Норвегия восстанавливает войсковую ПВО: самоходный ЗРК малой дальности SHORAD

Jun 28, 2023 14:35

В продолжение темы:

Цитата: Что касается мобильной ПУ ЗУР Iris-t, то в отношении нее никакой ясности пока нет. Но зависит это не от Ritek, а от Kongsberg, которая выбрана системным интегратором ЗРК и не спешит хвастаться успехами своих инженеров. Командование формируемой зенитной ракетной батареи ранее надеялось получить новую технику SHORAD и принять ее на вооружение в 2023-м, но теперь осторожно сдвинуло этот срок на 2024-й, а в 2023-м они планируют только "начать освоение отдельных элементов системы".

…и наконец на прошлой неделе с изрядной задержкой сообщили, что ещё в конце мая компания KDA (Kongsberg Defense & Aerospace) провела первую демонстрацию нового самоходного ЗРК малой дальности SHORAD представителям министерства обороны, вооруженных сил и закупочного агентства МО Норвегии FMA (Forsvarsmaterial). Последние планируют получить эту машину в июле 2023-го, после чего можно будет приступить к ее тестированию и начать обучение экипажей.



Торжественный митинг на церемонии выкатки © Forsvarsmaterial



Агентство FMA подписало контракт с KDA 31 октября 2019 года. В соответствии с соглашением Kongsberg является единственным поставщиком и полным системным интегратором, используя собственные решения по системам управления, связи и "сетевизации" от ЗРК NASAMS, объединив их с РЛС датской компании Weibel Scientific A/S, а также с пусковой установкой немецкой Diehl Defense GmbH, собрав все это на шасси ББМ ACSV G5, разработанной немецкой фирмой FFG (Flensburger Fahrzeugbau GmbH) и собранной на норвежском заводе Ritek. Напомним, что по опыту шведов доработка IRIS-T не нужна:

Цитата: …в ЗРК используется совершенно стандартная ракета, точно такая же, как на "Грипенах", а ее перепрограммирование из УР класса "воздух-воздух" в ЗУР "земля-воздух" производится системой управления комплекса Rbs 98 уже после подвески на направляющую пусковой установки. Включение ГСН и захват цели может производится до или после старта, в зависимости от выбранного оператором режима наведения.

Что касается конкретики, то пока всё, и нам остается только спекулировать на одном единственном фото:



98600

Прежде всего, судя по госномеру 98600, в качестве шасси для этого ЗРК используется машина, которая ещё в ноябре 2020-го - марте 2021-го выступала в роли предсерийного образца для зимних испытаний на полигоне Центра вооружений СВ Норвегии (военный лагерь "Рена"). Затем ее отправили в Германию, где специалисты компании FFG устраняли выявленные замечания. По возвращении на новую родину она стала первой серийной "эталонной" норвежской ACSV G5 и теперь предстала перед зрителями в совершенно новом облике.

Кроме того, на фото хорошо видна антенна РЛС:




Девайс можно уверенно идентифицировать, как одного из представителей пока малоизвестного семейства XENTA-M - РЛС непрерывного излучения с частотной модуляцией FMCW/CW (Frequency-Modulated Continuous Wave) трехсантиметрового Х-диапазона (7,0-10,7 ГГц). Скорее всего, для норвежского ЗРК выбрали наиболее "дальнобойную" модификацию M5 с дальностью обнаружения до 75 км.





Производитель особенно подчеркивает, что РЛС XENTA-M невероятно эффективны при обнаружении малоразмерных, маловысотных, низкоскоротстных БЛА (читай - коммерческих). Что и говорить, бесценное качество по нынешним временам.




Теперь о пусковой установке.

При обсуждении этой картинки многих удивляло, почему норги в конце концов отказались от подъема направляющих для вертикального пуска ракет в пользу их наклонного старта.








Разглядывая рендеры, некоторые комментаторы даже смело предположили, что платформа с пусковыми будет поворотной. Но теперь есть фото, да ещё с таким ракурсом, что можно сделать однозначный вывод - контейнеры никто никуда поднимать и поворачивать не будет. Они жестко закреплены в диаметральной плоскости с фиксированным углом наклона. Аминь.




Известный резон в таком подходе есть: меньше подвижных деталей, поворотных и подъемных механизмов - выше надежность. Из такого положения хоть тушкой, хоть чучелком ракету выплюнуть проще, а там уж энергетика двигателя поможет ей довернуть на нужное направление по горизонту, хотя и со снижением дальности поражения воздушных целей.

Но перезарядка пусковой теперь превращается в изрядный квест - открыть замки вдоль верхней крышки; застропить ее тросами на рым-болты; поднять и убрать крышку в сторону; поднять краном ракету под углом 45° и в таком положении состыковать с направляющей; повторить со второй ракетой; вернуть крышку на место в обратном порядке; повторить все процедуры на втором контейнере.

Дешево и сердито. Но ни о какой суперскорострельности речь не идет. Даже стыковка УР AIM-120 AMRAAM с направляющими при перезарядке ЗРК HML/MSAM (High Mobility Launcher / Medium-range Surface-to-Air Missile) на шасси единственных в ВС Норвегии внедорожников Humvee выглядит как-то попроще:





А между тем, у еще толком не рожденного комплекса уже появился первый потенциальный иностранный заказчик в лице Нидерландов. Коллеги bmpd считают, что голландцы в качестве ЗУР будут использоваться ракеты AIM-9X Sidewinder. Логика понятна - они IRIS-T не закупали, а заявленная дальность ЗРК всего лишь "до 15 км". Норги о своих возможностях пока молчат, но маркетологи Diehl Defense ещё в 2018-м хвастались, рекламируя шведский комплекс: "Новый ЗРК малой дальности SHORAD (Short Range Air Defense) спосбен вести стрельбу на 360º с максимальной досягаемостью по дальности более 25 километров и по высоте 6000 метров".

Ну, что же, у KDA большой опыт интеграции в NASAMS ракет других типов и достаточно времени до 2028-го, когда самоходный ЗРК SHORAD ждут в Нидерландах. Авось, успеют.

И в заключение немного традиционного нытья.

При подписании контракта в октябре 2019-го в KDA обещали представить новинку всего через год, то есть в конце 2020-го. Но после перевода самоходной базы с M113F4 на ACSV G5 срок готовности перенесли на 2022-й, а там грянул коронакризис. В конце года руководство Kongsberg похвасталось, что им удалось справиться с большинством проблем и наладить хорошее взаимодействие со своими субподрядчиками. Сейчас передача FMA первой машины запланирована на июль 2023 года, после чего начнется программа ее испытаний и можно планировать обучение экипажей.

На фоне предыдущего бардака задержка "всего" на 2,5 года выглядит сущей безделицей:

Цитата: В начале 2009 года служба тыла ВС Норвегии FLO (Forsvarets logistikkorganisasjon) анонсировала начало новой программы "Проект 7628: Войсковая ПВО" (Prosjekt 7628 - P7628 Kampluftvern). Утвердить проект планировали в 2011 году, на подписание контракта выйти в 2012-м с завершением поставок в 2016 г. Стоимость всей программы оценивалась тогда в 300-500 миллионов крон <…> Затем все надолго затихло, пока в 2012 году не объявили о планах работ в рамках второго этапа программы модернизации национальной ПВО, в соответствии с которыми новую систему NASAMS III должны были представить уже в 2015 году <…> После этого еще три года всех интересующихся этой темой кормили "завтраками", дескать, вот-вот. Январь 2016: испытания проходят успешно, новая техника пойдет в войска в 2018-м. Февраль 2017: министр обороны и командующий сухопутными войсками объявили на семинаре вооруженных сил в Акерхюс - все идет по плану <…> При этом рамочная стоимость проекта поднялась до 948 млн. крон, а период поставки в войска сместился на 2018-2021 гг.

Поразительно, что при таких темпах некоторые оптимисты ещё надеются, что когда-нибудь и зенитная артиллерия вернется в войска Норвегии.

Сейчас график производства и поставок нового ЗРК вроде бы выправился (но это не точно, о чем в другой раз).


ПВО, norway, shorad, Hæren, acsv, РЛС, Норвегия, diehl defense, kongsberg, weibel scientific, iris-t missile, forsvaret

Previous post Next post
Up