Leave a comment

Comments 18

blau_kraehe February 1 2014, 21:09:01 UTC
Тут много верных мыслей. Но в общем-то ведь детали полета истребителя или техника хирургической операции - это только фон. Я много раз уже приводила пример, когда Булгаков, врач, пишет фантастику на заведомо бредовом допущении о пересадке гипофиза. Это вообще неважно на самом деле, знания эти. Важно уметь подать их так, чтобы читатель поверил (но все равно найдутся те, кто не поверит, это ясно). Или согласился с условностью.

ПИсатель на самом деле пишет не самолетами и эпохами. Он пишет буквами (с)Довлатов. И вот умение правильно расставлять эти буквы - это то, чему учатся десятилетиями, это да.
Читая же некоторых современных писателей (притом даже печатающихся), хочется задать сакраментальную фразу: Киса, я хочу спросить вас как художник художника - вы умеете рисовать?
Многим кажется, что писать может любой. Чего там. Это же не живопись или музыка, в школе все учатся грамоте.
Но грамота - это... даже не начало еще.

Reply

anlazz February 2 2014, 11:42:37 UTC
Ну, умение писать - это особый случай. Я тут ничего сказать не могу: чукча не писатель, чукча читатель :)
Но вот ИМХО одна из важнейших задач фантастики сегодня - это преодолеть представление о единственности современного мира. На самом деле это проблема: мало кто может представить, что можно думать и действовать иначе, чем сейчас.

Многие (и в сети, и в реальности) искренне удивляешься, когда пытаешься объяснить, что например, ранее люди могли думать иначе. Как средневековые авторы рисовали, скажем Одиссея и Ахилла в рычарских доспехах, а Елены Прекрасную, Еву и Деву Марию в средневековых платьях, так и наши современники видят людей что в прошлом, что в будущем только такими, как мы. Отсюда и все эти "трупами закидали" - мы не можем представить, что человек способен идти в атаку иначе, чем под угрозой заградотряда ( ... )

Reply

blau_kraehe February 2 2014, 13:06:10 UTC
Но ведь утопии тоже пишут, их хватает. Например, это "Пандем" Дяченко, "Астровитянка" Горькавого, творчество того же Розова (гм, если это можно так назвать), вон посмотрите на конкурсах вроде "агентовского" или СССР-какой-то там - сплошные утопии, и не все же они про боевиков с бластерами ( ... )

Reply

anlazz February 2 2014, 15:09:14 UTC
Ближайшая перспектива - тоже Утопия, хотя и весьма своеобразная. Утопия, условно говоря, не Ефремова, а Гайдара - я тут недавно писал о Гайдаре и понял, что он, во многом, фантаст-утопистю И люди, строящие это общество, будут во многом отличаться от нас. Хотя бы некоторые - ИМХО, их число должно быть выше некоего порога.

Так вот, эти люди есть локусы будущей Утопии. То есть. проблема именно в них. Тут как раз прослеживается разница с т.н. постапокалиптикой, широко распостраненной ныне. Понятно, что , при Революции будет масса сволочей с обеих сторон, полевых командиров и прочей дряни, широко распостраненной и теперь. В современной постапокалиптике им противопоставляются, обычно, герои с психикой нашего современника. Дескать, по сранению со сволочью, он в чистом виде герой. А вот подняться выше мало кто решается. А задача фантаста-коммуниста - показать, что наш современник - не предел. Но это, конечно, сугубое ИМХО.

Reply


tigerofsiberia February 1 2014, 22:24:38 UTC
Возможность применения "метода Ефремова" зависит и от формы творчества. Для создания внутренне непротиворечивого образа мира лучше всего подходят рамки романа, даже в повести им тесно. А некоторые авторы для этой же цели прибегают к соединению в цикл рассказов с одной и той же парадигмой мира.

Reply

anlazz February 2 2014, 11:56:39 UTC
У Ефремова и рссказы есть :) Хотя роман, конечно, подходит больше. Но в любом случае мало кто всерьез подходит к проблеме, тем более согласовывает технику, общественное устройство и психологию. Даже из авторов "коммунистического толка". В том же сборнике "Будущее есть", если честно, подобное делает, наверное, половина авторов. Видимо, очень сильна инерция современной (в том числе и западной) литературы.

Reply

tigerofsiberia February 2 2014, 21:50:44 UTC
Ну если даже половина - я считаю, это здорово. Рассказы Ефремова из того собрания сочинений, что у меня было, читал все, но их чтение лишь подтверждает, что настоящее развитие концепций у него в романах.

Reply


shadow_of_raven February 2 2014, 11:50:17 UTC
Очень хорошая статья!

Reply


aerys February 2 2014, 15:29:45 UTC
Браво!

Reply

007_and February 2 2014, 18:22:00 UTC
А меня творчество АБС никак не задело, кроме приключенческой компоненты ничего у них не уловил.
Ефремов пишет вроде хорошо, но как-то неправдоподобно и пафосно. Где-то в глубине возникает фраза Станславского: "Не верю!" Поведение людей какое-то не такое, они кажутся чужими и холодными.

Больше всего понравился Булычев. Он как-то просто пишет, и герои сильные добрые, немного наивные.
Особенно интересная и философская вещь "Поселок".

И еще, как ни странно, задел Лукьяненко со своими геометрами. Казалось бы получилась сатира и пародия на утопию, но сама идея общества, где нормально и разумно доверять друг другу и относиться ко всем окружающим как друзьям, по нынешним временам действует потрясающе, и показал он этих людей живыми со всеми их слабостями и противоречиями.

Reply

aerys February 2 2014, 18:50:37 UTC
Конечно, поведение какое-то не такое :) Эти люди отделены тысячью лет от нас. Пришельцу из 10-го века наше поведение тоже показалось бы совершенно ненормальным. Об этом автор статьи и пишет.

Reply


eyeofevil February 12 2014, 15:12:52 UTC
Вы случайно не читали статьи-рецензии некоего Павла Краснова на творчество Ефремова?
В них сначала рассматривается мир Ефремова как модель коммунистического мира, потом тут же отмечаются серьёзные недостатки этой модели, потом проводятся параллели между персонажами "Туманности Андромеды" и "Часа Быка" и современниками писателя на момент создания этих книг.

Reply

anlazz February 12 2014, 16:05:24 UTC
Ссылочку киньте. А то единственное, что вспоминается с подобным "сюжетом"- это статья Рустама Вахитова года 2006-2007.

Reply

eyeofevil February 12 2014, 17:08:02 UTC
Упс. Порылся в сети и действительно - вы правы! Прошу прощения за ошибку. Хотя Краснов всё же посвятил половинку одной своей статьи критике мира Ефремова (http://www.contrtv.ru/common/1326/), идея о параллели персонажей книг и современников Ефремова действительно принадлежит Вахитову. Он высказал её в статье "Фантастика и реальность".
Впрочем, авторство заметки большой роли не играет.

Я вспомнил эту заметку Вахитова по двум причинам. Во-первых, её вывод созвучен выводу вашей статье "Не о "Дожде"", а именно: высокая социальная защищённость СССР 2-й половины 20 века сформировала спецефическое, в чём-то даже пораженческое мировоззрение молодых поколений тех лет. Отсюда вопрос - значит ли это, что соц. защищённость в СССР была чрезмерной, что это зло?
Во-вторых взгляд на Ефремова как на творца не картины будущего, а настоящего. Это, наоборот, противоречит вашим выводам.

Reply

anlazz February 12 2014, 18:05:21 UTC
Социальная защищенность сама по себе очень важна. Она позволяет резко повысить творческий потенциал человека - что и произошло. Но вот отсутсвие возможности для приложения этого творчества, вкупе с самой социальной защищенностью, действительно дает очень неприятные вещи. Советское руководство со второй половины 1960 затормозило, "подморозили" развитие и создало те проблемы, что потом аукнулись. Это очень сложный вопрос, когда именно сильные стороны создают одновременно и главные уязвимости: что поделаешь. даалектика ( ... )

Reply


Leave a comment

Up