за соборами находился живописный пруд с чистой родниковой водой. В нем нельзя было стирать и купаться, он предназначался для освящения воды. С этой целью на особом помосте была установлена часовенка - та самая «Иордань». После революции пруд был объявлен рассадником малярии и засыпан мусором. Потом мусорную гору сровняли с землей и устроили на этом месте стадион, а впоследствии - конный манеж. К 2009 году, когда начались восстановительные работы, манеж представлял собой попросту болото. Теперь же здесь снова есть «Иордань», а лужайка у пруда радует глаз своей зеленью.















Две «чарки» пива
Вот в какие интересные места меня однажды занесло. Через вот эти красивые ворота, да :)



Правда, мой план погулять по территории общины в одиночку с треском провалился. Возле кладбища меня остановила «местная достопримечательность». Именно так мне отрекомендовался колоритнейший бомжик Андрей Вячеславович, старообрядец, участник войны в Афганистане и просто оптимист и жизнелюб.



Отвязаться от него мне уже не удалось, и Андрей Вячеславович стал моим экскурсоводом по общине. Будучи сам старообрядцем, да к тому же проведшим почти свою жизнь здесь, на Рогожской заставе, он оказался прямо-таки кладезем ценной информации. Правда, не за просто так, а за пиво. На мой вопрос, можно ли старообрядцам алкоголь, объяснил: можно, но не более двух чарок. А уж что понимать под чаркой - каждый решает сам. Короче говоря, для кого-то «двумя чарками» окажутся два наперстка, а для кого-то - две цистерны. В нашем случае в роли «чарок» выступили пивные бутылки. А теперь выкладываю информацию, полученную мною от моего экскурсовода. Правда, она не всегда совпадает с фактами, которые можно найти в других источниках, но тем интереснее, наверное ;)

Началась импровизированная экскурсия со здания кладбищенской конторы-гостиницы. На нижнем этаже помещалась контора, а так же кабинет попечителей кладбища, кухня для приготовления поминок, склад церковно-хозяйственных принадлежностей и проч. На верхнем этаже находились два огромных зала для собраний, устройства поминок, отдыха приезжих и комнаты, занимаемые рогожскими училищами. По сообщению же Андрея Вячеславовича, это... путевой дворец Екатерины II, а еще дом с привидениями! После революции здание стало жилым домом, правда, мой экскурсовод умолчал о том, насколько мирным было сосуществование людей и привидений.






В соседнем здании раньше размещалась стоматологическая поликлиника, по отзывам все того же Андрея Вячеславовича, очень хорошая.

Резиденция старообрядческого архиепископа (комментарий моего гида: «Фотографируй быстро, пока никто не заметил!»).



О настоящих казаках
Потом мы с Андреем Вячеславовичем подошли к поклонному кресту, поставленному в память о казачьем атамане Платове. Да-да, известный участник войны 1812 года был старообрядцем! Как и все настоящие казаки, заявил Андрей Вячеславович. На Пасху они собираются при полном параде на территории общины, показывают разные трюки на лошадях и палят из пушки. А те, которые ходят в РПЦ и разгоняют гей-парады, - ненастоящие. Такие пироги. Кстати, именно благодаря заступничеству Платова старообрядцы Рогожской общины получили возможность совершать литургии чаще - почти на все двунадесятые праздники (то есть около 12 раз в год).









Храм-музей
Храм Рождества Христова сейчас полностью восстановлен, и там действует своего рода музей старообрядчества. Можно посмотреть на старинные иконы, священнические облачения, рукописные книги, архивные фотографии. Сейчас там еще проводится фотовыставка «Алтай. Природа. Староверы», посвященная современным старообрядцам. Мне удалось по-партизански заснять кое-что из этого музея.



Это митрополит Корнилий, тот самый, чья резиденция находится здесь, на Рогожской заставе.



Музей вообще-то был уже закрыт, однако у Андрея Вячеславовича везде были свои ходы и выходы. Он попросил знакомого священника впустить нас, и тот согласился, но с одним условием: внутри храма не креститься, потому что правильно совершать крестное знамение могут только старообрядцы. Что подводит нас к следующему пункту моего рассказа -

Как правильно креститься
Лекцию на эту тему мне прочла довольно суровая бабуся-староверка в белом платке, закрывающем голову и плечи, как это принято у женщин в старообрядческих общинах (по крайней мере, и на всех фотографиях фотовыставки, и IRL на территории общины были женщины только в таких платках). В общем, когда староверы складывают пальцы для крестного знамения, получается жест, исполненный глубокого символизма. Три пальца символизируют Троицу, а два - две природы Христа, божескую и человеческую. Из них тот, что символизирует человеческую, должен быть слегка согнут в знак почтения ко второй половине - божеской. У меня, несмотря на все мои старания, получался только зайчик из театра теней, однако Андрей Вячеславович меня успокоил, сказав, что выглядит вполне сносно. Когда же никониане складывают пальцы, получается одна сплошная путаница и даже, как сообщила мне бабуся, хула на Святого Духа.
А еще бабуся поинтересовалась, что это я здесь фотографирую. Мой ответ: «Пруд за храмом» ее несколько успокоил. Дело в том, что у староверов, по ее мнению, столько благодати, что фотографировать нельзя. То ли благодать от этого улетучивается, то ли фотосъемка вредит фотографу и технике, то ли просто это считается кощунством - не знаю. «Фотографируй вон у никониан, - бабуся указала на церковь, отобранную у старообрядцев. - У них все равно благодати нет». Ну что ж, мы отправились к никонианам.

Несколько безблагодатных фотографий
Никольская часовня, отобранная у старообрядцев и превращенная в единоверческий храм.
























Кладбище
Потом мой экскурсовод хотел устроить мне экскурсию по кладбищу, но тут меня надолго не хватило. Честно говоря, не очень люблю кладбища. Любые. Напрасно Андрей Вячеславович приводил мне соображения экономического характера: мол, сейчас за две бутылки пива можно осмотреть и общину, и кладбище, а если в следующий раз придешь, то придется новую порцию пива покупать. Его аргументы, увы, не возымели действия. Так что вот вам напоследок несколько надгробий (одно из них принадлежит купцу Тимофею Саввичу Морозову).









Ссылки по теме
Википедия. Куда ж без нее. Вполне годно, чтобы получить общее представление http://ru.wikipedia.org/wiki/Рогожская_слобода
История Рогожской слободы на сайте Русской Православной Старообрядческой Церкви http://rpsc.ru/rogozhskaya-sloboda/istoriya-rogozhskoy-slobodyi
История и фотографии Рогожской слободы в блоге: http://moya-moskva.livejournal.com/3703688.html
Достопримечательности Рогожской слободы http://openmoscow.ru/kladbrogozh.php
Фотовыставка «Алтай. Природа. Староверы» http://altai-starover.ru/gallery/
Рецензия на фотовыставку http://samstar.ucoz.ru/news/altaj_priroda_starovery_tak_nazyvaetsja_fotovystavka_a_kholmogorova_otkryvshajasja_v_barnaule/2010-12-30-4326

Москва, храмы

Previous post Next post
Up