Еще на тему этики

Feb 09, 2018 13:11

У Яны Завацкой - Синей Вороны - вышел очередной интересный пост, посвященный вопросу этики в современном обществе. В связи с его краткостью есть смысл привести его почти целиком:
«Этично то, что эффективно и служит общему благу (делу коммунизмаRead more... )

социодинамика, общество, левые, этика, классовая борьба

Leave a comment

Comments 181

with_astronotus February 9 2018, 11:11:15 UTC
Правда, при это не следует путать будущее реальное - и свои фантазии о нем.

Каковы критерии «реальности» или «фантазируемости» будущего?

«Ефремовское» будущее, например, бесспорная «фантазия» с точки зрения логики, но разве оно не служит эффективным костяком моделирования «реальности»?

Если такие критерии задать только в самом общем виде (e.g., «реальное» будущее то, которое базируется на предсказательной силе диамата и истмата), то они быстро будут девальвированы (например, «почему истмат, а не позитивное эмпирическое знание?»).

Если же их задавать в более конкретной форме, в итоге результатом применения этих критериев к любому реальному прогнозу, особенно в форме литературного произведения, станет очередная вкусовщина в стиле «политеизм давал больше свободы, чем монотеизм», «звездолёты хорошо, а супермены плохо» и т.п. глупостей несусветных, одна дурнее другой.

Reply

anlazz February 9 2018, 11:54:17 UTC
Ефремовское будущее фантастично в реализации - но исторично в том плане, что базируется на идее смены формаций. То есть - неизвестно, как будут летать космические корабли или как будут строить дома, но о том, что классовый тип устройства общества сменится бесклассовым, можно говорить достаточно уверенно. Разумеется, это не значит, будто данная перемена будет сейчас или через несколько десятилетий - может, на нее потребуются столетия, но это неважно. Поскольку перейти от капитализма к чему-то иному, нежели коммунизм, невозможно. (Ну, гибель человечества - это "тривиальный случай", рассматривать который нет смысла.)

В крайнем случае, возможен откат в условное "средневековье" - с новым повторением того же цикла. И так до тех пор, пока не получится. Ну, или пока человечество не погибнет окончательно.

Reply

with_astronotus February 9 2018, 12:24:33 UTC
С этим я и не спорю; диамат и истмат - пока что единственное средство прогностики. Вопрос в критериях, за которыми признаётся право быть не «личной фантазией», а «контурами грядущего».

Для меня, например, из факта неизбежности коммунизма вытекает, в силу того же истмата, неизбежность начала нового социального витка на новых закономерностях, неизбежность движения к сверхцивилизации. А какой-нибудь замшелый догматик легко может сказать, что это «просто фантазия», потому что «у классиков» про коммунизм есть, а «про сверхцивилизацию» уже нету.

При этом я пользую диамат и истмат на всю катушку, а он занимается начетничеством. Как нам прийти к общему пониманию этики? (Нет, условие «сперва построим коммунизм, а там посмотрим» не принимается: начетчиков в коммунизм пускать неэтично!).

Reply

anlazz February 9 2018, 14:33:16 UTC
Истмат, в принципе, выводится из истории. По крайней мере, для меня толчком перехода от правого к левому, а затем и коммунистическому мировоззрению стало именно изучение данной области. А до того, пока я в "технарской самоуверенности" считал всю "гумканитарщину" чушью - правые постулаты мне казались естественными и неоспоримыми. Но это так, к слову...

Что же касается взаимоотношения с людьми, находящимися в рамках иной этической парадигмы - то тут, ИМХО, способ только один: эмуляция их этики в рамках своей. То есть - необходимо примерное представление о том, как они думают и действую - и почему. Пример - в недавних постах Яны Завацкой о религии, где главная мысль состоит в том, что последние, в общем-то - разумные и логичные люди, а не идиоты. (Как это принято понимать сейчас.) Разумеется, это касается лишь "умеренных" представителей, не фанатиков - с последними никакого взаимодействия быть не может. Но в целом метод довольно интересен...

Reply


d_nielli February 9 2018, 11:11:24 UTC
"жить ради того общества, которое еще не существует, но которое обязательно будет построено." - выглядит так, словно речь идет о Царстве Божьем.

В общем, любая попытка свести этику к функционализму неизбежно столкнется с проблемами оценки как эффективности, в совокупности с вопросом, что именно служит общему благу, а что не служит ему, так и с сопротивлением человека крайней форме рационализма, которая пренебрегает понятиями добра/зла в нашем эволюционном понимании.

имхо, попытки "левых" придумать какую-то свою этику на мой личный взгляд исходят из понимания ими, что изменения в обществе, желаемые для левых, не возможны без применения насилия, так как левые не хотят ждать эволюционного процесса изменений (что сильно обесценивает утверждение, что такое общество "есть в будущем") из-за явной неуверенности в конечном результате и желании "при жизни увидеть огни коммунизма". А раз так, то действия направленные на приближение цели следует оправдать.

Reply

with_astronotus February 9 2018, 11:18:02 UTC
Никакие изменения в политике невозможны без применения насилия.

Более того, отказ от изменений тоже сопряжён с насилием. Левые здесь неоригинальны.

«Чтобы остановить революцию, нам нужна маленькая победоносная война»©.

Reply

leiba_gagarin February 9 2018, 11:23:04 UTC
Революция - это форма эволюции.

Reply

nektosteen February 9 2018, 19:41:41 UTC
+100500

Reply


opiat_5x5 February 9 2018, 13:05:23 UTC
Давайте сперва поймём, что такое "общее благо".
Общее благо это материальный синергетический эффект возникающий вследствие общественного разделения труда/службы*, выражающийся в существенном (на порядки) росте производительности такого труда/службы и соответствующем приросте совокупного общественного продукта и объёма оказываемых услуг.
(*) - под службой понимается непосредственно не связанная с производством деятельность врача, учителя, учёного, милиционера, военнослужащего, чиновника и т.п..Из этого определения понятно, почему это действительно благо - при меньших трудозатратах получается больший материальный результат, и почему оно общее - такой прирост материальных благ реализуем только сообща и поэтому он (прирост) в равной степени принадлежит всем ( ... )

Reply

yz201011 February 9 2018, 13:33:43 UTC
Давайте сперва поймём, что такое "общее благо".
Общее благо это материальный синергетический эффект возникающий вследствие общественного разделения труда/службы*, выражающийся в существенном (на порядки) росте производительности такого труда/службы и соответствующем приросте совокупного общественного продукта и объёма оказываемых услуг... з этого определения понятно, почему это действительно благо - при меньших трудозатратах получается больший материальный результат, и почему оно общее - такой прирост материальных благ реализуем только сообща и поэтому он (прирост) в равной степени принадлежит всем.

Да! Стала твоя страна колониальной империей - господствующий класс работает генералами и наместниками, простые люди - солдатами и мелкими чиновниками. Всем хорошо, сообща получаем прибыль!

Reply

opiat_5x5 February 9 2018, 13:52:00 UTC
Колонии не эффективны в качестве производителей добавленной стоимости (прибыли). См. напр. РФ в лихие 90-ые или Украину с 2014 года. Поэтому колониализм неэтичен.

Reply

yz201011 February 9 2018, 14:19:45 UTC
Сейчас - конечно. А раньше - очень даже был этичен в соответствии с вашим определением. Но заметьт: потомки колонизаторов и сейчас живут богаче потомков тех, кого колонизировали. То есть их предки ещё и о будущем страны побеспокоились! Очень, очень этично.

Reply


lazy_flyer February 9 2018, 13:16:53 UTC
Ну вот зачем сюда на силу, без мыла, впихивать классовое общество? Это зашоренность или просто глупость?

Моральные нормы во всех религиях - начиная с самых примитивных - даруются людьми высшим Божеством
...
то оптимизация в них ведется исключительно в направлении максимизации выгод правящих классов

Где в Библии ( Коране, Торе, Типитаке ) - оптимализация к выгоде правящих классов?

Reply

quangel February 9 2018, 21:15:38 UTC
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога..."(тм) - не она? :))

Reply

lazy_flyer February 9 2018, 21:23:30 UTC
Да да, классовое общество.
Мы приведите ПОЛНОСТЬЮ текст и желательно не в Синоидальном переводе.

Reply


igor_sabadah February 9 2018, 13:40:18 UTC

Бред, простейший пример: этично ли  разобрать одного здорового на запчасти для десятка больных? А ведь польза несомненна...

Reply

anlazz February 9 2018, 14:39:53 UTC
Пример действительно простейший: общество, в котором допустимо произвольное - то есть, без всякой вины - уничтожение своих членов, неизбежно теряет солидарные качества. Именно поэтому, кстати, каннибализм своих всегда был "запрещен" практически с самого начала превращения человеческого стада в человеческое общество.

Reply

ext_2732677 February 11 2018, 10:38:15 UTC
Стадо макак ещё не общество, общество появляется с разделением труда и связано с планированием, управлением и прогнозом.

Целью общества является самовоспроизводство. Иначе оно исчезнет.
Так же исчезает общество, которое не способно защищаться от внешних врагов. Ярчайший пример цивилизация индейцев Южной Америки

Reply


Leave a comment

Up