Как иранцы продавали нам поддельную черную икру из... России!

Jan 20, 2017 10:03

Бандар-е Энзели - порт на Каспийском море. Он расположен в 50 километрах от Решта, в котором мы остановились, и в последний день нашего путешествия по Ирану мы решили побывать в этом городе.

Интересен Энзели (коротко он называется именно так, а слово Бандер означает Порт) тем, что считается иранской столицей черной икры. Правда, шансы попробовать ее здесь хотя и есть, но не велики - практически всю добытую на Каспии икру иранцы отправляют на экспорт. Не сказать, что сами они ее не едят - едят, но не фанатеют и деликатесом она у них не считается, хотя они и в курсе, что им она считается у нас, и что стоит заоблачно. Когда мы уже нагулялись по Энзели и зашли в ресторанчик пообедать, тамошний, судя по всему, владелец ресторана неплохо говорил по-английски, и Антон ради интереса, спросил у него, нельзя ли заказать или просто купить у него черную икру. Дядя сказал, что вот прямо так сразу нельзя, но он может позвонить какому-то своему другу, и если мы внесем депозит, то завтра он нам ее привезет. Двадцать граммов икры стоит около 2200 рублей.

Была у нас в Энзели и другая история. Мы зашли на рынок за дынями, и к нам подбежал какой-то мужичок и с криками: "Мистер, икра!" - потащил нас за собой в магазинчик поблизости. Опять же ради интереса мы пошли за ним. Дядька залез в холодильник и достал из него банку... белковой икры, сделанной в нашем Краснодаре. У нас такая стоит, по-моему, 100-150 рублей, делают ее из рыбьего жира, консервантов и усилителей вкуса. Он же ее хотел загнать за 150 долларов. Причем, как мне показалось, он сам не знал, что она белковая. Мы объяснили дяденьке, что живем в России, что на банке написано черным по-русски, что икра не настоящая, и было видно, что он умеренно обалдел и удивился. Вот такой вот икорный край. Так что, в Энзели нам удалось попробовать только Каспийскую и прикаспийскую рыбку двух видов - по-местному они называются сив и азад.

Что это было на самом деле, мне неведом - азада я не опознала вообще, сиф же слегка напоминал форель, но был явно не ею, а просто кем-то похожим. Рыбка была жареная и нам понравилась, тем более, что за все время нашего путешествия по Ирану мы ее больше нигде не ели.

Впрочем, если уж речь зашла о кухне, то провинция Гилян, к которой принадлежит и Энзели, славится еще своими оливками и чесноком. Чеснок мы пробовать не стали. Правда, когда зашли в местный магазинчик, увидели в нем даже шампунь с чесноком.

А уж, сколько его было на рынке!!!

А вот, оливками полакомились, сами того не ожидая.

Их по умолчанию подали нам в ресторанчике еще до того, как мы сделали заказ, и мы не стали отказываться. Гилянские оливки оказались прекрасными. Их здесь солят и маринуют в разных соусах - делают с перцем, с помидорами, с лимоном и с прочим. Те, которые пробовали мы, были с каким-то очень вкусным рыбным фаршем и с зеленью. Я и представить себе не могла, что это хорошее сочетание, однако вот. :)

Но мы, конечно, в Энзели предавались не только поеданию всяких вкусностей. Микро-автобус, привезший нас сюда из Решта, высадил нас где-то на окраине.

Мы там немного погуляли, сфотографировали скульптурную композицию в честь местных рыбаков. Это только мне кажется, или тот, что слева, действительно похож на Сталина?

А потом мы отправились в порт.
Порт в Энзели не сказать, что супер интересный, но ведь порт есть порт. А главное, именно отсюда ходят паромы в нашу Астрахань. Мы собирались чуть-чуть погулять в окрестностях порта, но так получилось, что таксист завез нас прямо на его территорию, и к нам сразу прибежала куча охранников, решив, что мы собираемся, видимо, как раз отправиться в Астрахань. Правда, вскоре они разобрались, что к чему. Откуда-то взялся дядька, с акцентом, но весьма неплохо говоривший по-русски, и сказал, что, к сожалению, пофотографировать причалы у нас не получится - это делать не то, чтобы нельзя, но нужно заранее писать заявку. Но мы, в общем-то, и не собирались этим заниматься, а потому благополучно распрощались с портовыми служащими и отправились в центр города.

Русскоговорящий дядька сказал, что главное тусовочное место здесь - Бульвар.
Вообще, Решт, Бандер-е Энзели и другие города на Каспии и рядом неоднократно захватывали русские войска и когда-то эти территории принадлежали нам. Если не ошибаюсь, в 16 веке, с тем же Рештом мы поступили совсем мерзко - затопили весь персидский флот, а население города вырезали на две трети. В общем, на месте рештенцев и энзенийцев я бы на нас сильно обиделась. А они вроде ничего. В Реште мы даже видели указатель на русском языке, да и в целом, встречали там и в Энзели гораздо больше людей хоть чуть-чуть говоривших по-русски, чем в остальном Иране. Это все я веду к тому, что в Энзени мы видели немало зданий, построенных чисто в русском стиле. Все они довольно-таки старые, но узнаваемые.

И просто красивый дом, не факт, что наши строили.

Бульваром же оказалась симпатичная набережная вдоль лагуны Каспийского моря - с камнями, фонариками, инсталляциями и кафешками. Так как была сиеста, то бульвар был девственно пуст.

Но зато мы там нашли несколько лодочных контор, предлагавших покататься на моторках по лагуне с заходом в дельту какой-то местной реки. Судя по фотографиям, в сезон там цветут лотосы и становится очень красиво. Сейчас же лотосов не было, но мы решили не отказывать себе в удовольствии и все равно прокатиться. По Иранским меркам удовольствие оказалось не из дешевых. 20 минут катания стоили около 480 рублей за двоих. Правда, моторка предлагалась персональная. В общем, на вопли моей жабы, Антон меня убедил, что не стоит отказываться.

Лодочки были старенькие, рассчитанные максимум на шестерых пассажиров. Мы сели, лодочник дернул за лебедку, мотор завелся и мы поехали. Сначала мы шли вдоль берега лагуны, а затем свернули в один из рукавов дельты. На берегу тут стояли небольшие симпатичные едальни, к которым можно было, как подходить с суши, так и подплывать с воды. У каждой из них имелось по небольшому причалу, где было пришвартовано по несколько лодок.
Покажу немного фото.

А затем мы оказались среди камышей. Да-да, вся дельта реки в этом месте была заросшей камышами. Между камышами были каналы для прохода лодок, а из камышей слышались крики птиц, над ними носились стрекозы, а на отмелях паслись белые и серые цапли. Мы были совершенно удивлены увиденным. Картина в целом напоминала пейзажи украинского Вилково, что в дельте Дуная на границе с Румынией. Но о Вилково знают все, о нем написано в любом путеводителе, по дельте там организуют экскурсии уже даже для групповых туристов на сорокоместных катамаранах. А о таком чудесатом чуде в Энзели не было написано нигде, и мы узнали о нем совершенно случайно - имея в запасе время и решив покататься на лодке!

Наш лодочник в одном из самых живописных мест, рядом со старым заброшенным мостом сделал остановку и разрешил нам сойти на берег и немного погулять. Мы погуляли, пофотографировали цапель и других птиц.

Но пока мы ходили, мотор в лодке почему-то заглох. Как только потом не пытался завести его лодочник, мотор оказался категоричен и работать отказывался. Что делать? Пришлось лодочнику его разбирать. Впрочем, на это много времени у него не ушло. Минут через двадцать мотор благополучно завелся, и мы отправились в обратный путь. Но пока мы сидели в лодке, оооо, у меня мурашки бегали по коже. Оказалось, что река полна... змей! Да-да, сидели мы сидели, разглядывали камыши, и тут вдруг буквально в паре метров от лодки из воды высунулась голова, поднялась над водой сантиметров на десять, и змея поплыла к зарослям. Что это был за вид, я вам сказать не могу, так как в змеях почти не разбираюсь, но мы просто обалдели. Змея доплыла до камышей и замерла там. Я же не сводила с нее глаз. Но тут Антон окликнул меня: "Смотри, там другая!" И действительно, с другой стороны от лодки плыла другая змея! Такая же серая, с полосатым телом! Мама!!! Но тут, наконец, мотор завелся, и мы уплыли оттуда.
------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествий по Ирану:
2014 год, май:
Масуле. Прошлись по головам иранцев
Казвин. В неприступной крепости самых страшных наёмных убийц
Если едешь ты в Иран, не забудь про Хамадан!
Что едят в стране победившего исламизма?
Опасно ли путешествовать в одном вагоне с иранскими мужиками?
Шуштар, Десфуль. Как иранцы ГЭС построили
Шуш. Это ж надо было так угрохать город...
Изе. Один мой день в иранской семье
Евреи и армяне в шиитском Исфахане
Исфахан. Город мечетей ЮНЕСКО
Где жить в Иране путешественникам?
Мейбод. Дом, которому 6000 лет!
Язд, Мейбод. Вода в пустыне
Язд. Бывают города каменные, а бывают глиняные!
Персеполис. Персы и их полис
Шираз. Все в сад!
Страшный Тегеран
Иранцы. Какие они?
Иран на связи!
Туристическая информация и нюансы нашего путешествия по Ирану