Школа начинающих королев

Mar 27, 2012 23:36

Сегодня мои друзья упрекнули меня в том, что я пренебрегаю своими блогерскими обязанностями. И в самом деле - что-то выбилась из графика. Даже пропустила день рождения любимой подруги. Пропустила - только в ЖЖ, в реале, конечно, не забыла! Эти цветы - ее.


А еще в честь ее дня рождения публикую свою часть книги о ней. Что напишут другие - не знаю. А мои "много букв" - под катом.

Прошу прощения, но я, конечно, не леди. Возможно ли быть леди с таким словарным запасом, как у меня, -- сформированным под девизом «мы, филологи, слов не боимся»? Но я очень хочу быть леди. Зачем? Видите ли, мне представляется, что это единственный способ добиться надлежащего поведения от окружающих. В присутствии леди окружающие подтягиваются, берут себя в руки, становясь умнее и даже, пожалуй, чуточку благороднее. Мне это очень нравится, поэтому я учусь, и скажу по секрету: у меня есть хорошая учительница. Нет, не так, не учительница, а Учитель - как пример, а не как ретранслятор параграфов из учебника.
С Иветтой Михайловной Шабуниной мы не работали вместе, я не училась там, где она преподавала. Просто подружились, разговорившись на вечеринке. Поэтому я не могу рассказывать, как она работает. Меня больше интересует, как быть такой женщиной, как она. Какой? А вот какой: на ее юбилейном вечере в университете один из поздравлявших ее мужчин, не сказав ни слова, положил свой букет к ее ногам. Были и такие, кто вставал на одно колено, чтобы поцеловать ей руку. Не знаю, как вам, а мне завидно, я хочу научиться.
Итак, что же отличает леди от не-леди? Оставим в стороне Бернарда Шоу с его рецептами про выговор и одежду. Они настолько универсальны, что это даже не обсуждается. Во-первых, леди должна уметь говорить на том языке, на котором говорит. Во-вторых, наряды, что тоже вполне очевидно: женственно, но не сексапильно, красиво, но не вычурно, удобно, но не расхлябанно. У И. М. всего этого вдоволь, переходим дальше, к еще более тонким, чем шифон и креп-жоржет, материям.
Агата Кристи считала: «Быть леди - не значит носить красивые платья, быть леди - значит спокойно и с достоинством принимать удары судьбы». Но про удары судьбы здесь не будем, не хочу о печали. А что значит - с достоинством? А вот, например, так. И. М. опаздывает на день рождения. Немного, часа так на полтора-два. Естественно, ее появление в новом платье производит фурор: свежий гость, все внимание на нее, многим становится завидно, начинаются подачи с присвистом, мол, наряды могла бы выбирать побыстрее. На что И. М. с легкой улыбкой отвечает: спешить нужно к постели больного, а к застолью опоздать не грех. И шипящие посрамлены: никого не обидев, никому не сделав замечаний, не щелкнув по носу (хоть и стоило бы), леди с достоинством вышла из положения, потому что леди не начинает драку, но знает, как ее прекратить.
Благородство -- это что такое? Вера в лучшие качества людей, способность принимать поклонение без попыток извлечь из него выгоду, умение отдавать, не выставляя за это счет. Вот тут снова в точку. Веры в лучшие качества людей у И. М. в избытке. Сколько уж наблюдала, как в разгоревшуюся дискуссию по поводу морально-этических качеств какого-нибудь неоднозначного персонажа включается И. М. с вопросами: но ведь он умница, но ведь она красавица? Про некоторых персонажей я бы не нашла ни одного доброго слова, но она - находит, ведь хотя бы глаза у него красивые, правда же? Но ведь правда же - в каждом есть что-то хорошее? Надо только очень внимательно смотреть, и даже не глазами, а сердцем.
Сердце не ошибается? К сожалению, ошибается. Будем честными. Но запирать его в клетку - не дело для настоящей леди. Хочешь быть собой? Будь. Даже если про тебя будут слагать мифы и легенды.
Одна из популярных легенд про И.М., -- о поездке группы ученых на конференцию. Ехали в поезде. Легенда гласит, что утром, едва открыв глаза, И. М. спросила: вагон ел? Она отрицает подлинность этой истории, говорит, что преувеличили, это не легенда вовсе, а просто анекдот. Ладно, расскажу свою. Пришла как-то к ней, а она болеет. Лицо белее подушки, волосы разметались… Шепчет едва слышно: «Ты голодная?» Ой, да о чем вы говорите, какое это сейчас имеет значение?.. «Я знаю - ты голодна, иди посиди, сейчас я тебя накормлю!» Я в сопротивление, но Иван Петрович толкает в бок локтем: мол, велено сидеть - сиди. Так что вы думаете? Проходит минут пятнадцать, захожу на кухню, где моя подружка хлопочет: глаза блестят, щёчки розовые, будто не ее я только что на подушке видела. Да, дорогая моя, я теперь знаю, чем вас лечить.
По правде говоря, мы все это знаем, но редко пользуемся, потому что просто не успеваем. Едва приехав на дачу, она спешит к плите, потому что к соседям приехали дети с внуками, и как же они накормят такую ораву? Надо им супчика отнести, бери кастрюльку, неси! И я несу.
А когда в дачном поселке выключили свет, то вскоре весь поселок собрался у нее на кухне, где свет почему-то был. Кому чайник вскипятить, кому пельмешки сварить, а большинству просто посидеть-поговорить. Ведь знают, что здесь никому не откажут, никого не прогонят, выслушают и, конечно, накормят, но это не главное, потому что, конечно, мы не голодаем, но приятно, когда о тебе заботятся, правда? Что есть дом, где тебя примут - усталым и голодным, злым и невыспавшимся, -- таким, как есть, без претензий и упреков, но с радостью и теплом, накормят, обогреют и утешат. Легко проявлять милосердие к тем, кто в этом очевидно и несомненно нуждается по формальным признакам, прося милостыню в подземном переходе. А вот к нам, таким благополучным, успешным, хорошо одетым и - будем прямо говорить - вполне упитанным? «Почему девочки, которых я люблю, так много работают?» -- часто спрашивает И. М. сама себя. А потому что вы именно таких и любите, моя дорогая.
А вот по каким признакам мы определяем, что это сопереживание - искреннее? Не знаю. Так же, как не знаю, как снаружи увидеть разницу между милым кокетством и холодным расчетом. Может, и не надо - эта дверь открывается только изнутри. А снаружи - как принимать похвалу с достоинством?
Обычные женщины реагируют на комплименты по-разному, в диапазоне от восторга до самоуничижения: от «аааа, он сказал, что я лучше всех» до «ой, да на самом деле я выгляжу плохо, платье сто раз надёванное, и голову надо бы помыть». Мое дежурное «спасибо, я старалась» (оно вылетает само, прежде, чем я успеваю подумать) находится где-то в середине, ближе ко второму варианту. Но мне очень нравится, как это делает моя подруга. Самое подходящее слово - благосклонно. И опять же - с достоинством: видно, что доброе слово приятно, но самооценку не меняет.
Кстати, один мудрец дал универсальную рекомендацию, как поступать с похвалой. Похвали человека и посмотри на реакцию. Если обрадуется - подчини его себе. Если рассердится - подчинись ему. Если останется спокоен - подружись с ним. Гениально сформулировано, я считаю. Хвалить имеют право равные или вышестоящие, а со стороны младшего - это лесть, а не похвала. Дружить же надо с равными.
Кстати, еще одна интересная подробность: у И.М. сохранились друзья-подружки со студенческих лет. Вот у меня - нет, растерялись как-то, хотя хорошие отношения остались, но росли все с разной скоростью и в разные стороны, поэтому близкой дружбы нет. А они уж сколько лет вместе. Как? Могу судить опять же только по себе. Мне очень легко с Иветтой Михайловной, потому что с ней никогда не окажешься в ситуации соперничества. И это очень важное качество настоящей леди!
Не знаю, как это бывает у мужчин, а женская дружба гибнет именно на соперничестве: когда одна подруга рассказывает, что у нее что-то получилось, хотя бы даже покупка нового платья, другая в ответ обязана сообщить, что у нее таких платьев уже сто тыщ штук. Если одна не уступает, то дружба заканчивается. А если уступает, то все равно заканчивается. Так вот, с И. М. такой вариант в принципе невозможен: соперничество - никогда, сотрудничество, сопереживание - да.
С ней пытаются соперничать многие, а она сама - никогда. Ей не нужно никому ничего доказывать. Только это уже история не про леди, а про королеву. И мы все, кто вокруг нее, пытаемся ухватить себе хоть кусочек этого умения, потому что надеемся: королевой не обязательно родиться, ею можно стать. Мы учимся и верим, что получится.
P. S. А про то, как она готовит, мне писать не разрешено.

великие женщины нашего века

Previous post Next post
Up