Еще раз об этике

Feb 10, 2018 12:38

Использование в качестве главного критерия этики эффективность существования социума позволяет относительно легко разрешать многие серьезные проблемы - которые и в «традиционной», и в «ницшеанской» этической системе кажутся неразрешимыми. Например, извечный вопрос о том, чьей жизнью следует пожертвовать, чтобы спасти другие жизни. Напомню, что « ( Read more... )

общество, психология, прикладная мифология, этика

Leave a comment

Comments 59

nipolin February 10 2018, 10:07:57 UTC
Энтузиазм и развитие обществаhttps://nipolin.livejournal.com/13459.html

Слеза ребёнка против развития общества.

Reply


jora0 February 10 2018, 10:28:17 UTC
>> ...к примеру, та же приведенная выше ситуация с выбором между принесением в жертву одной жизни ради спасения многих - столь любимая философами модель с несущейся вагонеткой, которую можно остановить, столкнув на рельсы одного из прохожих - в данном рассмотрении разрешается довольно контрринтуитивно. В том смысле, что выясняется: делать это категорически нельзя. Поскольку данное поведение неизбежно ведет к ухудшению общей «атмосферы» в обществе: ведь каждый будет бояться, что столкнут именно его. В результате он , во-первых, будет сторониться близких контактов с окружающими, а во-вторых, будет стремиться столкнуть соседа, чтобы избежать подобной участи. Неудивительно, что при подобном подходе возможность коллективного взаимодействия быстро сойдет к нулю - то есть, остановить ту же вагонетку альтернативным путем (скажем, массовым сбросом камней на пути) не получится. Ну, и разумеется, не получится дальнейшие действия по усилению безопасности и т.п. вещи - так как при подобной морали единственной мыслью индивида будет то, как бы не ( ... )

Reply

botya February 10 2018, 13:26:26 UTC
А почему у неё СМЕРШ вызывал страх? Было за что бояться?

Reply

jora0 February 11 2018, 06:07:13 UTC
Такие организации, как СМЕРШ и НКВД, имели репутацию способных любого случайно подвернувшегося "столкнуть на рельсы" (с). Наверное, всё же не совсем безосновательно. Поэтому самый надёжный способ от них уберечься был один --- по возможности не иметь с ними никакого дела, даже если этого требовали интересы общества.

Вот такая вот иллюстрация "ухудшения общей «атмосферы» в обществе", когда каждый боится, что столкнут именно его.

Reply

yakommunist February 11 2018, 09:51:09 UTC
От такого страха есть и польза: меньше доносов ложных и не по делу. Даже инквизиция придерживалась правила: если допрашиваемый по доносу не признавал вину, брали под следствие написавшего донос.

Reply


tanga_tan February 10 2018, 10:34:00 UTC
Крестьянская община берет на воспитание бедного сиротку - этично.
Мужчины просят женщин следить за сироткой: чтоб не дрался, что ему не выбили зуб или глаз, чтоб особо тяжело не работал - этично
Сиротка вскармливается общиной в качестве рекрута, он пойдет служить в армию вместо отецких сыновей, умирать за царя, так сказать - этично ли это, этичны ли все меры по поддержанию здоровья сиротки?

Reply


yz201011 February 10 2018, 10:36:31 UTC
«либеральным ницшеанством», сводящимся в своем крайнем выражении к свехкраткой стратегии «хапнуть и убежать». Которая есть всего лишь иное выражение уголовного принципа: «умри ты сегодня, а я - завтра» - однозначно деструктивного и паразитического, могущего существовать только при условии наличие внешней «богатой» основы.

Что значит "только"? Она есть, эта основа.

Reply


cosmicstarcat February 10 2018, 10:58:21 UTC
Слезинка ребенка.
А ведь это термин из высказывания - описывающего неадекватное восприятие реальности с одной лишь целью - уменьшить боль. И примирить слабого человека с реальностью.

Reply


Leave a comment

Up