Монастырь для випов 17 века

Feb 05, 2016 09:00

Вокруг Москвы есть множество городов, куда интересно съездить на денёк. Утром туда, вечером обратно. Особенно меня почему-то пробивает на такие вылазки зимой. Вот, не знаю, но люблю я заснеженное Подмосковье, где транспорта в разы меньше, чем в Москве, где домики ниже, где луковки церквей с крестами.




В общем, подбила я свое семейство, и в этот раз наш выбор пал на Звенигород. Как туда добираться, решали не долго, поехали на электричке, чтобы не стоять в пробках на выезде. И вот, около полутора часов пути, и мы там.
2.


Сразу скажу, что особо разгуливать по самому городу мы не собирались. Я долго изучала, что в нем есть интересного, но, кроме музея русского десерта, о котором я вам рассказывала в прошлый раз (ссылка???), я не нашла там ничего особенно выдающегося. Поэтому, благополучно проворонив рейсовый автобус, мы скооперировались с каким-то дядечкой, который держал путь в окрестный санаторий, взяли такси и отправились к Саввино-Сторожевского монастырю, коий располагался в том же направлении.
Наверняка, даже если вы сами никогда не были в Звенигороде, то название этого монастыря у вас на слуху. В нем очень много святынь, и благодаря им он считается одним из самых значимых не только в Подмосковье, но и целиком в России.
3.


4.


5.


Святыни мы видели. Это крест и несколько ковчегов-мощевиков с частицами мощей, например, святого Филарета Московского, блаженной Матроны Московской, преподобных Иосифа Волоцкого, Иоанна Кронштадского, Серафима Саровского и многих других, с частицами гробов святых, с частицами камней Голгофы и Гроба Господня. Это - иконы великомученика Пантелеймона Чудотворца, преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского и других.
Но так как мы - все-таки люди не сказать, что церковные, да и спорно относимся к поклонению частицам человеческих тел, то мы все-таки больше внимания уделяли архитектуре монастыря и его истории.
Монастырь был основан в 1398 году на высоком берегу Москвы-реки на горе Стороже, которая служила оборонительным укреплением Московского княжества.
Вот такие виды сейчас открываются от монастыря.
6.


Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.
Сначала построили небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. А затем в 1405 году на его месте возвели каменный белоснежный Рождественский собор. Собор стоит и поныне (см. фото №1). Он - главный храм монастыря. Приземистый, с золотым куполом. А я как раз очень люблю именно такие, не те, где вера напоказ, а куда идут искренне, со всей душой к Богу, с молитвами, с просьбами, с благодарностями. Такие места называют намоленными.
Когда мы зашли внутрь собора, то сразу почувствовали эту атмосферу. Внутри было очень хорошо. Никакой вычурной позолоты, никакого новодела. Но зато потрясающей красоты росписи и порталы, горящие свечи, сумрак. Фотографировать внутри было нежелательно, и тут был как раз тот случай, когда мне самой не хотелось делать это. По собору хотелось просто спокойно походить, рассмотреть лики святых на стенах, прикоснуться душой ко всему этому.
Самые ранние фрагменты росписей относятся к 15 веку, как и сам собор. Считается, что принадлежат они мастерам круга преподобного Андрея Рублева.
Фото с сайта.
7.


А вообще, в истории Саввино-Сторожевского монастыря было два основных периода: первый - с конца 14-ого до начала 17 веков, а второй - с середины 17 до 19 веков. Между ними же случилась польско-литовская интервенция... «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев - Лжедмитрия Первого и Лжедмитрия Второго, а также польского королевича Владислава.
Только в 1649 году, когда Смутные времена закончились, по указу царя Алексея Михайловича Романова, стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным.
Кстати, если говорить о самых старых храмах, которые сохранились с 13-15 веков, то, сами понимаете, встретить их в окрестностях Москвы можно не так уж и часто: Дмитров, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, еще несколько. На самое интересное, что в небольшом Звенигороде таких храмов два! Первый - это Рождества Богородицы, о котором я вам только что рассказала. А второй храм - Успения Пресвятой Богородицы на Городке. Он уже, конечно, не имеет никакого отношения к монастырю и находится в черте города, а точнее, на территории древнего Звенигородского кремля, или другими словами - Городка, детинца. Городское поселение в этом месте возникло в 11-12 веках, то есть, еще в домонгольское время, и уже тогда оно было оснащено земляными и деревянными укреплениями. В конце 14 века крепостные валы укрепили деревянными срубами, заполненными глиной, по верху валов поставили небольшие, чуть выше человеческого роста дубовые стены, внутренние стороны валов выложили мелким булыжником, а внешние склоны обложили глиной. Тогда же и воздвигли внутри кремля белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы. Случилось это в 1390-х годах, то есть этот собор на 15 лет старше Рождественского собора в монастыре и считается самым древним на Подмосковной земле.
Мы, конечно, поднялись на Городок, чтобы увидеть собор Успения. И увидели. Правда, там сейчас идет реставрация и он оказался частично заставлен лесами.
8.


Но вернемся в монастырь. Вообще, Алексей Михайлович его очень любил. Он часто бывал здесь, много вкладывал в его реставрацию. А вскоре даже сделал его своей резиденцией. Кстати, именно в его правление в монастыре были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского. Вскоре монастырь получил статус лавры. А для Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской построили по дворцу. Сейчас в бывшем дворце царя находятся православные лавки и разные паломнические организации.
9.


10.


А во дворце Марии Ильиничны разместился небольшой музейчик с экспозицией об истории и становлении монастыря.
11.


Кстати, вы заметили, какое шатровое крыльцо у царициных палат? Оно сохранилось с 17 века!
12.


Тут бы кино снимать, правда? Кстати, что касается кино, то в Саввино-Сторожевском монастыре снимали эпизоды "Соляриса" и "Бега".
Конечно, мы с удовольствием погуляли по монастырю.
13.


Полюбовались колокольней с 35-тонном колоколом - копией того, звон которого был слышен в самой Москве.
14.


Нашли Красные ворота с Троицкой церковью - те самые главные ворота монастыря, через которое все раньше в него попадали.
15.


Здесь очень интересный подклет церкви. От него по широкой белокаменной лестнице посетители поднимались на парадный двор монастыря. Говорят, что такой архитектурный прием использован только здесь, в Саввино-Сторожевском.
16.


17.


18.


19.


20.


21.


Ну, и, конечно, мы побывали в Провиантской монастырской башне.
22.


Сейчас в ней расположены булочная и кафе на трех этажах.
23.


Дело в том, что при монастыре есть пекарня, а потому хлеба и сдобу тут пекут сами и продают с пылу с жару. Разнообразных булочек, сочников, пирожных, печенюшек, калачиков и прочих вкусностей здесь можно закупить десятки видов. Все свежее, красивое, оригинальное - просто глаза разбегаются.
24.


25.


26.


27.


28.


Правда, есть и странность. Почему-то это все в большинстве своем продается не в пакетиках, а сразу с хлебных лотков. А при этом, никаких металлических вилок на веревочках, щипчиков и прочих приспособлений, чтобы взять булочку, тоже нет. Все берут их руками и кладут в пакеты сами, кто во что горазд. А горазды бывают по-разному. Некоторые хватают, потом кладут обратно. В общем, ерунда какая-то тут с гигиеной. Но на вкус выпечка очень приличная, хотя и не дешевая.
А еще в булочной продается монастырская молочная продукция. Цены тоже не мечта, но зато качество прекрасное, уровня хороших фермерских продуктов. Так, мы, к примеру, купили себе домой свежего творога, сметаны и масла. Отлично пошли! :)
Сама по себе же кафешка с очень симпатичным дизайном: крепкими деревянными лестницами, расписными сводчатыми потолками, витражами на окнах и даже с парочкой трапезничащих бояр.
29.


30.


31.


32.


Перекусить в кафе можно супом, салатиками, блинчиками, бутербродами и даже горячими блюдами, правда, в пластиковой посуде. Но самое интересное здесь то, что из кафе есть выход на монастырскую стену, о котором, похоже, мало кто знает - он абсолютно неприметный, и гуляли мы там совсем одни.
33.


А виды со стены на весь монастырь открываются, какие надо!
34.


Алтарная часть храма преподобного Иоанна Лествичника.
35.


Спускаемся.
36.


37.


Вообще, на этом мой рассказ о нашей поездке в Саввино-Сторожевский монастырь и в Звенигород в целом можно было бы и закончить. Но мы ведь, если едем что-то смотреть, то делаем это, по возможности, полно. Поэтому мы решили прогуляться по зимнему лесу и дойти до Саввинского скита.
38.


39.


До скита от монастыря был всего лишь километр. Правда, большинство желающих там побывать почему-то ехали туда на машинах. У скита даже была организована огромная автостоянка с круговым движением. Мне не понять... Ведь преподобный Савва удалялся именно в это место, чтобы побыть и помолиться "в слезах и одиночестве". А тут такое... Впрочем, я не осуждаю, я удивляюсь.
Хотя во времена Саввы никакого скита, как такового, здесь не было. Савва всего лишь спускался с горы в овраг, в котором вырыл себе пещеру. Скит же появился позже, в 19 веке. В 1860-х годах над пещерой возвели церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построили другие строения. Сделали это четыре человека: святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, настоятель Саввина монастыря епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков), звенигородский купец и фабрикант Павел Григорьевич Цуриков и наместник Саввинской обители отец Галактион.
К сожалению, расписание работы скита оказалось очень странным - до 13 часов. И когда мы туда пришли, ворота к нему оказались закрыты и увидеть его мы смогли лишь издалека.
40.


Но зато мы увидели целебный источник и купель, расположенные тут же у скита.
41.


42.


За водой выстроилась большая очередь. Это не удивительно, потому что вода в источнике считается целебной.
43.


Говорят, так, набранная в бутылке она может стоять, не портиться и не менять своих вкусовых качеств целый год. Принято ежедневно натощак выпивать такой воды по маленькой чашечке. Что в итоге произойдет, увидите сами. Например, отзывы на сайте монастыря гласят, что вода из источника вылечила многих детей от хронических простуд, какого-то спортсмена от вывиха сустава, а одна семейная пара после того, как искупалась в купели (кстати, вода в ней в любое время года составляет строго плюс 4 градуса), после многих лет попыток смогла, наконец-то, зачать ребенка.
Вот такие чудеса творятся в обители преподобного Саввы.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2016 год, январь:
Звенигород. Музей русского десерта. Можно ли выжить без тирамису и эклеров?

-----------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из поездок по Московской области:
2015 год:
Ногинск. Фабрика "Olodoro". Не найти таких красоток, чтоб могли жить без колготок!

2014 ГОД И РАНЬШЕ:

Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру

Московская область, Звенигород

Previous post Next post
Up