Постапокалипсис сегодня - или об одной хорошей книге

Jul 31, 2019 16:30


Яна Завацкая - Синяя Ворона - выпустила новую  книгу под названием «Перезагрузка» , которая выступает «приквелом» (если так можно сказать) к ее предыдущей работе - «Холодная зона». В «Перезагрузке» рассказывается о том, как же мир пришел к описанному в «Холодной зоне» положению. Точнее - не весь мир, а та его часть, которая уже была названа «Союзом Трудовых Коммун», а еще точнее - одна его часть, связанная с уральским (выдуманным) городом Кузин. (Где и происходит действие обоих книг.) Впрочем, непосредственно о сюжете данного произведения говорить нет особого смысла - лучше непосредственно прочитать описанное произведение. Поэтому тут стоит только указать на некоторые моменты, которые отличают «Перезагрузку» от других книг.

Поскольку если бы не это, то можно было бы говорить о «рядовом» варианте т.н. «постапокалиптики» - т.е., одного из популярнейших жанров современной масс-культуры. Жанра, посвященного вопросу «выживания человечества после глобальной катастрофы», книги и фильмы о чем которые так приятно смотреть и читать, расположившись в теплом кресле. (И щекоча свои нервы некими жуткими опасностями и «нестандартными ходами».) А главное - втайне радуясь, что это происходит не с нами, и что наши реальные беды и проблемы хоть на мгновение начинают казаться пустяками. Собственно, именно последнее и есть самая главная причина популярности жанра - поскольку иначе весь этот мир гигантских крыс, противогазов и полудиких банд вряд ли имел бы смысл для современного человека. Ну, в самом деле, что интересного в том, как некие «выжившие» вырывают друг у друга последние куски «цивилизации», жрут каких-то мутантов - или, наоборот, пожираются последними?

Но это - если говорить об «обычном постапокалипсисе». Поскольку в книге Завацкой дело обстоит совершенно иначе. Нет, разумеется, весь потребный антураж там имеется: и разрушенные ядерной войной города, и выживающие из последних сил люди, и крысы размером с крупную собаку, и даже некая неведомая субстанция a-la океан на Солярисе, которая пожирает посмевших подойти к ней. Но это оказывается именно антуражем - за которым скрывается гораздо более значимая идея. А именно: восхождение человека из полускотского - а порой и откровенно скотского - состояния к человеческой жизни. Иначе говоря, ревращение копошащихся в дерьме голодных и запуганных тварей в истинных хозяев своей жизни, познавших свободу, как осознанную необходимость.

* * *
Собственно, именно это и происходит с главной героиней повести, последовательно проходящей все этапы подобного «возвращения». Однако понятно, что то же самое можно сказать и про иных героев - которые постепенно открывают для себя возможности коллективного существования, возможности жизни иначе, нежели чисто животное выживание. В результате чего оказывается, что слабые до того люди - для которых раньше самой лучшей судьбой был рабский труд за еду на принадлежащем местному «олигарху» заводе - теперь могут не только взять этот завод в свои руки, но и перейти к более глобальным масштабам. К «обратному преобразованию» имеющегося вокруг «земного Ада» в мир, соответствующий человеческим потребностям.

На самом деле, рецепт подобного «перехода» крайне прост: надо только подняться над своими страхами и привычками, над нормами индивидуального выживания - и протянуть руку соседу. Но для обитателей Кузина такое простое действие оказывается почти невозможным, поскольку они твердо выучили: любого «доверчивого» тут могут просто съесть. (Причем, безо всяких кавычек.) Однако и ничего невозможного в данном процессе нет. Поскольку, несмотря на кажущуюся фантастичность подобного «обратного перехода», подобные процессы в нашей истории происходили уже не раз.

Собственно, именно поэтому при чтении «Перезагрузки» можно увидеть неоднократные отсылки к уже случившимся «переходам». Например, к раннесоветской истории, когда приходилось «пересобирать» общества из таких же потерявших чуть ли не человеческий облик «ошметков прошлого». (Скажем, деятельность описанной в книге ГСО у меня неоднократно вызывала ощущение то ли периода начала формирования Красной Армии, когда из вчерашних дезертиров и полубандитов создавали будущих героев; то ли напоминание о «Педагогической поэме» Макаренко, где последний описывал превращение очевидных малолетних преступников в своих коммунаров.) В любом случае, подобное «возвращение человечности» через превращение людей из конкурирующих одиночек в сплоченный коллектив оказывается вполне возможным. Более того, он выглядит гораздо более возможным, нежели традиционное «постапокалиптическое существование» в мире разнообразных банд, и героических одиночек. По крайней мере, тот факт, что в 1917-1918 годах был избран именно этот путь, внушает определенные надежды.

* * *
Другое дело, что в настоящее время этот самый «механизм» оказывается мало подходящим к наиболее распространенным представлениям, сформировавшимся во времена «безопасного общества». (Которые до сих пор являются доминирующими.) Поэтому попытки реализации его в условиях современности наталкиваются на очевидные трудности. Причем, даже так, где именно коллективные действия могли бы принести наилучший результат. Так получилось, например, в случае «Русской весны» - где зародившиеся было зачатки коллективных действий так и не смогли вырасти во что-то более серьезное. И поэтому так и остались зачатками - поэтому стоило ситуации чуть-чуть «улечься» (т.е., внешнее давление спало), и оно было остановлено.

Ну, а после остановки данное движение оказалось «задушено» привычными для классового общества бюрократическими системами - в которые быстро превратились пресловутые «народные республики». Однако сам факт попыток создания пресловутых «народных самооборон» - т.е., спонтанно возникших организаций, выходящих за пределы удовлетворения эгоистических интересов своих членов - показывает, что и для современного человека нет никаких причин поступать иначе, нежели его великие предки. (Поэтому, кстати, в «Перезагрузке» есть очевидные отсылки не только к раннесоветским временам - но и к недавним украинским событиям.)

Впрочем, подробно разбирать данное произведение, понятное дело, можно очень долго. Поэтому еще раз скажу тут самое главное: надо понять, что книга Завацкой - несмотря на весь постапокалиптический антураж - не является постапокалипсисом в «классическом смысле». (То есть: она написана не для того, чтобы «пощекотать нервы» сытому обывателю или еще раз убедить его в благости текущего положения.) Напротив, она обращается к нашему современнику с целью показать ему, где же лежат «ключи» к решению нынешних проблем. Проблем, которые, по существу, мало чем отличаются от происходящего в «постъядерном Аду». (Ведь и в нашем относительно сытом мире большинство вынуждено скорее выживать - а не полноценно жить.) Правда, есть червей и бояться быть съеденным в буквальном смысле слова нам сейчас не приходится - однако это, если честно, не сказать, чтобы фундаментальные отличия. (Да и если брать современные продукты, то сложно сказать, из чего их делают.)

* * *
Поэтому если бы мы сейчас сумели перейти к возможности коллективных действий, то все имеющиеся проблемы удалось бы «купировать» на порядки проще, нежели в книге. (Включая создание невозможности для ядерной войны.) Однако для этого надо преодолеть то самое восприятие «безопасного мира», те самые личные стратегии и модели поведения, которые так хорошо работают в сытом и безопасном мире -превращая его в мир голодный и опасный. Сделать ту самую «перезагрузку», которая отбросит все эти «современные проблемы» - а точнее, те конструкты в общественном сознании, выдаваемые за последние. (Вроде того, пресловутой дилеммы: лучше ли Троцкий Сталина и почему в СССР не было туалетной бумаги.) И сможет перевести мысли и действия людей в конструктивную область без необходимости жрать червей…
Но произойдет ли это - сказать сложно. Поэтому сложно сказать, «дойдет» или «не дойдет» ситуация до той, что описана у Завацкой. Впрочем, тут мы уже выходим за рамки рассмотрения книги, поэтому, завершая вышесказанное, стоит только еще раз порекомендовать прочесть «Перезагрузку» - хотя бы для того, чтобы понять: почему лучше не доводить ситуацию до указанного.

P.S. Ну, и еще: говоря о достоинствах книги, стоит еще раз указать на то, что есть у нее и очевидный недостаток. А именно: стремление вложить как можно больше информации в относительно небольшой объем - что характерно вообще для коммунистической литературы. (Которая не имеет щедрых спонсоров и пишется в свободное время.) Ну, и разумеется, в плане «вылизывания» сюжета и описаний так же имеются очевидные ограничения. Однако говорить об этом надо уже отдельно…

Завацкая, литература, фантастика, футурология, исторический оптимизм

Previous post Next post
Up