Сигирия - это Рай, Сады Эдема, древний Диснейленд или просто пирамида на вершине скалы?

Dec 25, 2012 16:46




Загадки и тайны древней Сигирии (Sigiriya, Шри-Ланка).

Ниже я изложил свои ОЩУЩЕНИЯ, основанные на ФАКТАХ и НАБЛЮДЕНИЯХ во время поездки на Шри-Ланку и посещения Сигирии - в том числе наблюдениях некоторых вещей, необъяснимых с точки зрения привычных нам логики и знаний. Прошу не принимать это за твердые убеждения, это всего лишь ощущения, предположения и версии. Буду признателен за комментарии и ответы на мои вопросы, которые кажутся мне более чем загадочными и стоящими внимания.

Официальная версия (справка): Сигирия (что значит «львиная скала») - скальное плато, возвышающееся на 370 метров над уровнем моря и около 170 метров над окружающей равниной в самом центре острова Шри-Ланка. В последней четверти V века н. э. царь Касапа устроил на скале неприступную крепость и свои чертоги, вокруг которых были прочерчены наполненные водой рвы. Вокруг скалы были разбиты бескрайние сады, в которых били едва ли не первые в мире фонтаны. Наверх плато вели монументальные Львиные ворота. До и после правления Касапы на скале существовал пещерный буддийский монастырь. О существовании комплекса европейцам стало известно только в 1907 году.

Вид на Сигирию с высоты птичьего полета:



Самое сильное впечатление от комплекса - это то, что НА СИГИРИИ НИКОГДА НЕ БЫЛО НИКАКИХ ДВОРЦОВ, как это принято считать по официальной версии. Комплекс представляет собой грандиознейшее сооружение на пяти уровнях. Никаких зданий либо их развалин - только террасы, сады, бассейны. Диснейленд. Эдем. Рай. Места для дворцовых покоев попросту нет. Места для прислуги, кухни, охраны, гарема, сараев, конюшен и т.п. - нет. Никаких развалин либо их следов нет. Все имеющиеся кирпичные и каменные рукотворные постройки имеют законченный вид и не похожи на «фундаменты». Такое чувство, что комплекс был предназначен исключительно для получения эстетического удовольствия от
созерцания его красоты и купания в многочисленных бассейнах.

Верхняя часть комплекса, сооруженная на вершине скалы Сигирия - это ступенчатая пирамида с плоской вершиной размером примерно 17 м на 11 м. На верхней площадке табличка - "Palace" (дворец). Круто. Дворец общей площадью 187 м2. «Дворец дядюшки Тыквы» :-).



Итак, мы начинаем наше путешествие.

[Нажать, чтобы читать и смотреть дальше]
1. Нижний, первый уровень: Комплекс садов, террас и бассейнов с фонтанами - красивейший каскад бассейнов и ландшафтного дизайна, окруженный широким рвом (каменным) с крокодилами. Крокодилы в нем живут до сих пор. Расчищенная длина рва, доступная туристам - около 2,4 километра.



Ступенчатые террасы из кирпича имеют ровную, гладкую, законченную поверхность, ни малейших признаков стен, зданий, сооружений либо их останков (развалин). Это именно ТЕРРАСЫ, не фундаменты.





Ступеньки из белого мрамора, ОРИГИНАЛЬНЫЕ, то есть те самые, «родные», установленные при строительстве объекта изначально и одновременно. Делаю такой вывод исходя из того, что и внизу (на 1 уровне), и в самом верху скалы (на 5 уровне) ступеньки из белого мрамора имеют одинаковые размеры, форму и внешний вид.



Внешний вид, кстати, у них не ахти - поверхность словно изъедена временем, выщерблена, выглядят они очень древними. Это удивительно, так как во-первых, на Шри-Ланке не бывает заморозков (годовые колебания температуры всего плюс-минус 4 градуса - экватор!) и разрушений, связанных с расширением воды при превращении в лед, быть не может; а во-вторых, все остальные вырезанные из гранита «троны» и т.п. имеют очень приличный внешний вид и гладкую, ровную поверхность, не смотря на то, что им уже 1500 лет (по официальной версии). Впечатление: ступеньки и плиты из белого мрамора НА МНОГО ТЫСЯЧ ЛЕТ старше всего остального.

2. Второй уровень: Защищенное подножие Сигирии - визуально начинается за двумя скалами, формирующими узкий проход-арку к подножию скалы Сигирия.



Ширина прохода такова, что рядом могут комфортно идти не более двух человек. Идеальное место для организации обороны. Заканчивается уровень крутыми лестницами, подъемом на скалу.

На уровне размещены весьма загадочные сооружения (перечислю самые интересные, на мой взгляд):

a. ТРОННЫЙ ЗАЛ, ИЛИ ЗАЛ ДЛЯ ПРИЕМОВ (как утверждал гид) - открытая площадка, полученная путем обработки скалы, из которой целиком вырезано все, что находится на площадке.



Представьте себе скалу, из которой вырезали параллелограмм со сторонами примерно 6 на 6 метров и высотой около 3 метров, и срезали верхушку, вырезав затем из ЦЕЛЬНОГО ТЕЛА СКАЛЫ трон (больше похожий на диван), идеально ровную и гладкую площадку перед троном, а также бордюры (ограждение) вокруг площадки. Складывается впечатление, что гранит резали, как масло, не имея совершенно никаких проблем с его обработкой. Более того, качество обработки не просто удивляет, а шокирует. Идеально ровные поверхности, плоскости, углы. Идеальные переходы. Идеальные радиусы. Никаких сколов и изъянов. Создается устойчивое впечатление машинной обработки.

Поймите одну важную вещь - все подобные "троны и площадки" (а их там еще много) вырезались из ЦЕЛЫХ скал, их тела, так что у мастеров была всего ОДНА ПОПЫТКА, и если бы они накосячили - то исправить такой косяк уже было бы невозможно. Было бы заметно. Следы трещин и ремонта на этом троне - скорее всего результат деятельности вандалов и/или монахов. На тронах и др., на самом верхнем уровне, куда вандалы не могли добраться тысячелетиями, никаких повреждений нет вообще.



Если посмотреть на тронный зал со стороны ведущей на него лестницы, справа внизу видим еще один «трон» - диван, так же вырезанный целиком из торчащей из земли скальной породы. Впечатление: для тронного зала площадка маловата. Был бы я царем, расчистил бы футбольное поле под тронный зал, чтобы мои подданные могли тысячами падать ниц передо мной. А здесь место всего для пары десятков человек максимум. Несерьезно. Учитывая грандиозность комплекса в целом, широта размаха не та.

b. БАССЕЙН, вырезанный на верхушке скалы, возвышающейся над тронным залом.



Так же, как тронный зал, бассейн роскошен, прекрасен и совершенен по форме и исполнению (обработке камня). Каменные бортики плотно подогнаны к краям вырезанного в скале вместе со ступеньками бассейна и держатся без раствора, под своим многотонным весом. Впечатление: Те, кто строили методом вырезания объектов (помещений, «мебели», бассейнов и т.п.) из цельного гранита, делали это сознательно по следующей причине - строили на тысячелетия, обеспечивая максимальную прочность, надежность и долговечность, не испытывая особых проблем с обработкой твердой породы. Не может быть никакого другого, более надежного способа (технологии) строительства и более долговечного подручного материала, которые бы обеспечивали тысячелетние эксплуатационные сроки объектов без потери эксплуатационных характеристик и необходимости ремонта. Строили, СОЗНАТЕЛЬНО ЗАКЛАДЫВАЯ СРОКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ объектов в ТЫСЯЧИ ЛЕТ.



На фотографии видны следы обработки гранита, а именно формирования плоскости верхушки скалы, на которую поставили бортики бассейна. Следы явно машинной обработки, но очень странные, как будто соскабливали гранит скребком. Дисковые и другие вращающиеся фрезы не могли быть использованы ввиду малых радиусов скругления в местах, где плоскости образуют прямые углы - нехарактерно для такого режущего инструмента. На стыках между "соскрёбами" заметны тонкие линии переходов режущего инструмента (перемычки), чего бы никогда не было при долблении вручную, молотом и зубилом, например. Кладку бортов бассейна с натяжкой можно назвать мегалитической. Стенки бассейна и ступеньки идеально ровные, правильные. Впечатление: похоже на машинную обработку, но не обязательно механическую, возможно другие виды (плазменная резка, например?).

c. "Келья царя" или "Комната для медитаций", в которой, по словам гида, Касапа развлекался в разных позах с многочисленными красавицами.



Представляет собой оборудованную в скале нишу, в которой из тела нижней скалы вырезаны диванчик уже знакомого нам дизайна и бортики - ограда комнаты. Потолок (полукруглый свод верхней скалы) расположен низко, мне с моим ростом 1,85 метра пришлось нагибаться. Потолок (гранит) ОШТУКАТУРЕН, на штукатурке раньше были фрески (как на 3 уровне, вертикальной части скалы с полуобнаженными девушками, на высоте 50 метров от основания, но об этом позже), просматриваются остатки фрески. Фрески были уничтожены монахами, которых смущал вид обнаженных женщин. Видимо, они же и повредили "диванчик", оббив его края.
Смущает то, что мне не известен рецепт ШТУКАТУРКИ, КРЕПКО ДЕРЖАЩЕЙСЯ НА ГРАНИТЕ В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ ЛЕТ, под открытым небом, в условиях антисанитарного, жаркого и влажного климата тропиков. И еще одна, а вернее две непонятных вещи - углубления, вырезанные в граните пола по обе стороны от "диванчика".





Углубления неправильной формы, неглубокие (около 5 сантиметров глубиной), с отвесными стенками и плоским дном, по форме напоминающие нечто среднее между следом сапога и инфузорией-туфелькой. Левое и правое углубления немного отличаются по формам. Гид утверждал, что это вазы для цветов. Я считаю, что это бред, так как во-первых, слишком мелкие для вазы, а во-вторых вазу бы делали правильной формы - круг, квадрат и т.п. из эстетических соображений. Впечатление - служили гнездами для вставки чего-то (неких девайсов, загадочных устройств?) соответствующей формы, до чего можно было дотянуться с диванчика. Да и диванчик для траходрома маловат, и потолок низковат… На нем как бы надо чинно сидеть одному. Медитировать… Размышлять… Или работать за компом…

3. Отвесная скала и тропа вдоль нее - нижняя половина скалы Сигирия, 3-й уровень. Крутая лестница из кирпича со знакомыми нам старинными беломраморными ступенями привела нас к отвесной скале, собственно самой Сигирии, и началось восхождение. Наблюдение: лестница, по которой осуществлялся подъем на скалу на протяжении 3-го уровня - "родная", каменная, вымощенная уже знакомыми нам беломраморными плитами, с каменной стеной более 2-х метров высотой, ограждающей путь от пропасти.



Стена ограждения, похоже, оштукатурена тем же составом многотысячелетней давности, который ВЫГЛЯДИТ ИДЕАЛЬНО, как будто только после ремонта - фактура поверхности, цвет, равномерность окраски. Многочисленные, но едва заметные древние царапинки-письмена типа "здесь был Касапа" не в счет.



Часть стены, называемая ЗЕРКАЛЬНОЙ СТЕНОЙ, изготовлена из ПОЛИРОВАННОГО ФАРФОРА, идеально гладкая, идеально вертикальная (видно по висящим везде отвесам с грузиками), но в проекции сверху имеет волнистую форму. Начиная с 8-го века н.э. посетители царапали на ней лирические стихи, которые можно читать и сейчас… Амплитуда волны (впадина, кривизна волнистой стены) такая, что в нее прячется человек и из дальнего конца "коридора" его не видно, а стена визуально выглядит ровной, что с успехом продемонстрировал нам охранник. Кстати, охрана вооружена и везде висят таблички, что за повреждение памятников - уголовное наказание вплоть до смертной казни.



Но наиболее шокирующая часть 3-го уровня - фрески на нижней части "козырька" скальной породы, нависающие на высоте около двадцати пяти метров над лестницей. Взбирались туда по винтовой металлической лестнице.



Оштукатуренный гранит, на нем фрески, висящие В ПУСТОТЕ НАД ОБРЫВОМ, на высоте более 50 метров - для кого, зачем? С земли в бинокль рассматривать? Лестниц там не было, никаких следов на камне. Когда-то было около 500 фресок, уцелело лишь несколько. Удивительно яркие краски, не потускневшие за полторы тысячи лет, великолепная, ни на что не похожая техника живописи. По крайней мере, аналогов (чего либо подобного по технике исполнения) я не видел ни в какой другой культуре цивилизаций того времени, до или даже после. Прекрасные девушки с обнаженной грудью, старательно прорисованные черты лиц, мимика, головные уборы, украшения, цветы. Впечатление - я видел девушек, представляющих разные этносы: ланкиек, индусок, китаянку, африканку и даже, как мне показалось, славянку. Судите сами.





















По лестнице движемся дальше и идем мимо промежуточной площадки, на которой нет ничего особенного, если бы не камень, установленный на дальнем склоне.



Гранитный камень продолговатой формы (плоское дно и выпуклая верхушка-полусфера), метров пятнадцати в диаметре (по плоскости дна), установлен на многочисленных тонких каменных подпорках. Считаем грубо вес камня. Объем шара с радиусом 7,5 м =4/3*πr3≈1766 м3; Так как у нас полусфера, делим на 2 = 883 м3 умножаем на 2600 кг/м3 (плотность гранита) и получаем массу камешка (та-рам!) = 2 295 тонн!



Итак, масса камня около 2 300 тонн, угол наклона плоскости, на которой лежит камень - около 25 градусов. И он, гад, не падает! Гид высказал мысль, что камешек установлен здесь с оборонительной целью. Якобы когда наступает враг, подпорки сбивают и камень сползает на головы нападающих. У меня по этому поводу сразу возникает два вопроса - как часто его сталкивали на головы врагов и как его туда затащили?

Впечатление: на сегодняшний день установить этот камень было бы НЕВОЗМОЖНО, так как НЕВОЗМОЖНО ЗАТАЩИТЬ ТУДА КРАН, который бы смог поднять такой груз. А если бы собирать (а потом разбирать) кран на месте, специально для установки этого камня, такое занятие было бы полной идиотией, так как затраченные на это силы и средства не идут ни в какое сравнение с полученным результатом. Напрашивается мысль о том, что поднимать такие грузы для строителей Сигирии было не особо затруднительно, как и для строителей храма в Баальбеке, например.

Для справки: На сегодняшний день LR13000 (на картинке внизу) - самый большой кран в мире, который в состоянии самостоятельно передвигаться. Его грузоподъемность составляет 3000 тонн. Такой груз эта машина может поднять на высоту до 12 метров.



Основным предназначением этой большой машины являются работы по строительству химических и нефтяных заводов. Кран поднимает и устанавливает химические реакторы и перегонные колонны, весом до 1500 тонн. Также такие краны применяются при строительстве ядерных объектов, когда также необходимо поднять и установить большие блоки.

4. «Львиные врата» и подъем с середины на верхушку скалы Сигирия - Четвертый уровень.

После «камешка» лестница выводит нас на широкую площадку, оформление которой и дало название скале (сингх - в переводе означает лев). Лестница, начинающаяся между огромных, высеченных из гранита лап, ведет наверх, на самую верхушку скалы. Говорят, ранее у «льва» была голова, и путь наверх лежал через пасть. Но потом голова якобы «отвалилась» и непонятно куда подевалась. Современная стальная лестница проложена, по-видимому, в том же месте, где проходила древняя. Это видно по выемкам на поверхности скалы, глубоким бороздам, отверстиям и другим следам обработки скальной породы.



Впечатление: лапы вроде бы как не совсем львиные, на кошачьи не похожи совершенно. Три пальца, четвертый палец рудиментарный. Очень высокий, не характерный для пород кошачьих подъем стопы, огромные когти. Скорее напоминают лапы рептилии. Порывшись на форумах, посвященных исследованиям Сигирии, и в частности принадлежности лап, нашел устойчивое мнение, что уж больно похоже на лапы динозавра. Троодонта, например, хотя по этому поводу можно спорить бесконечно.

Опять же, где голова? Если бы она отвалилась/развалилась, были бы обломки, глыбы и развалины. Ничего нет. Куда девали? Может быть, голова целиком укатилась вниз, в обрыв напротив лап? Может быть, я ходил туда, заглядывал с обрыва вниз, в джунгли. Из деревьев торчит край какого-то огромного камня, но ничего не понятно и ни на что не похоже. Кроме того, если бы многотысячетонная голова отвалилась и катилась вниз, то она сокрушила бы и смела всё на своем пути, все эти кирпичи и террасы, площадку и грунт на ней, оставив весьма заметный след.

Напрашивается мысль о том, что кирпичи, формирующие террасу перед лапами, были уложены значительно ПОЗЖЕ того, как отвалилась голова (впрочем, как и везде). Не покидает устойчивое чувство того, что полторы тысячи лет назад подданные Касапы просто обложили кирпичами постройки, которые существовали задолго до этого и были заброшены уже давным-давно…



5. Ступенчатая пирамида на вершине Сигирии, сады, бассейны и странные собаки-хранители - пятый, верхний уровень.

Когда взобрались на самую вершину, мнение о том, что здесь никогда не было никаких дворцов, стало еще сильнее. Ступенчатая пирамида с множеством террас и лестниц. Шикарный бассейн. Несколько бассейнов поменьше. Как я уже говорил, размеры верхней площадки - 17 м на 11 м (площадь 187 м2), дорожки по периметру площадки выложены древними плитами из белого мрамора, и один-единственный торчащий из площадки мраморный камень, как швартовочный узел. Ступеньки на плоскую вершину ведут с двух сторон, противоположных лестнице (входу на вершину скалы) и нижнему каскаду садов 1 уровня (чтобы в бинокль не подсматривали, кто с небес на землю спускается, и наоборот).



Удивили спящие на вершине собаки. Их было две, как инь и янь. Они там именно БЫЛИ, хотя совершенно непонятно, зачем. Они не клянчили еду, ни к кому не приставали и не реагировали на людей. С точки зрения логики, даже собачьей - делать им там было совершенно нечего, охотиться не на кого. Вся еда внизу, в кафешках. Но они сознательно выперлись на самую вершину и либо спали, либо неспешно бродили по ней. Менялись, как в карауле - позже мы встретили на лестнице собаку, самостоятельно идущую наверх с таким видом, как будто она точно знает, куда и зачем идет. А другая шла вниз. Наверное, служба такая. Чего-то охраняют.



Лестницы, террасы, ступенчатые уступы из кирпича. Ширина мраморных ступеней - как половина длины моей стопы (у меня честный 45-й размер). Места для «дворцовых» помещений нет. Еще один вырезанный из гранитной скалы «трон». Впечатление: это не трон, а садовая скамейка, чтобы сидя на ней, любоваться пейзажем. Почему? Перед «троном» вообще нет площадки, на которой мог бы кто-то преклонять колени или получать ценные указания. Обрыв, несколько уступов и мраморная лестница в метр шириной, как раз чтобы идти в одиночку.



Трон, который хочется использовать как диван-кровать. Тот же дизайн, та же высококлассная, идеальная обработка гранита. Горизонтальные полосы над спинкой трона можно считать следами проходов режущего инструмента. А может, просто структура камня такая.

А вот как выглядят пирамидальные уступы:



Хочется отдельно остановиться на уникальном, целиком вырезанном в гранитной скале большом бассейне. С двух сторон идущих вниз склонов скалы, бассейн огорожен кирпичной стеной высотой более двух метров.



А теперь немного арифметики, чтобы представить себе грандиозность работ и трудозатраты при строительстве бассейна.

Бассейн имеет такие размеры: длина - 27,7 м; ширина - 20,72 м; Высота гранита над водой с угла, ближайшего к вершине пирамиды - не менее 3 м, противоположного по диагонали - 0 м, поэтому для расчетов принимаем среднее значение - 1,5 м.
Глубина бассейна - около 2 м, точнее померить не мог, поэтому принял это значение.
Итак, объем вынутого при строительстве бассейна гранита = 27,7 х 20,72 х 3,5 = 2 009 м3.
Плотность гранита = 2 600 кг/м3.

Итого, масса вырезанного при строительстве бассейна гранита = 2 009 х 2 600 = 5 223,4 тонн.

Интересное наблюдение 1: Технологический процесс удаления больших гранитных пластов предполагает сначала сверление гранита по линии откола, а затем (в древнем варианте) - вбивание туда деревянных клиньев, которые при поливании водой разбухают и откалывают эти пласты, либо (в современном варианте) - помещение в высверленные полости взрывчатки и откалывание путем ее подрыва. И в том, и в другом варианте на поверхности гранита остаются характерные следы, которых в данном случае я не заметил вообще. Вариант с дисковой пилой тоже не подходит, так как на вид поверхность гранита как бы «умеренно природная». Кроме того, дренажная система работает до сих пор. Шли дожди, бассейн был полон, но не переполнен.



Интересное наблюдение 2: В дальнем конце бассейна (в направлении центра пирамиды) есть лестница, вырубленная в гранитной скале и ведущая из воды на вырубленную в той же скале маленькую ПЛОЩАДКУ, ИЗ КОТОРОЙ НЕТ ВЫХОДА. Вторая такая ступенчатая лестница ведет вправо (вдоль меньшей стороны бассейна) на такую же, не имеющую выхода площадку, расположенную точно на том же уровне. Внимательно присмотревшись, видно, что пол этих площадок находится точно на одном уровне с верхним краем забора, ограждающего бассейн.

Напрашивается единственно логичное объяснение - эти ступеньки с площадками были предназначены исключительно для того, чтобы купаясь в бассейне, при необходимости можно было ОЧЕНЬ БЫСТРО ПОДНЯТЬСЯ на уровень выше забора И ПОСМОТРЕТЬ - а что ж там СНАРУЖИ делается и пора ли кричать «караул»? Другого объяснения я не вижу. А куда смотреть в том направлении? Вниз? Эка невидаль… внизу - джунгли. Во все стороны. Интересно другое - что сектор обзора (более 110⁰) с этих площадок позволяет ВИДЕТЬ НЕБО НАД ГОРИЗОНТОМ от востока - над древним городом Поллонарува (28 км по прямой, интересен древними памятниками с мегалитической кладкой, обработка блоков по принципу всех мегалитов, то есть прирезка гранита по месту, как ножом по маслу), до юга - в направлении на Пик Адама (гора Шри Пада, 130 км по прямой).

И немного мистики. Говоря о Пике Адама, ощущается мощная, устойчивая связь этого сакрального места с Сердцем Шри-Ланки - Сигирией. Так, это загадочное место стало объектом поклонения всех представленных здесь четырех религий: индуизма, буддизма, ислама и христианства. С некоторым преувеличением можно назвать его одним из самых почитаемых мест в мире. На выдающейся скале на вершине этой горы есть «отпечаток ноги, священный след». Индуисты верят, что этот след оставил танцующий верховный бог Шива при сотворении мира и называют гору Шриван Адипатам ("космический танец Шивы"). Буддисты считают его следом Будды Гаутамы, против чего особенно не выступают и индуисты, считая Будду воплощением (аватаром) бога Вишну. В исламе считается, что именно в этом месте Адам ступил на землю после изгнания из Эдема. А
мусульмане весьма чтут Адама, считая его представителем Бога на Земле, первым его пророком и настоящим создателем священного камня Каабы в Мекке.
Интересная деталь: именно на этой горе собираются ежегодно тысячи и тысячи бабочек в последние часы своей жизни, чтобы там умереть. Говорят, очень красивое зрелище.

Подводя итоги, можно признать, что посещение Сигирии вызвало у меня ощущение того, что ее волшебные сады с равной степенью вероятности могли бы оказаться как Райскими Садами Эдема, из которых в свое время и был изгнан Адам, так и древней рекреационной зоной, Диснейлендом, курортом, неприступным и безопасным, куда могли бы спускаться с небес боги древних Шумеров, паркуя свои воздушные колесницы-виманы на верхней площадке пирамиды. А может быть, и тем, и другим вместе.

Версия со строительством дворца Касапы силами рабов за короткий, в несколько лет срок выглядит не менее сказочно ввиду огромного объема работ, применения необъяснимых, недоступных человеку технологий и просто отсутствия здравого смысла в строительстве такого грандиозного парка развлечений, который просто не мог строиться с целью быть дворцом, с точки зрения элементарных принципов архитектуры и строительства. То, что Касапа мог использовать уже имеющийся комплекс, как свой дворец, вполне логично - почему бы и нет, он был беглецом, и у него могло не быть иного выбора (более шикарного места). Но вряд ли он имел там царский комфорт, будучи вынужденным регулярно карабкаться на огромную высоту и проживая в деревянных времянках на террасах ступенчатой пирамиды величественной Сигирии.

Буду благодарен за дополнительную информацию по изложенной мною тематике. Если кому-то нужен мой фотоархив с качественными фотографиями и видео в высоком разрешении - пишите.

P.S. Сразу оговорюсь - у меня высшее техническое образование, инженер-механик. Работал в строительном бизнесе, сейчас занимаюсь производством керамики. Так что я понимаю, что к чему в обработке материалов. Критику моих мыслей и предположений прошу присылать конструктивную :-).

Previous post Next post
Up