О понимании

Mar 30, 2012 20:46

ВРЕМЯ

Человек привык относится ко времени, как к чему-то внешнему. Когда в повседневной жизни мы говорим о времени, мы обычно имеем в виду движение стрелок на наших наручных часах, смену чисел на электронном циферблате, вращение Земли. Такое время «объективно». Оно значимо для каждого из нас, благодаря нему мы можем назначать встречи, планировать ( Read more... )

Другой, время, смысл, Я, философия

Leave a comment

Comments 8

viktor_trusov March 30 2012, 17:05:00 UTC
"… нет человека, который бы хоть раз в жизни не пытался осмыслить свое прошлое".

:) Почему нет. Я. Никакого смысла, как какой-то сверхзадачи или Истины, в жизни я не вижу. Так что думаю, что и осмысливать мои прошлые грехи и победы ни к чему. Осмысливать прошлое надо, должно быть, нациям.

Reply

andrey_gasilin March 31 2012, 13:51:49 UTC
Так бессмысленность - это тоже своего рода смысл. То есть, объявляя свою жизнь бессмысленной вы тем самым как бы говорите: "Я искал в своей жизни смысл, но не нашел его. Следовательно, в моей жизни нет смысла". Чтобы что-то отрицать, сначала нужно это, хотя бы гипотетически, утверждать.
Вообще я считаю Ваше отношение к собственной жизни гораздо более осмысленным, чем позицию многих людей, нашедших в своей жизни и сверхзадачи и грехи. Вы открыли для себя принцип, согласно которому значимо только настоящее (может быть и будущее). Но Вы же понимаете, что таким, какой Вы сейчас, Вы стали благодаря себе "вчерашнему". Так что оценивая свои нынешние состояния, настроения и поступки Вы невольно отвечаете себе прошлому.
А нации, по моему, прошлое осмысливать не могут. Я не верю в коллективный разум. Вот представители - да.

Reply


pessimist_v March 31 2012, 01:43:15 UTC
Именно так и я и понимал время. И обрадовался, когда позже нашел "подобное" у Канта. Никакого времени и правда нет, есть смена событий, взаимопереход причин и следствий. Последовательную смену материальных состояний мы и называем временем. Только не знаю, насколько это «априорная» форма.

Reply

andrey_gasilin March 31 2012, 13:39:39 UTC
Да, вне нас времени нет. Но для человека с ним связана масса вопросов: "что оно такое для нас?", "как мы его "производим"?" или "что в нас его
"производит"?", а также "как мы в нем существуем?".

Reply

pessimist_v March 31 2012, 14:04:29 UTC
Как «производим» - это элементарно: в нас идут биологические процессы, которые оставляют следы, отпечатки. По количеству этих отпечатков мы судим о прошедшем времени. Больше отпечатков - больше времени, меньше - меньше.
А существуем - нормально, более того, это принципиально важный для нас вопрос, как для существ «временных», существующих в процессе причинно-следственных смен. Смена вещей вокруг нас и есть «время». Тот причинно-следственный зазор, в течении которого одна вещь превращается в другую.

Reply

andrey_gasilin March 31 2012, 17:13:11 UTC
Нет, по физиологии все более-менее ясно. Вопрос здесь о самом феномене сознания: что, собственно, делает эти биологические процессы, оставляющие отпечатки (речь ведь о впечатлениях, так ведь?), сознающими свою последовательность во времени. В животных же тоже протекают биологические процессы и впечатления у них есть. Однако времени они не осознают.

Заметьте, в "смену вещей вокруг нас" необходимо включать и наши "внутренние переживания". Человек, находящийся в камере сенсорной депривации искусственно изолирован от всего "внешнего", но, все же, продолжает жить во времени. То есть, при отсутствии "внешних" ориентиров счетчиками становятся наш собственный пульс, дыхание, смена образов, течение мыслей.

Reply


Leave a comment

Up