О чем писали Стругацкие - или еще раз об основании "Мира Полудня"

Jul 15, 2020 13:31

Писатель Розов в очередной раз  поднял тему «устройства мира Стругацких». Точнее сказать, поднял ее известный популяризатор Антон Первушин, который - по словам Розова -  «поступил чертовски смело, собрав в одну статью почти все описания социального устройства "Мир Полудня" Аркадия и Бориса Стругацких» . И хотя про «смелость» тут говорить сомнительно : в действительности реконструкцией (а точнее, деконструкцией) данного «мира» кто только не занимался начиная с 1990 - например, самую значительную и самую неоднозначную интерпретацию показанного в творчестве братьев дал Сергей Переслегин, причем, еще лет двадцать назад - но, все равно, этот момент всегда вызывает интерес.

Вот только во время этого самого «интереса», как правило. происходит одна «загадочная» вещь. А именно : рассматривая «миры братьев Стругацких» мало кто обращает внимание на то, что эти самые «миры», в значительной мере, не созданы фантазией авторов. А скорее «срисованы» с реально существовавших в их время общественных элементов. На самом деле, кстати, Стругацкие тут не одиноки - это относится и к Ивану Антоновичу Ефремову. Который, собственно, и заложил «фундамент» для всех «миров Полудня» - сиречь, образом коммунистического общества - в настоящем и будущем. Но о нем мы скажем чуть позднее. Пока же обратимся к братьям, и отметим, что указанная построений «коммунизма по Стругацким» прекрасно известна. Поскольку их сверхидея наполнить сверкающий мир будущего «лучшими из современников - нашими друзьями и близкими, чистыми, честными, добрыми людьми, превыше всего ценящими творческий труд и радость познания» по умолчанию предполагает, что эти самые современники изначально существовали в чем-то подобном.

Однако - к величайшему сожалению - сами братья данный момент, судя по всему, отрефлексировали недостаточно. По крайней мере, в том смысле, что механизм «фабрикации» этих самых чистых, честных и добрых людей, превыше всего ценящих творческий труд и радость познания, был ими понят несколько превратно. Например, они как-то заявляли, что количество подобных людей пока мало, но в будущем оно станет увеличиваться - однако почему начнется этот процесс и как он будет происходить, братья не говорили. На данном фоне неудивительно, что когда стало понятным, что этого увеличения не происходит, данные авторы впали в пессимизм - с соответствующим скатыванием в социал-дарвинистскую яму. Тем не менее, сути это не меняет, т.к. само творчество Стругацких - ну, за исключением их наиболее поздних произведений, конечно - оказывается ориентированным на вполне конкретный психотип.

* * *
Причем, психотип, четко соотносящийся со вполне конкретной и в действительности существующей общественной ситуацией. А именно: с научным коллективом «образца конца 1950 годов», среди которых, по сути, и сформировались братья Стругацкие, как писатели. На самом деле это так же более, чем банальность - например, то, что знаменитое НИИЧАВО «писалось» с Пулковской обсерватории 1955-1958 года (в которой работал тогда Борис Стругацкий) давно уже известно. Однако мало кто представляет, насколько серьезно указанный момент определяет особенность «миров Стругацких». Взять, например, их (и «миров», и авторов) очевидную антибюрократическую направленность. А точнее - направленность «антиаппаратную», поскольку главным качеством будущего, создаваемого данными фантастами, оказывается именно отсутствие государственного аппарата. Т.е., отделенного от общества управляющего механизма, осуществляющего свою деятельность посредством репрессивного давления.

Кстати, сразу скажу, что «репрессивное давление» - это не только пресловутые «массовые расстрелы», но и, скажем, лишение премии по причине невыполнения начальственных указаний. Поскольку все это выполняется именно с позиции силы, которая определяет наличие неких благ в руках одних - и отсутствие их у всех остальных. Так вот: в «мире Полудня» подобного быть просто не может: Мировой Совет (и другие Советы) там выступают только «консультационными» органами, вырабатывающими общие рекомендации, и не имеющие никаких механизмов «продавления» их среди «подшефного населения». Данная особенность некоторым из наших современников (не будем показывать на них пальцами) кажется невозможной: как же без полиции, без бюрократии заставлять делять людей то, «что нужно»?

Однако в действительности дело обстоит ровным образом наоборот: подобная схема управления не просто имеет право на существование: она уже существовала. По крайней мере, на момент создания братьями Стругацкими своего «образа будущего». Что проявлялось, например, в том смысле, что в 1960 году Борис Стругацкий принимает участие в поиске места для установки Большого телескопа АН СССР от Пулковской обсерватории. Для того, чтобы понять: о чем речь - стоит сказать, что этот самый «Большой телескоп» был действительно очень большой и очень дорогой астрономический прибор, к тому же, требующий для себя создание особой инфраструктуры. Это на конец 1950 годов означало траты в миллионы рублей. (С учетом реформы 1961 года.) Однако вопрос о том, где его строить, был целиком и полностью отдан «на откуп» самим астрономам. А ведь это был, по существу, один из рядовых эпизодов 1950-1960 годов…

* * *
На самом деле тут сразу даже не поймешь: что тут удивительного? И лишь вдумываясь, и сравнивая с текущим положением, можно понять: насколько велика была разница между «тем временем», когда вопросы о миллионных капиталовложениях решались самими учеными - или, скажем, инженерами, разрабатывающими сложные технические проекты. И «исторической нормой» (она же «современное положение»), при которой данные вопросы целиком и полностью находятся в руках «специально обученных людей». Которые, в свою очередь, целиком и полностью подчиняются тем, кто держит в руках все ресурсы и контроллируют госаппарат. И кто в каждом рубле или долларе, вложенном в тот или иной «проект», видит, прежде всего, получение собственной выгоды. (Не важно, в виде распила бюджета, или в виде «честной» прибыли от реализации проекта.)

То есть, тот самый «мир без хозяев» и «мир без начальства» - невозможность которого стала уже притчей во языцех в современном мире - в действительности уже был построен. Да, в достаточно ограниченном виде - только в области наиболее передовых разработок нашей страны - но ведь даже это является колоссальным скачком в историческом плане! И да - результат этого «мира» был блестящим, поскольку позволял достигать нужных результатов гораздо дешевле, нежели в других «мирах». (Скажем - в западном «мире», основанном на конкуренции экономических агентов.) Поэтому-то появление в СССР атомной, ракетной, космической, авиационной и другой сложной техники - связанной как раз с указанными «территориями свободы» - было шоком для Запада, рассчитывающего на намного более скромные темпы. (Причем, рассчеты эти, сделанные на основании западных моделей, были точны - и если бы СССР был «классической страной», то никаких шансов на победу у него не было.)

Но еще более ярко это проявляется при сравнении «той эпохи» - и эпохи «этой», т.е., связанной уже с современной РФ. Поскольку тут невозможно объяснить различия «разницей менталитетов» и т.п. «культурным факторами», равно как в последние времена невозможно использовать «прежние» (работающие по 1990 годам) концепции, вроде «нехватки средств». Т.к., деньги сейчас выделяются, и порой значительные, однако имеющаяся система управления-распределения - основанная на принципах, противоположных рассмотренным - тратит их намного менее эффективно. А точнее - абсолютно неэффективно по сравнению с советской моделью, при которой серьезные вложения определялись волей самих инженеров и ученых, а не «специально обученных людей». (Пускай даже и ограниченных множеством механизмов контроля злоупотреблений. Которые в действительности число злоупотреблений лишь увеличивают.) И нынешнее жалкое положение «Роскосмоса» - который может гордиться только зарплатами топ-менеджеров и размерами их обещаний - служит прекрасной иллюстрацией разницы между двумя подходами.

* * *
В общем, еще раз можно сказать: неотчужденный труд - тот, стал возможным в СССР 1950-1960 годов - очень сильно отличается от всего остального вида труда. И поэтому неудивительно, что пожив в подобной системе, братья решили «расширить» ее на всю страну, а точнее - на весь мир. Что, собственно, и стало основанием «мира Полудня» с его «Мировым Советом» и отсутствием полиции и бюрократии. И даже врачи с учителями в качестве «законодателей» данного мира есть прямое следствие из вышесказанного: так же, как астрономы могут лучше всего знать, куда и зачем ставить телескоп, специалисты по «созданию человека» могут лучше всего знать, как организавать устройство всего общества.

Поэтому, закрывая поставленную тему, можно только еще раз указать на то, что возможность существования общества, лишенного «силовых» механизмов и социального подавления, в действительности доказана гораздо более серьезно, нежели принято считать. Поскольку в значительной мере это было доказано в советский период, причем, доказано гораздо сильнее, нежели это обычно постулируется. Но об этом, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно.

литература, СССР, фантастика, братья Стругацкие, 1950-1970 годы, история

Previous post Next post
Up