В апреле 2009 года в Воронеже было прекращено трамвайное сообщение. История воронежского трамвая, насчитывающая 83 года, прервалась.
С 2008 года я готовил к изданию книгу «История воронежского трамвая». Начиная эту работу, я не предполагал, что закончу ее уже после закрытия движения рельсового транспорта в Воронеже. По ряду причин в 2009 году какие-либо действия над проектом пришлось отложить, однако к концу года они возобновилась. К апрелю 2010 года основные работы над материалом были закончены. Сегодня книга издана.
За время работы над изданием проведены работы с фондами воронежского государственного областного архива и воронежской областной Никитинской библиотеки. Кроме того, очень плодотворным оказалось сотрудничество с муниципальным предприятием "Воронежпассажиртранс", при участии которого был получен доступ к музею предприятия, фонды которого собирались с 1926 года.
Структурно книга разделена на 5 глав. В первой главе описывается история Воронежа, основные этапы жизни города с момента его основания и до наших дней. Вторая глава посвящена истории первого в Воронеже общественного транспорта - конно-рельсовых экипажей. В ней, в частности, вы найдете информацию о работе конки, правила ее эксплуатации, стоимость проезда и маршруты движения с развернутой схемой. В третьей главе повествуется об истории Воронежского трамвая. Подробно описан каждый год его истории в период с 1926 до 2010 годы, особое внимание уделено и периоду 1913-1925 годы, когда система воронежского трамвая только проектировалась, и было построено трамвайное депо №1. Глава 4 расскажет Вам об основной инфраструктуре воронежского трамвая - трех трамвайных депо и двух мостах, проходящих через Воронежское водохранилище. Наиболее полно описывается история ремонтного завода ВРТТЗ, крупнейшего во всей стране предприятия по производству и разработке трамвайной спецтехники. В заключительной, пятой главе, описываются послевоенные маршруты трамвая (с 1943 по 2009 годы) с развернутой схемой маршрутов формата А1, наложенной на карту Воронежа по состоянию на 1989 год.
Все материалы, представленные в издании, проиллюстрированы. Большинство иллюстраций публикуется впервые, в том числе исторические фотографии из музея трамвайно-троллейбусного управления и государственного архива воронежской области.
В создании книги принимали участие любители электрического транспорта, работники предприятий "Воронежгорэлектротранс", "Воронежпассажиртранс" и ВРТТЗ, а именно: A. Olander, Ю. Маллер, О. Плаксин, В. Сарычев, В. Пожидаев, И. Брянцев, А. Буслов, Р. Васильев, Д. Денисов, Д. Байбеков и другие.
Книга издана, вы можете заказать ее, просто написав по адресу электронной почты: andaf(собачка)mail.ru
Объем издания составляет 152 страницы формата 160*240 мм (среднее между А5 и А4). Стоимость одного экземпляра книги составляет 600 рублей писать на почту или в комменты. В случае заказов от двух и более книг цена на каждый экземпляр уменьшается, однако это следует обговаривать отдельно.
Вид книги (обложка + разворот на одной из страниц):