«Темный лес» или «Великое Кольцо». Завершение

May 15, 2019 10:23


Итак, цивилизация, вышедшая на «космический уровень» по умолчанию не нуждается в экспансии «классического образца». Поскольку разнообразные «природные ресурсы» ей не то, чтобы совсем не нужны - но они не являются для нее жизненно-важными. (Поскольку, в целом все, что ей надо - существует в ее звездной системе, пускай порой и в «рассеяном» виде.) Что же касается иногда приводимого в качестве «экспансиогенерирующего» фактора демографического давления, то оно, по существу, падает уже теперь. В период же перехода к «кооперативному» существованию данный момент исчезает вообще - поскольку теперь нет смысла в непрерывном производстве «человеческого мяса». (Причем, это происходит и в случае перехода к «искусственному воспроизводству» человека - и в случае сохранения «естественного» протекания данного процесса.)

Но не будет ли значить данный аспект полного «замыкания» цивилизации? В том смысле, что не приведет ли утрата конкуренции к тому, что будет выбран путь построения «общества безопасности» - не путать с «безопасным обществом» - в планетарном масштабе? С предельным результатом, состоящим в том, что все жители данной цивилизации окажутся подключенными к некоторой системе виртуальной реальности - где и будут проживать всю свою жизнь. (С тем отличием от «Матрицы», что данная VR действительно будет создавать «райские условия» для каждого «населяющего» ее человека.) Разумеется, нет. Поскольку в реальности дело обстоит несколько по другому. А именно: в условиях снятия потребности в доминировании, следствием которой и выступает, по существу, экспансия (т.е., действия, направленные на увеличение имеющегося «могущества) - появляется новая «сверхпотребность». Этой главной ценностью становятся знания.

* * *
На самом деле, важность знаний вытекает из главного признака (или свойства) разумного существа - из возможности осуществления им трудовой деятельности. Которая представляет собой сознательное изменение окружающей реальности в соответствии с некоторой существующей моделью. Отсюда нетрудно догадаться, что чем точнее указанная модель соответствует реальности - тем эффективнее труд, а значит - тем полнее реализация «истинной сути разума». Собственно, это верно и сейчас - но сейчас проблема с неполнотой моделей частично компенсируется возможность отчуждения труда. (Благодаря которой «накосячивший» «хозяин», т.е., лицо, этот труд инициировавший, может заставить за это расплачиваться находящихся в его подчинении работников.) В обществе коммунистическом, понятное дело, такой возможности нет - а значит, достижение максимально возможного понимания окружающего мироустройства становится там главной целью существования.

Собственно, именно поэтому в «мире Туманности Андромеды» - который, как уже не раз говорилось, представляет собой наиболее разработанное представление о подобном социальном устройстве - и тратятся колоссальные (по нашим представлениям) средства на достижение ближайших звезд. Хотя «материальных» приобретений это не приносит: звездные экспедиции не привозят золота и драгоценностей, рабов и пряностей. И даже добыча редкоземельных элементов или, скажем, трансуранидов, в иных двездных системах тут выглядит смешной на фоне тех огромных затрат, которые уходят на их достижение. Однако при этом звездолет «Тантра» отправляется на изучение «замолчавшей» цивилизации Зирды - хотя понятно, что даже организовать спасательную экспедицию на данном уровне невозможно. (Тем более, что полет начинается после 70 лет радиомолчания - т.е., корабль прибывает через 80 лет с начала катастрофы.)

С т.з. современного мира это было бы актом бессмысленной растраты средств - но для космической цивилизации полученные знания о возможностях планетарной катастрофы, и, как следствие, о тех мерах, которые нужны для того, чтобы ее не получить, имеют ценность, превосходящую все богатства мира сего. Впрочем, не только для нее - поскольку, как говорится в данном романе, полет к Зирде выступает долгом Земли перед тем, что Ефремов называет Великим Кольцом. Которое, как уже говорилось, представляет собой некую космическую сеть по обмену информацией. (Причем, организованную по принципу peer-to-peer, т.е., каждый участник кольца занимается распостранением не только своего, но и полученного от другой цивилизации, сигнала.) Наверное, тут не надо говорить, что появление данного Кольца становится неизбежным при «сверхценности знаний», поскольку данный обмен однозначно увеличивает число последних у всех входящих в сеть участников. (Разумеется, надо понимать, что использование для подобных «пересылок» радиосигналов в «Туманности» является условным - так же, как условным является применение «анамезона» для межзвездных перелетов.)

* * *
Таким образом, можно предположить, что основной стратегией цивилизаций, находящихся на постклассовом уровне развития, будет именно стремление к информационной открытости - а не стремление уподобиться «охотнику в Темном лесу». Однако отсюда же вытекают и некоторые другие интересные моменты. Например, отношение к цивилизациям «докосмическим» - например, к нашей Земле. Причем и в прошлом, и в настоящим. Понятно, что описанная выше ценность знаний однозначно говорит, что подобная планета обязательно должна - а точнее, просто обязана - быть объектом изучения. (Поэтому оспаривать наличие палеоконтактов было бы смешно.) Но так же понятно, что «официальное представительство» на планете, где население с остервенением занимается борьбой друг с другом, выступает для развитых инопланетных существ явлением полностью невозможным. Ну, в самом деле, какую информацию можно получить во время контакта с миром, где главным принципом взаимодействия выступает дезинформация? Иначе говоря, где врут все, всем и всегда - по крайней мере, если говорить о «сильных мира сего». Так что контакта не будет. По крайней мере, до того момента, как мы не прекратим использовать ложь в качестве главной стратегии межличностных и «межсистемных» взаимодействий - т.е., до момента конца классового разделения.

Собственно, уже после понимания этого факта мы можем с чистой совестью закрывать все разговоры о проблемах установления связи с инопланетными цивилизациями. Поскольку при вышесказанных предположениях - то есть, при учете того, что, во-первых, разум на «космическом уровне» оказывается «знаниецентрическим», т.е., ориентированным, прежде всего, на получение моделей реальности; ну, а во-вторых, при наличии некоей «межзвездной» системы обмена информации, благодаря которой все «запороговые» планеты оказываются осведомлены о творящихся в Солнечной системе «безобразиях» - никакие взаимодействия между нашим миром и иными мирами невозможны. Точнее, наоборот: единственно разумными действиями тут будет установление некоего «карантина» на связь, поскольку любые иные стратегии поведения поведут лишь к усугублению ситуации. Т.е., к «удлинению» времени классового господства - которое сейчас очевидно подходит к концу - или даже к гибели нашей цивилизации. (Даже прямое выступление на стороне революционных движений тут крайне опасно - см. «Трудно быть богом», и разговор дона Руматы с Аратой Красивым. Впрочем, эту тему надо рассматривать отдельно.)

Поэтому, возвращаясь к тому, с чего начали, стоит еще раз указать, что никакого «парадокса Ферми» на самом деле просто не существует. (Ферми, конечно, гениальный физик - но на понимание законов общественного развития это не влияет.) В том смысле, что нет никакого особого silent universum - то есть, парадоксального отсутствия следов разумной деятельности в космосе. А есть рациональный подход высокоразвитых цивилизаций, прекрасно осведомленных о том, что твориться на нашей планете - и поэтому предпочитающих «обходить» ее стороной. (Ну, а между собой связываться посредством систем, которые «допороговая» цивилизация просто не может себе позволить. А может быть, и вообще не подозревает об их наличии.)

* * *
Впрочем, отсюда же существует и действенный - а так же единственно возможный - способ прервать этот «карантин». Наверное, не надо говорить - какой…

космос, социодинамика, футурология, исторический оптимизм, коммунизм, Иван Ефремов

Previous post Next post
Up