1) Для спасения человека необходимы вместе (1) правая вера и (2) соблюдение заповедей, по слову Господа: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20). Невозможно спастись человеку одной только верой, отделенной от соблюдения заповедей.
2) Причем, что существенно, всякий крестившийся должен соблюдать все заповеди без исключения: "... соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28:20) и "сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех" (Пс. 118:128).
Почему обязательно все? Нельзя ли ограничиться только частью? - Нельзя.
Дело в том, что Господь дал заповеди против всякого неправедного пути и, если хотя бы одна останется в небрежении, то вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла.
3) Заповедей много, так что кажется, даже и охватить их умом непросто, но все множество заповедей, на самом-то деле, сводится всего к двум - о любви к Богу и ближнему: "Возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею и всем разумением твоим... и возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк. 12:30-31). Тот, кто стремится исполнить эти две заповеди, исполняет и все другие.
4) Таким образом, заповеди Христовы - о любви, а не об аскетизме. Но аскетизм является непременным условием соблюдения заповедей.
4а) Не может любить Бога тот, кто имеет пристрастие к материальным вещам: еде, деньгам, богатству, славе, родству и так далее, - "никто не может служить двум господам" и "не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6:24), ведь если ум наш придерживается мирских вещей, он порабощается ими и пренебрегает заповедью Божией, преступая ее.
4б) Имеющий пристрастие к материальным вещам не может любить и другого человека как должно, т.к. на деле, предпочтет материальное заповеди любви и, прилепившись материальному, будет воевать ради него против людей.
Таким образом, имеющий пристрастие к материальным вещам, не может чистосердечно любить ни Бога, ни ближнего.
Все эти вещи: еда, деньги, богатство, слава, родство и так далее, - сотворены Богом и сами по себе не плохи, но прекрасны, как все сотворенное Богом, если мы, как должно пользуясь ими, благоугождаем Богу. На деле же, мы - немощны и материальны мыслью и, поэтому, не можем пользоваться этими вещами как должно: имея пристрастие к этим вещам мы предпочитаем их заповеди любви и служим этим вещам, а не Богу и ратоборствуем против людей ради этих вещей.
5) Итак, условием соблюдения заповедей о любви и всех других является удаление от пристрастия к материальным вещам. Преп. Максим указывает и конкретный путь, как нам возможно соблюсти заповеди - подражая Господу и следуя по Его стопам. Но, подражать Господу невозможно будучи порабощенным веществу мира, поэтому, следует оставить это "вещество", т.е. "распять мир себе и себя миру" (Гал. 6:14) (подробнее об этом см.
здесь). Только тот, кто вместе с апостолами может сказать: "Вот, мы оставили все и последовали за Тобою" (Мф. 19:27), получает силу подражать Господу и соблюдать все Его заповеди, а, именно, силу противостоять врагу и побеждать его и оставаться невредимым от его нападений: "Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам" (Лк. 10:19).
Это "оставление мира" и есть "нищета духом", как об этом пишет Григорий Палама к инокине Ксении, которая является первой заповедью блаженства, и которая служит основой для всего дальнейшего пути. Только нищему духом, т.е. оставившему материальное в начале своего пути, возможно пройти и весь путь, а кто поступает иначе - непременно, рано или поздно, претыкается и/или изнемогает.
2. Брат сказал: «Какие заповеди я должен сотворить, отче, дабы через них быть спасенным? Хочу услышать об этом вкратце». Старец ответил: «Сам Господь после Воскресения сказал Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Поэтому все, что заповедано, должен соблюдать всякий человек, крестившийся во имя Животворящей и Богоначальной Троицы. Ради этого Господь сочетал соблюдение всех заповедей с правой верой, поскольку Он ведал, что невозможно спасти человека одной только верой, отделенной от соблюдения заповедей. Поэтому и Давид, обладающий правой верой, обращается к Богу: «Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (Пс. 118:128). Ибо против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна из них останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла».
3. Брат сказал: «Кто может, отче, соблюсти все заповеди, столь великие числом?» Старец ответил: «Подражающий Господу и следующий по стопам Его». Брат вопросил: «А кто может, отче, подражать Господу? Ведь Господь был Богом, даже став человеком. Я же - человек грешный, порабощенный бесчисленными страстями. Как могу я подражать Господу?» Старец ответил: «Из порабощенных веществом мира никто не может подражать Господу. И лишь могущие сказать: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф. 19:27) - одни они приемлют силу подражать Ему и свершать заповеди Его». Брат спросил: «Какую силу?» Старец ответил: «Внемли Самому Господу, глаголящему: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).
4. Восприняв эту силу и власть, Павел сказал: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1). И еще: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Также: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). И еще: «...для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).
5. Пророчествуя об этой власти и помощи, Давид говорил: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него» (Пс. 90:1-2). И чуть далее: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс. 90:13), «яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» (Пс. 90:11). А приверженные к плоти и любящие вещество мира пусть услышат от Него то, что слышат: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37); и чуть далее: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Также: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). Стало быть, желающий стать учеником Его, оказаться достойным Его и обрести от Него силу против духов лукавства удаляет себя от всякой плотской привязанности и обнажает себя от всякого материального пристрастия. И таким образом он подвизается за заповеди Его против невидимых врагов, как Сам Господь представил Себя нам во образец, будучи искушаем в пустыне вождем их и придя во вселенную ради одержимых им».
6. Брат сказал: «Но многи суть, отче, заповеди Господа, и кто может все их держать в уме, чтобы за них подвизаться? Я же в особенности, будучи малоумным, хотел услышать краткое наставление, дабы, придерживаясь его, им бы и быть спасенным». Старец ответил: «Хотя этих заповедей и много, брат, но они сводятся воедино в одном изречении: «Возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею и всем разумением твоим... и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30-31). И стремящийся твердо держаться этого повеления исполняет одновременно и все заповеди. Ведь не удаливший себя от пристрастия к материальным вещам, как было сказано, не может чистосердечно любить ни Бога, ни ближнего, поскольку невозможно одновременно быть приверженным к материи и любить Бога. Об этом говорит Господь: «Никто не может служить двум господам» и «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Ибо, поскольку ум наш придерживается мирских вещей, он порабощается ими и пренебрегает заповедью Божией, преступая ее».
7. Брат спросил: «О каких вещах говоришь, отче?» Старец ответил: «О еде, деньгах, богатстве, славе, родстве и так далее». Брат спросил: «Скажи мне, отче, разве не Бог сотворил их и дал людям на потребу? Почему же ты повелеваешь не привязываться к ним?» Старец ответил: «Ясно, что Бог сотворил их и дал людям на потребу. И прекрасно все сотворенное Богом, дабы мы, благородно пользуясь этим, благоугождали бы Ему. Но мы, будучи немощными и материальными мыслью, предпочли вещественное заповеди любви. И придерживаясь этих материальных вещей, мы ратоборствуем против человеков. А должно наоборот предпочесть всему зримому и самому телу любовь к человеку, которая есть доказательство любви к Богу, как и Сам Господь показывает это в Евангелиях, говоря: «любящий Меня соблюдает Мои заповеди (Ин. 14:15). А какова есть заповедь, соблюдя которую, мы возлюбим Его, послушай Самого Господа, глаголющего: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга» (Ин. 15:12). Видишь, что любовь друг к другу образует любовь к Богу и есть полнота всякой заповеди Божией? Поэтому Он и повелевает не придерживаться материальных вещей, но всякий жаждущий быть учеником Его должен отречься от всего, чем владеет».