«Темный лес» или «Великое Кольцо». Часть четвертая

May 14, 2019 13:08


Итак, в прошлом посте было сказано, что возможность существования классового общества, способного к освоению космического пространства, является нулевой. Потому, что если классовое общество подходит к тому, что Ефремов называл «порогом Роба» - то есть, к уровню технологий, которые необходимы для выхода в космическое пространство (это, прежде всего, ракетостроение и атомная энергия) - то она просто обязана будет употребить их на «конкурентную борьбу». Т.е., на создание военной техники, а еще точнее, на создание баллистических ракет с ядерными боеголовками. Ну, и разумеется, создав оружие, было бы странным его не применять - особенно при условии, что данный тип вооружения кажется изначально «чудо-оружием», Wunderwaffe. (Но в реальности им не является - как это показало использование тех же V-2 Третьим Рейхом. Тем не менее, капиталистов, задыхающихся от недостатка рынков, это вряд ли остановит.)

Таким образом, попавшее в «предкосмическое» состояние разделенное человечество было бы просто обречено «болтаться» на данном уровне с известными «перерывами на войну» до тех пор, пока возросшая мощь вооружений не загнала бы его обратно в каменный век. (Кстати, интересно, что уже не раз помянутый Ефремов, решая изобразить «сохранившийся» разделенный мир Торманса, вынужден был ввести одно очень важное «граничное условие». А именно - существенно «состарить» планету для того, чтобы лишить ее такого количества радиоактивных веществ, при котором возможно производство ядерного оружия.) Однако к счастью в реальности происходит совершенно иное. А именно: срабатывает принцип диалектического соответствия имеющихся технологий (т.е., производительных сил) - и социального устройства общества (т.е., производственных отношений). Поэтому примерно в один момент с попаданием человечества в «предкосмическое состояние», в нем и происходит зарождение и развитие совершенно иного общественного устройства. А именно - коммунистического, построенного не на конкурентной, а на «кооперативной» основе.

* * *
И хотя понятно, что процесс замены одного типа общества на другой протекает не одномоментно - и не «линейно» - однако свою роль в плане формирования характера «цивилизации будущего» он начинает играть даже в своем начале. Приводя одновременно и к росту технологической мощи цивилизации - в том числе, и к освоению первых космических технологий - и к развитию системы межчеловеческого и межнационального сотрудничества. (Т.е., к снижению уровня конкурентной напряженности и закладыванию основ будущих совместных действий всего человечества.) Правда, так же совершенно очевидно, что указанная «неодномоментность» и «нелинейность» формирования нового общества оказывает соответствующее влияние и на указанные вещи. В том смысле, что случающиеся в данном случае «торможения» и «откаты в прошлое» приводят к торможениям и откатам и в космических технологиях. Что мы можем прекрасно наблюдать в настоящее время, когда оказывается невозможным повторение достижений полувековой давности - скажем, полета на Луну. (На этом основании создается множество «конспирологических» теорий, однако в реальности все гораздо проще - и трагичнее. В том смысле, что современное общество просто не может поддерживать проекты подобного уровня по причине своей тотальной разделенности.)

Впрочем, обо всем этом следует говорить уже отдельно. Тут же стоит только еще раз указать на то, что «сопряженность» космоса (а точнее, технологий, необходимых для его достижения) и социализма/коммунизма оказывается крайне фундаментальной - гораздо фундаментальнее обыденного представления о данном явлении. Причем, данная фундаментальность «заложена» на очень глубоком уровне бытия - что хорошо показывает нынешняя космическая стагнация. (Когда, вроде бы, технологии есть - но они не могут быть использованы.) Подобная особенность может выступать в качестве дополнительного доказательства универсальности данной особенности - т.е., не связанности ее со случайными событиями. (В том смысле, что если открытие космической эры в «советизированную эпоху» еще можно было бы считать единичным актом, то фактическое «закрытие» данной эры после гибели СССР показывает, насколько сильна указанная связь между социальными и «техническими» областями.) Поэтому указанный барьер - тот самый, ефремовский «порог Роба» - вполне можно считать универсальным. (Т.е., пригодным для любых цивилизаций.)

А это, в свою очередь, означает тот факт, что рассмотрение вышедших в космос цивилизаций должно осуществляться по несколько иным принципам, нежели принято сейчас. Скажем, в том смысле данные социальные системы - а в данном случае вполне возможным становится рассмотрение цивилизации, как «цельной» социальной системы, т.к. для постклассового общества национальное разделение оказывается неактуальным - будут ориентироваться на совершенно иные цели, нежели социальные системы современного мира. Например, для них резко снижается потребность в использовании ресурсов, которые в классовом обществе идут на поддержание конкуренции. Поэтому становится ненужным экспоненциальная экспансия - т.е., тот самый «основной признак разумного мира», который и лежит в основании пресловутого «парадокса Ферми».

* * *
На самом деле об этом я уже не раз писал. Однако еще раз напомню: наша уверенность в том, что разумная жизнь стремиться заполнить все окружающее пространство, основывается исключительно на опыте классового мира. Для которого, действительно, критической является способность социума очень быстро «подминать» под себя все доступные территории - и использовать их на увеличение своего «могущества». В то время, как поведение социумов «доклассовых» определялось несколько иными законами, в рамках которых было возможным, например, длительное существование в одном место достаточно развитого общества. Такого, как не раз уже помянутый Чатал-Гуюк. Напомню, что данное поселение «прожило» порядка 3 тыс. лет - что значительно превышает «время жизни» любого классового государства. (Скажем, тот же Китай - если считать с легендарной династии Цинь - просуществовал менее 2,5 тысячелетия. А ведь это было не «единое» временное пространство, а совокупность множества царств и империй, разделенных войнами и завоеваниями.) Ну, и самое главное: при всем этом уровень жизни население Чатал-Гуюка было сравнимо… с уровнем жизни населения развитых европейских стран конца XVIII века.

Да, именно так - жители этого небольшого поселка (хотя как небольшого: число жителей достигало 10 тыс. человек - крупный средневековый город), практически не ведшие «внешней экспансии», в большинстве своем жили лучше, нежели жители Великих Империй будущего. Включая тот же Древний Рим, в котором, например, средняя продолжительного жизни в котором была меньше. (28 лет против 32 у Чатал-Гуюка.) Причем, речь тут идет, во-первых, о «средней продолжительности» - поскольку в раскопках данного неолитического поселения находят скелеты людей, проживших 60-70 лет. Ну, а во-вторых, говоря о Древнем Риме, стоит понимать, что учитывается жизнь только свободных людей без учета рабов. Которые умирали гораздо быстрее - скажем, на каменоломнях это происходило через два-три года после попадания в рабство. Таким образом, можно сказать, что та фантастическая - по нормам «общинного строя» экспансия, которую вела Римская Империя, и которая стала основанием для ее относительно длительной «жизни» (недаром Рим именовали «Вечным городом») - в реальности мало что давала его населению...

Правда, понятно, что в плане развития производительных сил Рим, все-таки, серьезно обходил Чатал-Гуюк - недаром труды римских мыслителей по той же «агрикультуре» (т.е., организации сельского хозяйства) активно использовались вплоть до конца XVIII столетия. И это не говоря уже об обработке металлов, создания оружия и средств государственного подавления. (Вроде знаменитого «Римского права», ставшего основой систем государственного подавления на десяток веков.) Поэтому, с точки зрения развития цивилизации, смена «развитых доклассовых» социосистем социосистемами классовыми было, все-таки, прогрессом. Однако для постклассовых обществ ситуация оказывается несколько иной. А именно: оно неизбежно получает все созданные за «классовый период» инструменты развития и познания - скажем, науку или технику - однако при этом оказывается способным тратить все это не на бессмысленную и беспощадную войну всех против всех.

* * *
К которой, кстати, относятся не только оборонные расходы, и даже не только расходы на проведение «обязательных» в данной системе войн - но и вообще, множество разнообразных «конкурентно-ориентированных» затрат. Например, сюда можно отнести производство неремонтопригодной и имеющей заниженный срок эксплуатации продукции, обширные маркетингово-рекламные затраты (включая упаковку, создающую 95% современного мусора), наконец, всевозможные государственные службы, нужные формально для «упорядочивания» данной конкуренции, но в реальности становящиеся ее инструментами. В общем, все то, что дает, по сути, 90% (если не 99%) ВВП, и позволяет поддерживать относительную бедность населения при выросшей на порядки производительности труда. Поэтому стоит понимать, что рассмотрение нынешней ситуации, как «нормальной» для существования разумной расы должно восприниматься, как нонсенс. Скорее, оно открыто свидетельствует о том, что наша цивилизация еще стоит на самом пороге развития.

Кстати, на этом фоне и пресловутая «активность в радиодиапазоне» - которую многие (скажем, Станислав Лем) предлагали использовать в качестве «индикатора цивилизованности» - оказывается скорее «обратным показателем». В том смысле, что практически все генерируемые Землей радиосигналы - начиная с радио и телевещания и заканчивая сигналами авиационных и корабельных радаров - в реальности имеют «шумовую природу». Поскольку вызываются исключительно случайными факторами, связанными с указанной конкуренцией. Так что если уж брать во внимание факторы, подобные тем, по которым «ищут цивилизацию» в лемовском «Фиаско», то тут, скорее, ключевым должен являться не рост, а напротив, резкое сокращение упомянутых радиосигналов, связанных со «взрослением» цивилизации. (Хотя, конечно, оно может быть вызвано и гибелью человечества в ядерной войне.) Впрочем, на фоне того, что за пределами Солнечной системы вся эта «радиовакханалия» будет находиться ниже уровня шумов, поэтому данные рассуждения не имеют смысла…

В общем, можно сказать, что переход от классовой к бесклассовому устройству совершенно меняет отношение цивилизации к экспансии. Которая из «естественного свойства» человечества (вспоминаем еще «Темный лес») превращается в сознательно управляемый процесс, подчиняющийся совершенно иным законам. Скажем, закону роста познания о мире - т.е., исследовательские экспедиции будут высылаться однозначно - или … Впрочем, о том, что «или» надо говорить уже отдельно. Тут же можно только указать, что это «космическое движение» разумных существ практически однозначно не будет связано с теми факторами, которые формировали их «движение земное». (Вроде опасности перенаселения - которая даже сейчас фактически пройдена -или желания приобрести некие ценные ресурсы.) Так что приведенная в «Темном лесе» «космическая социология», одним из принципов которой является: «цивилизация растет и расширяется, но объем ресурсов во Вселенной является неизменным» - вряд ли может быть названа корректной.

P.S. А что касается гипотетической деятельности «развитых цивилизаций» и последствий этой деятельности… Ну есть один интересный факт, состоящий в том, что «солнцеподобные звезды» - это, как правило, звезды двойные. Для которых вероятность появления жизни на окружающих планетах равна нулю. В отличие от Солнца, которое, как известно, «одиноко» - поскольку будь тут «еще одна» звезда, то людей бы не возникло… Но, разумеется, об этом надо говорить уже отдельно.

космос, социодинамика, смена эпох, фантастика, футурология, коммунизм, Иван Ефремов

Previous post Next post
Up