Jan 29, 2010 20:04
В итоге сокращение служб на приходах оказалось меньшим злом. Это был выбор между возможностью молиться не по уставу и невозможностью молиться. Но здесь появляется еще более интересное мнение о. Григория - его учение о молитв.
"Если действительность молитвы (которая заключается в освящающем воздействии на человека) ставится в зависимость от человеческого восприятия, то это значит, что само восприятие придает молитве ее сакральную действительность. Для полноценного же религиозного понимания священные символы священны сами по себе и могут действовать даже против желания человека (к примеру, в случае экзорцизма). Если богослужение есть частичное воплощение вечности Божественного Царства на земле, то и принцип последовательной хронологии вполне может быть нарушен и преодолен. В вечности все дано одновременно, поэтому допустимо одновременное произнесение разных молитв. В данном контексте переход к обязательному для всех единогласию, в сер. XVII в. выглядит как недоверие к самому по себе тексту, требующее ориентацию на слушающего, как своего рода субъективизм" - пишет о. Григорий. Схема вполне интересная. Но кто говорит, что во время экзорцизма сам человек против того, чтобы из него исходил бес? Если прохожит оттаскивает от женщины насильника, делает ли он это вопреки ее желанию, пусть даже сама она связана и во рту у нее кляп? Да, мы можем молиться о других, но это наша молитва, а не их. Наконец, из этой схемы выпадает всякое религиозное чувство, всякая работа ума, вся мистическая наполненность личным духовным опытом встречи с Личностным Богом. Она, может быть, хороша для индуса-пантеиста, но даже вишнуисты или мусульмане найдут ее недостаточной. Если говорить о молитве, то я не буду говорить своими словами и о своем опыте (котрый и недостаточен, и может быть ложным), а процитирую св. Иоанна Кронштадского: "Молитва есть вознесение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом, благоговейное стояние души пред Ним, как пред Царем и Само-Животом, дающим всем живот; забвение для него всего окружающего нас, пища Души, воздух и свет, животворная теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его. Молитва - постоянное чувство (сознание) своей немощи или нищеты духовной, освящение души, предвкушение будущего блаженства, блаженство ангельское, небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом, бодрость и мужество во всех скорбях и искушениях жизни, успех в делах, равноангельское достоинство, утверждение веры, надежды и любви. Молитва - исправление жизни, мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия; безопасность жизни: уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами, желание небесных благ, ожидание всемирного Судии, общего воскресения и жизни будущего века; усиленное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости помилования у Владыки; хождение пред очами Божиими; блаженное исчезание пред всесоздавшим и всеисполняющим Творцом; живая вода души; молитва - вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу; вмещение в сердце Пресвятой Троицы по сказанному к нему приидем и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23)".
церковно-санскритский язык