Чудеса венгерского модерна. 2. Три стихии

Mar 23, 2021 08:20



Зелёная гамма вестибюлей Музыкальной академии - той же подводной природы, что и интерьер шехтелевской постройки. Зелёный с прожилками камень, керамическая плитка цвета разбелённой бирюзы, эозиновая глазурь жолнайских деталей, колонны цвета кораллов или водорослей.



Для сравнения, интерьер Оперы, которую построил Миклош Ибл, человек предыдущего поколения, - это пересказанная языком архитектуры радость от лицезрения плодоносящего сада или поля созревшей пшеницы. Зелёного цвета в нём нет: зелёный - значит, незрелый, сырой, ещё не состоявшийся, не поспевший, не готовый, и потому в праздничную расцветку Оперы не допущенный.



Там сплошь золото и красный - радость земледельца.
Тогда подводная зелень Музыкальной академии - радость непридуманного ещё Ихтиандра? Или аквариумиста?




Отойдём пока в сторону от водной темы и самой Академии (но ненадолго и не напрасно). Архитекторы Флориш Корб и Кальман Гиргл, в 1904 году начавшие проектировать её здание, за десять лет до этого построили (правда, в соавторстве со старшим товарищей, Алайошем Хаусманном, строителем Королевского дворца, традиционалистом-эклектиком) дворец «Нью-Йорк» на Большом бульваре, со знаменитым кафе. Если принять в качестве гипотезы, что интерьер Оперы - это перевод на язык архитектуры реплики «Эх, хорошо жить на земле», а интерьер Музыкальной академии - пересказ чудес подводного мира, то кафе «Нью-Йорк» - это стихия воздуха. Я не думала об этом раньше, поскольку малиновый бархат и золото кафе исчерпывающе, как мне казалось, описываются формулой «Жизнь удалась», чёрной икрой по красной (Андрей Логвин, 1997).



Вынырнув из глубин Академии, взглянула свежим взглядом и…



Как я раньше этого не замечала? В кафе невероятно, неожиданно высокие потолки, и воздуха поэтому - сколько угодно, куда больше, чем можно было бы ожидать от такого рода заведения. А колонны? Колонны там закручиваются спиралью не только как колонны Бернини (первая ассоциация), но и как поднимающиеся вверх струйки дыма.



А на потолках - живопись, где облака и голубое небо,  и летают по небу амурчики-путти. Воздух!
Итак, Опера - про урожай и плодородие земли, кафе «Нью-Йорк» - про небо, свет и воздух. Приятные темы, обитаемые миры.
Зачем уходить от них под воду?

Продолжение следует
Онлайн-лекция «Жизнерадостный венгерский модерн» - в субботу, 27 марта: https://moskva.kotoroy.net/walks/lecture/zhizneradostnyy_vengerskiy_modern/4694/

Фото:
Максим Гурбатов
https://vjm.hu/a-zene-panteonja/
Népszabadság - Reviczky Zsolt

Экскурсии

Previous post Next post
Up