Jun 14, 2006 23:07
Потребление и воспитание: два в одном анимационном флаконе.
Форма и содержание. Тоска по Ивану-Царевичу и Змею-Горынычу…
Дети любят смотреть мультфильмы. Это - аксиома. И у каждого ребенка есть свои любимые герои. В разных странах подрастающие поколения воспитываются благодаря тщательно создаваемой культурной среде комиксов, популяризации национальных героев мультфильмов и фильмов для подростков. Эта индустрия работает благодаря постоянной потребности общества в напоминании о моральных критериях. Папы и мамы не купят своему ребенку мультик, пропагандирующий агрессию или рассказывающий о пользе лжи и лени. Мультфильмы не являются рядовой помощью родителям в организации досуга их любимым чадам, они - важный информационный материал, из которого ребенок узнает о законах внешнего мира. Самой большой пользой от просмотра хорошего мультфильма можно признать формирование у ребенка представлений о нравственных критериях окружающего мира. Яркий содержательный мультфильм, вызвавший положительную эмоциональную реакцию ребенка, неизбежно оставляет в его памяти пример для подражания и развивает любознательность. Но, не смотря на постоянство нравственных принципов, моральные нормы разных общественных систем могут существенно различаться. А это значит, что мультфильм, созданный под влиянием общественной морали одного общества может оказаться недостаточно информативным с точки зрения другого.
Импортное кино - свои герои, идеология и мораль.
В России не проведено ни одного исследования о предпочтениях юной публики в области современного детского кино. Кто популярнее - Иван Царевич или Шрек? Алладин или Алеша Попович? Судя по кассовым сборам, все говорит не в пользу традиционных российских персонажей. Но кассовые сборы - вещь условная и подвержена влиянию не только итогового качества и содержательности, зависит от рекламной кампании и промоутерских качеств дистрибьютора продукта. Хотя итоговое качество - один из ключевых пунктов в донесении культурных российских образов современному поколению. Но так ли поколение в них нуждается? Являются ли типажи новых героев импортного кино настолько самодостаточными, чтобы полностью выместить с экранов персонажей традиционных российских сказок? Корректнее по-другому поставить вопрос - когда российский производитель вернет героям русских сказок их былую харизматичность и комедийную составляющую? Не забыв при этом уделить внимание драматическим линиям сюжета. Ведь создатели последних популярных 3D анимационных лент часто жертвуют именно драматической составляющей сценария. Прекрасный пример - мультфильм «Шрек». Первая часть - это отличная комедия ситуаций. Вторая - ближе к комедийному мюзиклу.
Опыт современных успешных хитов анимации показывает, что путь, избранный производителями мультфильмов, особенно тяготеет к жанру комедии ситуаций или комедийного мюзикла. И это вполне предсказуемо. 3D анимационные фильмы очень дороги в производстве, и их продюсеры стараются сократить возможные расходы. Длительность самых кассовых мультфильмов в мире компании «DreamWorks» составляет в среднем 80 минут. Например - «Шрек-2». Мультфильм «Мадагаскар» длится около 70. Каким бы талантом не обладал сценарист мультфильма, очень сложно в подобных случаях вставлять в комедийный фильм драматическую составляющую. А российский зритель традиционно высоко ценит не только умение его рассмешить, но и умение убедить сопереживать героям. Авторам американских мультфильмов удается совмещать драму и комедию с весьма переменным успехом. Если «Историю игрушек» можно признать в этом смысле образцово-показательным примером, то «Подводная братва» званию «примера» никак не соответствует. Превращение «DreamWorks» в формат брендового предприятия не сказывается положительным образом на содержательности продукции студии. Оригинальность первого «Шрека» быстро переросла в традиционное американское предпочтение затратам на содержание в затраты на рекламную кампанию. Но российской аудитории выбирать не приходится. В России нет энтузиастов, готовых инвестировать достаточные ресурсы в производство культурного продукта высокого качества. Причин, мешающих процессу несколько. Одна из основных - государство устранилось от прямых инвестиций, при этом не уделяя должного внимания защите прав авторов. Вследствие чего потенциальному производителю приходится рассчитывать лишь на сотрудничество с кинопрокатом. Производство единственно популярного формата DVD в России находится целиком под контролем преступных группировок, наводнивших рынок России и сопредельных государств на 90 процентов незаконно произведенным продуктом. Он не в состоянии вернуть производителю почти ничего.
Российская публика: идеология предпочтений. Дети и родители.
Что же все-таки предпочла смотреть при наличии выбора предельно взыскательная детская аудитория - импортные или российские мультфильмы? И можно ли признать корректным подобное разграничение? Все крупные зарубежные производители официально объявили о своем намерении использовать впредь 3D технологии, отказавшись от технологий рисованных. Даже «Дисней» - Мекка рисованной анимации отказался от рисованных технологий. В России не создано для кинопроката пока ни одного подобного проекта. Может ли это означать, что первые компьютерные проекты, будь они произведены в России, могут оказать менее интересными, чем зарубежные? Ответ на этот вопрос российские зрители смогут получить в конце 2006 года, когда в прокат выйдет первый российский 3D анимационный фильм «Кракатук» по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик». Два сценариста - Леонид Каганов и Александр Бачило по заказу компании «Гала» преобразили сказку до неузнаваемости. Это история о приключениях современных подростков в Сказочной стране. Им предстоит выбраться из лап злодея и спасти от страшной угрозы Большой мир. В фильме сочетаются юмор и лирика, драйв и философия, любовь и кунг-фу, хип-хоп и рок-н-ролл, дружба и ненависть, колдовство и Интернет, бойцы и хакеры, благородные рыцари и коварные злодеи. Даже гонки на снегоходах и битвы на крыле взлетающего самолета. При всем этом фильм, по мнению авторов, остается красивой Рождественской сказкой, смотреть которую будет интересно зрителям любого возраста. Предыдущий «Щелкунчик» компании «Аргус», снятый в строгой классической форме, в российском прокате не оправдал своих надежд. Современный юный зритель очень ценит динамичные комедии. Неспроста среди подрастающего поколения крайне популярен персонаж Глюкоза, чья известность была построена как раз на применении современной компьютерной графики, динамичности музыкальных сюжетов и практически комиксовой постоянности выхода новых клипов.
Но в строгом понимании, выше перечисленные персонажи не являются традиционно русским. В любой российской семье дети с первых лет жизни слышат истории про традиционного Ивана-Дурака, неизбежно превращающегося в Царевича после упорной борьбы с не менее традиционными силами зла в лице Бабы-Яги и Кащея Бессмертного. Про юную красавицу Аленушку, былинных богатырей, леших, избушку на курьих ножках, волка, Деда Мороза - персонажей в русской литературе накоплено столько, что хватит на производство десятков новых анимационных проектов. Никакая наружная реклама очередной заморской разговаривающей зверюшки не сравнится с добрым рассказом мамы перед сном одной из любимых сказок, которую мама слышала от своей мамы, а та - от своей, и уходящие глубоко корни этих историй готовы добросовестно служить новым поколениям.
Поражает стремление кинопрокатчиков заполучить внимание юного зрителя любой ценой. В рекламе всех американских мультфильмов широко используется рекламный прием, связанный с переносом популярности известного актера на озвученного им мультипликационного героя. Все рекламные щиты «горят» от сообщений: этот осел озвучен Эдди Мерфи, эта рыбка - Анжелиной Джоли, эта принцесса - Кемерон Диаз и так далее… Но ведь российские зрители не слышат голосов этих актеров. Роли дублированы на русский язык. Зачем об этом широко писать? А о чем еще? Разве есть что-то другое в активе подобных мультфильмов: традиции, история, моральные акценты предыдущих и нынешних поколений? Не всегда. Их отсутствие с успехом заменяется авторами балаганными вывесками. Но простите, приведенный пример с фамилиями достаточно убедительно показывает, что в рекламных приемах авторам о своем проекте сказать зачастую нечего. Российский зритель делает взнос рублем и ведет на просмотр этих картин своих жаждущих впечатлений отпрысков лишь в отсутствие качественной конкуренции со стороны отечественного мультпрома.
Технология и ресурсы.
Тут уместно еще раз вернуться к возможностям отечественной мультипликационной промышленности.
Профессионалам в кинопроизводстве совершенно очевидно, что сделать яркий, содержательный и одновременно оригинальный анимационный проект - фантастически тяжелый труд. Слишком много глубоко и творчески мыслящих людей должны объединить усилия, научиться быстро находить общий язык и превращать идеи друг друга в универсальную персонажно-стилистическую форму. Если десять лет назад казалось, что компьютерная графика лишь новый вид вспомогательного производства, то сегодня все крупные анимационные студии отказываются от технологий рисованных проектов. В России очень много опытных специалистов, работавших в рисованной анимации во времена расцвета советского кинематографа. Но сегодня, после перехода всех потенциальных конкурентов на 3D графику, Россия при создании собственных компьютерных проектов вынуждена будет начинать всю разработку с абсолютного ноля.
При производстве современного анимационного фильма против творческой группы создателей работают, в первую очередь безвозвратно устаревшие принципы создания мультфильмов прошлых десятилетий. Как технические, так и морально-нравственные. А отсутствие многолетнего предыдущего опыта работы - главный враг современного анимационного производства. В нем безусловным лидером может стать лишь тот производитель, которому присущ дух «здорового» консерватизма. А именно - минимизация всех тех недостатков, которые могут быть допущены в процессе превращения идеи в готовый продукт, и привести к дополнительным расходам и без того чрезвычайно дорогого фильма.
Таким производителями на сегодняшний день могут считаться небольшие компании, получившие опыт работы при создании компьютерных спецэффектов в кино и рекламных роликов для телевидения. Хотя штат любой подобной компании минимум в несколько раз меньше, чем потребуется для производства полного метра, главное - наличие основных специалистов, владеющих всеми необходимыми знаниями и умеющих действовать предельно креативно, но быстро и слаженно. Быстрый прогресс производства компьютерных материнских плат, видеокарт, специальных серверов для хранения информации позволяет на сегодняшний день оборудовать технологическую базу для производства полнометражного 3D анимационного мультфильма в пределах 150-200 тысяч долларов. Несколько лет назад эта сумма была бы на порядок-два выше, а качество оборудования хуже. Дешевеет и становится доступным быстро разрабатываемое программное обеспечение для производства компьютерной графики.
Главная проблема будущей анимационной промышленности - это отсутствие опытных продюсеров и режиссеров, способных полноценно изучить и курировать процесс производства. Ведь их нигде не учат. Их спектр знаний должен быть связан не только с теоретическим изучением аспектов производства, но и с достаточным практическим опытом. Основная расходная часть при производстве мультфильма - зарплаты сотрудников. От скоординированности их действий зависит объем потраченных средств. Скоординированность зависит целиком от продюсера. Меньше срок производства - меньше расходы. Непотраченные деньги не перестают от этого быть менее реальными.
Крайне важна в анимационном проекте музыкальная составляющая. Современный подход продюсеров и композиторов зарубежных компаний - это создание для проекта от 50 до 100 кратких музыкальных фрагментов и до 5 больших музыкальных номеров. Для решения такой задачи требуется большое количество времени и ресурсов. В ходе работы должны быть проработаны десятки различных стилистических музыкальных решений сотен эпизодов. И вся эта титаническая работа должна вестись с учетом того, что окончательный звук должен быть смонтирован в формате «5 плюс 1», что означает потрековую раскладку музыкальной композиции на разные звуковые дорожки. Но именно российские продюсеры пока еще немногочисленных мультфильмов в целях экономии идут на создание крайне незатейливых музыкальных решений, не способных заинтересовать позже внимание публики.
Реалии и перспективы.
В кинопрокат и на телевидение в 2006-2007 году имеет реальные шансы попасть ряд российских анимационных проектов.
Выход на экраны «Князя Владимира» состоялся в начале 2006 года. Прокатом проекта на киноэкранах занималась компания «Каскад». Студия «Анимайджик» под руководством Кирилла Злотника заканчивает работу над 3D анимационным проектом «Особенный». Но фильм предназначен лишь для выхода на DVD и телевизионного показа. Возможно - вне России. Компания «Гала» также работает над 3D анимационным проектом «Кракатук» (рабочее название «Щелкунчик»), проект делается под руководством художника Романа Старикова. Выход этого проекта в кинопрокат возможен в конце 2006 года. Руководитель компании «СТВ» Сергей Сельянов и актер Сергей Маковецкий еще во время премьерного показа «Алеши Поповича и Тугарина Змея» заявили о продолжении производства серии мультфильмов о приключениях былинных богатырей. Один из этих проектов - «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» только что прошел в прокате.
Компания "Юнайтед Интернэшнл Пикчерз" начала производство мультфильма «Руслан и Людмила» по поэме Александра Сергеевича Пушкина. Режиссер - Юрий Кулаков, автор сценария - Владимир Валуцкий.
В компании «Мастер-Фильм» ведется работа над двумя рисованными мультфильмами «Восемь жизней за билет» и «День рождения Алисы». Авторы сценария Андрей Житков и Вера Свешникова сохраняют основную сюжетную линию повести, но придумывают новые приключения для Алисы и ее спутников в прошлом чужой планеты.
Крайне трудно идет производство второй части первого российского музыкального 3D анимационного мультфильма по сценарию Константина Мулина «Столичный сувенир». Одновременно с производством «Столичного сувенира» его авторы разработали проект 3D анимационной фантастической комедии «История роботов или стреляй, Мафака, стреляй!» Но выход «Столичного сувенира» и «Истории роботов…» на российские экраны целиком зависит от вливаний средств посторонних инвесторов. Также по-прежнему в процессе производства находятся проекты Владлена Барбэ и Валерия Пугашкина «Перстень царя Соломона» и «Морской дьявол» компании «Классика». И с 2003 года силами продакшн-студии «Проект «Мы» подготовлен пилотный ролик 3D анимационного мультфильма «Семейка «Доре». Идея сценария принадлежит француженке Сесиль Анри. Практически все эти интересные проекты нуждаются в спонсорах.
Кинокомпания «РОСПО-Фильм» совместно со студией «Флэшкафе» взялась за реализацию полнометражного мультфильма «Сматывай удочки или чужой против тел». Проект предназначен для кинопроката, но отличается от своих собратьев тем, что делается по технологии «Flash». Сценарий мультфильма написан коллективом студии и Александром Карповым по мотивам комедии «Сматывай удочки». Ориентировочный выход на экраны в 2006 году.
А Георгий Данелия снимает мультфильм-римейк «Кин-дза-дза». Сценарий для него написан. Мультфильм, по словам режиссера, будет выглядеть "как нормальный полнометражный анимационный фильм": "Пока еще не снято ни одного кадра, но работа идет вовсю - мы рисуем, сочиняем новую музыку, новых персонажей. В нашей анимации главные герои - инопланетяне. Сегодня необходим другой ритм, новые спецэффекты. Но пока рассказывать обо всем рановато"- мнение самого режиссера, которому исполнилось 75 лет.
Возможно, примет решение о начале производства масштабного 3D анимационного полнометражного мультфильма компания «Парадиз», крупный дистрибьютор на российском кинорынке. По жанру мультфильм - сказка, действие будет происходить в былинные времена. Режиссер мультфильма - Георгий Гитис. Сценарий Константина Мулина и Андрея Гончарова. Действующие лица этого комедийного проекта - собирательные образы традиционных русских сказок. По количеству персонажей, количеству мест действия и оригинальности сценария этот проект не уступает зарубежным лидерам кинопроката.
Так же «расконсервировано» ранее приостановленное производство полнометражного 3D анимационного мультфильма «Лягушачий мир». С помощью государственной поддержки его производство ведется компанией «BS Graphics» под руководством Сергея Баженова.
Из короткометражных работ нужно отметить 52 серийный проект студии «Пилот» под названием «Гора самоцветов». Цикл создается по сказкам народов России, каждый фильм - в собственной творческой манере, но все они объединены заставками в фирменном "пластилиновом" стиле "Пилота". Заставки начинаются одни и теми же словами "Мы живем в России", и дальше следует остроумный и доходчивый рассказ о народности или регионе, откуда происходит сказка. Режиссерами этих 13 минутных серий стали Константин Бронзит, Александр Татарский и многие другие опытные и начинающие режиссеры. А авторы серий "Как обманули змея", "Про ворона", "Про Ивана-Дурака" стали обладателями престижных призов на недавнем фестивале КРОК.
Историю маленькой девочки, по воле судьбы попавшей к сказочным персонажам рассказывает рисованный мультфильм режиссера Валерия Угарова «Бабка-Ежка и другие» компании «Unaited Multimedia Projects». Срок завершения работ в 2006 году. А ироническую сказку по мотивам произведений Иосифа Бродского под названием «Полторы комнаты и окрестности» так же в 2006 году планирует закончить компания «Шар». Режиссер этого проекта - Андрей Хржановский.
В качестве продюсера, режиссера и автора сценария в кукольном мультфильме «Гадкий утенок» выступит Гарри Бардин. Сценарий мультфильма им написан по мотивам одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена. Но завершение проекта ожидается не ранее 2009 года.
Что выберут зрители? Пока трудно с уверенностью говорить, какие именно проекты дойдут до кинопроката в промежутке 2006-2007 года. Но не более, чем по два-три проекта в год, что для российских финансовых возможностей производства и проката далеко не предел. Уже сейчас можно сказать, что в этом временном промежутке выйдут в прокат не менее девяти 3D анимационных проектов компаний «DreamWorks» и «Pixar». Среди них будет такой суперхит как «Шрек-3». Только что с огромным успехом на экранах России прошел «Ледниковый период-2». Совершенно очевидно, что будущие рисованные мультфильмы, не смотря на весь предполагаемый патриотизм отечественного зрителя, будут иметь в прокате цифры вдвое-втрое худшие, чем их зарубежные 3D конкуренты. Остается надеяться лишь на редкие «сказочные» чудеса кинопроката и желать нашим рисованным мультфильмам выжить, не смотря на жесточайшую конкуренцию. Пока не подоспеют первые российские 3D анимационные «блокбастеры».