Книга Мормона. Часть 4 - Вера

Sep 23, 2010 21:16



Предыдущая часть

Снова вернемся на день назад. alatoo любезно поделилась прекрасной ссылкой. У нее есть несколько фотографий из медвежьего угла, в котором обосновались мормоны-фундаменталисты (FLDS Church), до сих пор практикующие многоженство. Я был там рядом и мог бы все это видеть, но не подозревал о такой особенности этих мест. Их последний пророк сейчас сидит в тюрьме Юты. Известно за что. Многоженство, принуждение к сожительству, секс с несовершеннолетними. Как обычно, адвокаты на процессе прикрывались свободой совести.

А можно чуть-чуть отвлечься? Не о мормонах? Секты, проповедующие различные формы полигамной жизни, существуют повсеместно. Но вовсе необязательно они религиозные. В Канаде есть одна интересная деревушка в Британской Колумбии, глава которой воюет за свою полигамную семью на уровне Конституционного суда. Я немножко слежу за этим делом. Вот что говорит этот человек. В канадском законодательстве о семье было записано, что семья - это добровольный союз мужчины и женщины дееспособного возраста. В последнее время закон изменился, и теперь там записано, что семья - это добровольный союз двух человек дееспособного возраста. Улавливаете разницу? Так, теперь что мешает нам записать "двух или нескольких человек"? Почему двум можно образовывать семью, а троим уже нельзя? В Саудовской Аравии, вон, пятерым можно. Не любым пятерым, пять мужчин будут все посажены на кол, но это не столь важно. Если Бога нет, не значит ли это, что некоторые представления пора пересматривать? И знаете, что я думаю? Что этот человек абсолютно прав, как бы нам это ни казалось странным. Однако эти деятели все без разбора прокалываются на одном и том же: на сексе с несовершеннолетними. Они не могут иначе. Раньше, когда у полигамистов была власть, они легко пользовались механизмом принуждения. То есть нарушался принцип добровольности. Теперь они нарушают принцип дееспособности. Поэтому защитники традиционного механизма брака выступают как охранители каких-то очень важных устоев, которые невозможно выразить логикой. Контроль за полигамными семьями и юридические коллизии в случае их распада настолько затруднены, что в интересах общества такую форму семьи лучше не допускать. И это тоже верно. Но если оба принципа, то есть добровольности и дееспособности, не нарушаются, то что? Да ничего. Ничего нельзя сделать, эти люди вправе жить так, как они хотят. Государство может их контролировать в лице органов опеки, если в таких семьях есть дети, но не должно их прессовать. Я так считаю. А свобода совести здесь не при чем.

Вернемся к теме.

=======================




Помещение Северного Центра на Храмовой площади в Солт-Лейк-сити. Мальчик разглядывает интерактивную панораму Иерусалима периода Первого Храма. На заднем плане картины из жизни Иисуса Христа.


Сами мормоны очень удивляются, что кто-то может не признавать христианский характер их вероучения. На первый взгляд, и по форме, и по содержанию, и по обрядам их вера абсолютно стопроцентно христианская. Внешне она очень миролюбива. Я могу засвидетельствовать, что все мормоны, с которыми мы общались, приветливы, дружелюбны, открыты, и этому их учит Церковь. На бытовом уровне в фокусе современного мормонизма находится семья. Культ семьи, детей, образования, хороших взаимоотношений в семье является краеугольным камнем мормонского мироощущения. Это подтверждено всеми руководящими материалами Церкви, которые я разыскал. Тем не менее, ведущие христианские религии мормонизм не признают, знаться с ним не хотят и борются с этой ересью в меру сил. Впрочем, с той же страстью и с тем же успехом, что и друг с другом. Я читал разоблачительные протестантские и православные книжки, адресованные друг другу и католикам. Лексика полива помоями конкурентов на религиозном фронте примерно одинаковая. Но все классические христиане сразу забывают свои распри и объединяются терминологически, как только речь заходит о мормонах. В попытках разоблачить мормонскую веру христианство называет Джозефа Смита лже-пророком. То есть как бы были пророки настоящие, а были самозванцы, и Смит как раз из последних, а раз так, то и все учение Церкви  Иисуса Христа Святых Последних Дней не стоит выеденного яйца.

Казалось бы, проще всего атаковать мормонскую религию с рациональных позиций здравого смысла. Действительно, простейший вопрос "а где же остатки поселений нефитов, которые были, по утверждению Книги Мормона, высокоразвитой цивилизацией, которую посещал Иисус?" вроде бы способен разнести в пух и прах легенды Джозефа Смита. Но с верующими такие "лобовые вопросы" не проходят.

================

Из разговоров в музее Церкви:

- А откуда Смит взял золотые пластинки?
- Ангел дал. Он спустился с небес и указал Джозефу место, где копать.
- И куда они потом делись?
- Ангел взял. Он спустился с небес и попросил их отдать. Сейчас эти пластинки ищут. Может быть, и найдут когда-нибудь.
- Но как же можно проверить их подлинность?
- Да как же вы не понимаете?? Были свидетели! Свидетели видели эти таблички и подтвердили их существование! Какие еще нужны доказательства?!
- Хорошо, а на каком языке были тексты?
- На древнеегипетском.
- Почему? Как же евреи могли говорить на древнеегипетском языке? И потом, как Смит его понял, ведь этот язык расшифровали совсем недавно?
- Ангел научил. Божественным откровением Смит понял, что язык был древнеегипетский. А что, евреи говорили на другом языке?

================

Это стена! Ее не прошибить ничем. Мы разговариваем на разных языках, хотя, вроде, и на английском. Да кто угодно подтвердит, таким образом убедить верующих в чем-то невозможно. Для них язык, на котором были записаны пластинки, - явление десятого порядка. Но я вижу еще одну причину, по которой христианские богословы не апеллируют к здравому смыслу верующих мормонов. Джозеф Смит "нашел" золотые пластинки примерно 180 лет назад. Это было относительно недавно. Вообразите себя гражданином Рима примерно в 200 году нашей эры. К вам прибегает сосед в страшном возбуждении и делится новостью: он только что узнал, что в Палестине был сын Бога. Этот сын ходил по воде, кормил пятью хлебами пять тысяч человек, оживлял мертвых, потом был казнен, но ожил и улетел на небо, и все это правда, потому что четыре свидетеля независимо друг от друга рассказали практически одну и ту же историю разными словами. Что вы подумаете об этом сумасшедшем? Скорее всего, пожалеете его несчастных родителей. Прямая аналогия не просматривается? Джозеф Смит НИЧЕГО не выдумал! Он не лже-пророк, а, если уж так хочется его обозвать, то он скорее талантливый плагиатор. Прекрасную фразу я откопал в одной анти-мормонской христианской статье: "если бы не было твердых доказательств вознесения Христа на небо, вся наша религия не могла бы существовать." Правильно! Гениально! Так если бы не было знаменитого "Свидетельства Трех", мормонская религия тоже не могла бы существовать!  Это какая-то борьба с собственным зеркальным отражением. Поэтому я не согласен с тем, что мормонизм - это секта. Религия как религия, доказавшая свое право на существование. Да, у нее были темные периоды - а у какой религии их не было? В настоящее время это абсолютно нормальное законопослушное религиозное направление не хуже других, а в чем-то и получше. Достаточно посмотреть на то, как живут люди в Юте, чтобы понять в чем именно лучше.

И еще один нюанс я подметил: как Новый Завет не отменяет Ветхий, так и Книга Мормона не отменяет Евангелие. Она дополняет его. Я думаю, так как христианство пошло с Ближнего Востока, его первые апологеты не ставили своей целью разубедить всех евреев верить в те сказки, которые уже были написаны задолго до Христа. Это было бы слишком резко и неоправданно с тактической точки зрения. Кто-то очень умный, чье имя не дошло до нас, две тысячи лет назад догадался, что не надо ниспровергать старое, его надо дополнить новым, потому что так проникновение новой веры пойдет гораздо эффективнее. Джозеф Смит просто повторил этот трюк. Я преклоняюсь перед гениальной догадкой этого, прямо скажем, не слишком образованного, но очень умного человека. Мало того, он ведь тоже был убит и тоже в тюрьме, то есть до некоторой степени повторил путь своего предшественника. Только на небо не вознесся. Так это потому что времена уже были другие. Вознесение не обошлось бы без репортеров. А коль скоро прессы при вознесении не было, то и настаивать на нем бессмысленно.

Вот еще несколько моих собственных объяснений популярности мормонизма в США в XIX веке. Религия питается не только каноническими текстами. Человек жаждет новизны, и на одном воскресении Лазаря строить культ невозможно. Любой религии постоянно нужны новые сказки. Отсюда появляется феномен святых, людей, чья жизнь могла бы быть источником подражания для верующих. Эти святые обязательно привязаны к земле, на которой происходили чудеса. В каждой стране свои Антонии и Серафимы. Но что же могло христианство предложить американцам до появления Смита? Приключения в Иерусалиме? Для средневековой Европы Иерусалим был реальностью. Туда плавали купцы, отправлялись крестовые походы, паломники. То есть это место в принципе обладало досягаемостью. А для американцев XIX-го века Иерусалим был не ближе Луны. Равно как и Рим с Парижем. Джозеф Смит создал местных святых, передвинув их похождения на американский континент. Это сработало очень здорово.

Далее, он упростил (вульгаризовал, адаптировал - выберите сами) сложную христианскую теологию до понятий, доступных любому человеку. Это важно. Религия не может быть развлечением для высоколобых профессоров. А в классическом христианстве за 2000 лет набралось столько зауми, что разобраться в ней без пол-литра невозможно. Например, как объяснить единство Отца, Сына и Святого Духа? Вот вы на "Троицу" Рублёва смотрите, сколько там фигур видите? Три? Я тоже три. А по теории должно быть три, но как бы и одна. Читая постановления Вселенских Соборов про Символ Веры (в адаптации, не в оригинале, я еще не совсем дошел до ручки), я вспоминаю свои ощущения от теории корпускулярно-волнового дуализма света. Нормальный человек вряд ли способен это понять. А Джозеф Смит обошелся с этим краеугольным христианским догматом очень вольно: он его отменил, да и все. Формально мормоны отказались от единобожия. У них Бог отдельно, Христос отдельно, а Святой Дух - их посланник в той или иной форме. Семейная преемственность, ничего особенного.

За отказ от Символа Веры классические христианские церкви мормонов и не признают. Все, что было в христианстве неудобного, особенно для американской публики, мормоны удалили за ненадобностью. Это вольный пересказ-адаптация на современный лад. То есть, если мы не рассматриваем догматы религии с точки зрения здравого смысла, то мормонская вера вполне адекватна поставленным перед ней задачам.




Вечерний фонтан перед Южным Центром на Храмовой площади с Солт-Лейк-сити. Из этого центра стартуют экскурсии по Храмовой  площади.

Из диалогов с "сестрами", проводящими экскурсии:

==================

- А вот, простите, такой вопрос... Полигамия. Как Церковь относится к многоженству?
- Понимаем. Это всех интересует. В центре интересов Церкви - обычная семья, такая же, как у всех. Семья - это самое главное, самое святое.
- А раньше?
- Понимаете, мормоны пережили очень тяжелый период до переселения в Юту. Нас преследовали, наших мужчин убивали, многие сидели в тюрьмах за веру. Для того, чтобы дать женщинам с детьми возможность выжить, Церковь разрешила многоженство на ограниченный период. С 1890 года эта практика прекращена.
- Простите... Мы читали... В газетах пишут, что иногда бывает...
- Так это же фундаменталисты. Что вы хотите от фундаменталистов? Это не настоящие мормоны. Они не признают наших пророков.

- Как Церковь относится к гомосексуалистам? Может ли существовать мормон-гомосексуалист?
- Гомосексуализм разрушает семью. Библия осуждает гомосексуализм. Мы понимаем, что есть такое явление. Если к нам обратится человек, погрязший в этом грехе, мы будем с ним разговаривать. Но Церковь никогда не признает гомосексуальные браки и однополые семьи.

- Есть ли у Церкви какие-то требования к одежде верующих, к их досугу?
- Нету. Мы должны одеваться скромно, но никакой унификации нет. Это наше дело как одеваться. Мы можем проводить время так, как нам хочется, но Церковь не разрешает употребление наркотиков. Это тяжкий грех, за него полагается отлучение от Церкви.

===================

Пара фраз на тему "мормоны и гомосексуалисты". Как ни удивительно, здесь Церковь находится в положении обороняющегося. Любимый трюк гомиков - целоваться взасос перед Храмом. Естественно, правоверные мормоны этого зрелища выдержать не могут и гонят охальников взашей. А они на нее - в суд! И потом начинается многолетнее словоблудие на тему, какое поведение допустимо и недопустимо в святом месте. А то еще во время референдума в Калифорнии по поводу однополых браков Церковь осмелилась высказать свою позицию. Что тут началось! Освистание и охаивание. Опять пришлось оправдываться, что позиция Церкви необязательна к выполнению ее членами, которые могут думать иначе, хотя вообще-то не должны, несмотря на то что это личное дело каждого. РПЦ по сравнению с LDS находится просто-таки в тепличных условиях.




Скульптура, посвященная счастливому мормонскому детству.




Образцовая мормонская семья: Джозеф и Эмма Смиты на фоне офиса Церкви. Кстати, я видел дагерротипы этих людей. Они действительно очень хорошо выглядели, скульптура не врет.

Перечитал сейчас подпись к предыдущей фотографии и задумался: а сам-то я как к этому Смиту отношусь? Вроде, так получается, что с симпатией. Но если представить себе, что переживали родители и близкие тех людей, что 180 лет назад уходили в секту и подвергались реальным гонениям... Да и сейчас мало что изменилось. Гонений нет, но представьте себе, растет ваш ребенок, поступает вроде в какой-то институт, вдруг - бах-тарарах - он уже мормон и отправляется в миссию на два года. Переговоры с родителями только в строго определенное время, а при редкой личной встрече он несет какую-то околесицу про мифических древних евреев в Америке и пророка Смита. Ну ужас. Я это все четко осознаю, но современные материальные результаты деятельности Церкви производят на меня настолько сильное впечатление, что я всю ее сомнительную историю рассматриваю сквозь призму того позитива, что я увидел в Солт-Лейк-сити.

======================

- Вы из Финляндии? - узнаю я флажок на лацкане симпатичной девушки-гида. Она расцветает.
- Откуда вы знаете?
- Ха! Мне ли не знать Финляндию. Это же почти родной дом. Я в Петербурге жил не так давно. Соседями были. А что вас сюда привело?
- Ну как что? Это послушание. Отработаю 18 месяцев, потом вернусь домой в общину.
- Что привело вас к мормонам? Где Финляндия и где мормоны?
- Понимаете, какая штука... В Финляндии никто не верит в Бога. Я росла в обычной семье, отец не верит вообще, мама формально лютеранка, но она тоже не верит. Меня это очень тяготило.
- Но у вас же была конфирмация, разве нет? В тринадцать лет, я не ошибаюсь?
- Была. Как у всех. Это пустая формальность. Церкви вроде открыты и работают, но ходить туда неприятно. А тут я встретилась с мормонами. И у них все совершенно иначе. Они верят, они объясняют, они помогают. Мне так больше нравится. А вы кто по вероисповеданию?
- Хм... Вообще-то у нас в семье ситуация в точности как с вашими родителями. Только в России православие.
- Я вижу, у вас такой подлинный интерес к нашей религии. Мы могли бы прислать вам литературу... Все бесплатно, не беспокойтесь. Вот тут карточка, ее надо заполнить, и все...

=======================

Вот именно, что и все. Все девушки ходят парами, прижимая к груди Книги Мормона. В конце экскурсии из этой книги извлекается картонная карточка. Отзыв об экскурсии, пожелания и вообще. На ней есть самая главная графа "адрес". Я видел, люди заполняют эти карточки. Уверен, что у девушек ведется соревнование: какая пара за день раздобудет больше этих заполненных карточек. Это их отчет о проделанной работе.  Сверхзадача девушек вовсе не экскурсии водить, это понятно, а добывать адреса. Как только вы в категорической форме отказываетесь заполнять карточку, они теряют к вам интерес. Нет-нет, все очень вежливо, вас не посылают немедленно к черту. Просто через пару минут экскурсия сама собой заканчивается. Но ничего страшного в этом нет, если остались вопросы, надо поймать следующую пару, и раскручивание наивного туриста начнется ровно с той точки, на которой остановилась деятельность предыдущей пары девушек.

Деятельность по окучиванию публики называется миссионерством. Отделения Церкви существуют в 70 странах, более 51 тысячи миссионеров говорят на 166 языках. В миссионеры берут юношей с 18 до 26 лет и незамужних девушек с 20 до 25 лет. В спокойных местах вроде Солт-Лейк-сити дежурят девицы, а в более опасные точки направляются парни. Миссионеров тренируют по специальным методикам в 15 центрах, разбросанных по всему миру. Работа у них адская. День начинается с 6:30 утра и заканчивается в 10:30 вечера. Контакты с родными в течение срока миссионерства ограничены письмами и телефонными звонками в установленное время. Денег они не получают, оплачивается только проезд. Бывает, что их направляют в горячие точки для гуманитарной деятельности. В этом случае задача распространять влияние Церкви перед ними не ставится. Церковь очень много и вполне искренне тратится на работу в гуманитарных миссиях. Только не надо забывать: содержание то же, просто другая форма.

Каждый день в среднем 800 человек в мире становятся мормонами. За год это почти 300 тысяч новых приверженцев. Каждый член Церкви отдает 10% своего дохода на нужды и развитие Церкви. В день это составляет более двух миллионов долларов. Деньги идут на строительство и содержание храмов - их уже 150 штук, церквей - их много тысяч, университетов - 4 штуки, приходов - 26 тысяч, генеалогических служб - 4 тысячи отделений с центром, в котором трудятся более 700 человек и в котором любой желающий может совершенно бесплатно попробовать получить справку о своих предках. Церковь - это крупный бизнес, огромная транснациональная религиозная корпорация, работающая по американским бизнес-стандартам, чьё низовое звено - милые девушки-волонтерки на Храмовой площади. Оттого и президент этой корпорации выглядит как бизнесмен, а не как ангел с трубой.

В Конгресс-центре экскурсию для нас проводила исключительно милая интеллигентная дама пенсионного возраста. Там экскурсоводы работают в одиночку. Экскурсии по Конгресс-центру уже не миссионерская деятельность, а как бы выставка достижений мормонского хозяйства. Женщина говорила на очень красивом английском почти без акцента.

========================

- Я родилась в Норвегии, приехала сюда 40 лет назад как миссионер, вышла замуж, осталась жить в Солт-Лейк-сити. Мне здесь очень нравится. Да, уже на пенсии. Но надо что-то делать. Провожу экскурсии. Это волонтерство, за эту работу мне не платят.
- Скажите, а почему вы перешли к мормонам? В Норвегии же лютеранство.
- Да, лютеранство. Мы платим налог на церковь...
- Налог на церковь?! В Норвегии?! Впервые о таком слышу.
- Платим. Причем все, и верующие, и неверующие. Десять процентов , что мы платим здесь, ничем не отличаются от налога в Норвегии, и даже лучше, потому что здесь мы это делаем от чистого сердца. Мы видим, куда идут эти деньги. Вот посмотрите вокруг.. Вы же сами тоже видите. И я... знаете, в Норвегии никто ни во что не верит. Священник работает за зарплату. К нему даже на исповедь толком не пойдешь. Что тебе скажет человек, который просто работает за зарплату? Отец мой был атеист, мать формально верующая, а на деле ей это было не надо.
- Только что мне то же самое сказала девушка из Финляндии!
- Вот видите. Мы же из соседних стран. Я пришла к мормонам, и вот уже больше 40 лет прошло, и я об этом не жалею.
- Скажите, а может мормон жениться или выйти замуж за представителя другой религии или атеиста?
- Вы такой вопрос задали... Дочка моя недавно вышла замуж. Он не принадлежит к Церкви.
- И как?
- Мне это не нравится. Я бы хотела, чтобы они венчались в нашем Храме. Но что я могу сделать? У них своя жизнь. Значит, Бог рассудил таким образом.
- А они здесь живут?
- Да, здесь, в Солт-Лейк-сити.

=========================

Перед тем как нам уйти из Конгресс-центра, наша собеседница спросила нас о произведенном впечатлении. Нам очень понравилось буквально все, о чем мы честно и сказали. Не желаем ли мы написать свое мнение в книге отзывов? Отчего ж не желать, конечно, желаем. Строчка в растрепанном журнале, естественно, содержала главное: адрес. Мне нечего было скрывать, и я с чистой душой написал свой адрес так, как он есть: Торонто, Канада.




Джозеф Смит идет в Собор Церкви Святых последних дней. Скульптурка поставлена ровно напротив дверей Собора на Храмовой площади Солт-Лейк-сити.




Статуя Христа, стоящая в Северном центре на Храмовой площади. Она подсвечена таким образом, что ночью Христос как бы смотрит на весь пустынный центр из-за круглого стекла, и его окружает Вселенная. Считается, что это самое красивое скульптурное изображение Христа в мире. Действительно, вблизи эта работа произвела на меня ошеломляющее впечатление. Я долго не мог от нее отойти. Скульптуру в 1838 году сделал датский мастер Бертел Торвальдсен для Копенгагенского собора. Он не был мормоном. В Солт-Лейк-сити находится точная копия этой статуи.

Источники информации:

[1] Official site of The Church of Jesus Christ of Latter-day Saints - www.lds.org
[2] MormonWiki - www.mormonwiki.com, www.mormonwiki.ru
[3] Tons of information on mormonism and lds church - www.lds-mormon.com
[4] Christian Apologetic & Research Ministry - www.carm.org
[5] Wikipedia - www.wikipedia.org
[6] Article "Mormons and Indians" - http://journalism.berkeley.edu/projects/nm/julia/mormon.html
[7] Utah Travel Site (Temple Square) - http://www.utah.com/mormon/temple_square.htm

Юта, США, Солт-Лейк-сити

Previous post Next post
Up