Мимоходно-модельное

May 10, 2023 10:48

Несколько раз, у разных, но достаточно авторитетных учёных, мне попадалось одно и то же рассуждение ( Read more... )

научные парадоксы, история магии, мимоходное

Leave a comment

Comments 23

evgeniirudnyi May 10 2023, 10:21:16 UTC

Куайн: 'Что касается меня, то я, как правоверный физик, верю в физические объекты, а не в гомеровских богов, поскольку было бы научной ошибкой думать иначе. Но с точки зрения эпистемологии физические объекты и боги Гомера отличаются только по степени, а не в принципе. Оба типа сущностей входят в наше познание только как культурные постулируемые сущности. Миф о физических объектах эпистемологически превосходит большинство других мифов в том отношении, что он оказался более эффективным, чем другие мифы, в качестве устройства для выработки поддающейся управлению структуры потока опыта.'

Reply

anairos May 10 2023, 11:06:54 UTC

Куайн - он такой, да. Приходится продираться сквозь его манеру выражаться, сквозь множество специализированных слов и оборотов, но когда поймёшь, что он имел в виду - часто оказывается, что он говорит умные и правильные вещи :)

Reply


de_leser May 10 2023, 11:48:52 UTC

А если такую модель построить и запустить - получится аналоговый компьютер. Материализованная метафора)

Reply


ampelios May 10 2023, 12:10:03 UTC

Как же мы, древние, живём без моделей?

Reply

evgeniirudnyi May 10 2023, 13:01:09 UTC

Пещера Платона как модель мира?

Reply

ampelios May 10 2023, 13:37:11 UTC

Сорри, автозамена исправила древники на древние

Reply

evgeniirudnyi May 10 2023, 13:42:30 UTC

Разве нельзя назвать интерпретацию историка моделью событий тех лет?

Reply


egovoru May 10 2023, 12:54:28 UTC
"Простым явлениям - сложные модели, чтобы разобраться в их внутренней кухне"

Приведите, пожалуйста, пример, когда модель была бы сложнее моделируемого явления? (Я-то думаю, что модель всегда проще - иначе какой смысл в моделировании? Модель вычленяет из явления значимые для нас элементы, оставляя за бортом незначимые - и пока неизвестные).

Reply

anairos May 10 2023, 13:22:56 UTC

Да запросто. Язык настолько прост, что его интуитивно осваивают младенцы. Теории языка настолько сложны, что нужны годы умственных усилий, чтобы их понять, а те, кто чем-то серьёзно обогатил наше понимание, становятся легендами в узком кругу специалистов. Как Витгенштейн, например.

Считать - то есть пользоваться натуральными числами - люди умели ещё в каменном веке. Теория натурального числа появилась, скажем так, существенно позже и потребовала столетий работы самых выдающихся математиков разных времён и народов.

Вообще все модели интуитивных вещей далеко не интуитивны - и заметно сложнее вещей, которые моделируют. Именно потому, что сами эти вещи для нас просты и естественны, а потому не поддаются осмыслению в чистом виде.

Вы, конечно, вправе возразить: мол, это значит, что все эти вещи "на самом деле" чрезвычайно сложны, и наши модели просто проявляют эту сложность. Но я на это отвечу: никакая вещь не бывает сложной или простой сама по себе, так же как не бывает большой или быстрой. Она становится таковой только в сопоставлении с ( ... )

Reply

shadow_geometer May 10 2023, 15:55:38 UTC
Замечу, что в этой подветке, кажется, смешиваются сложность структуры объекта, сложность использования и сложность понимания, откуда и возник вопрос топикстартера. А это, вроде, разные сложности, общего там немного ( ... )

Reply

anairos May 11 2023, 06:17:54 UTC

Согласен с вами.

Мою формулировку, пожалуй, стоит уточнить. Вещи и явления, слишком сложные, чтобы их уместить в голове, требуют более простых моделей. А вещи и явления, которые для нас слишком просты и естественны, чтобы их анализировать, требуют более сложных моделей. Причём, как правило, чем естественнее и интуитивнее явление, тем сложнее оказывается модель, необходимая, чтобы его осмыслить.

Reply


aikr May 10 2023, 17:09:27 UTC
Мне кажется, аналогия здесь как минимум сильно натянута, как максимум отсутствует вовсе.

В научных моделях как уменьшение большого, так и увеличение малого - это приведение к удобному масштабу. Упрощённо говоря: Модель Вселенной уменьшена по сравнению с оригиналом - но не до масштабов атома; модель атома увеличена по сравнению с оригиналом - но не до масштабов Вселенной. В обоих случаях размер модели где-то в промежутке, посередине между двумя крайностями, поскольку обе эти крайности одинаково неудобны для восприятия, а удобна середина.

А в примере с ритуалами никакой середины нет: часовое событие превращается в год ритуалов, а годичное или даже многолетнее - в часовой ритуал. Аналогия была бы, если бы в обоих случаях ритуалы занимали промежуточное время (не обязательно одинаковое, но промежуточное: скажем, от нескольких недель до нескольких месяцев).

Reply

anairos May 11 2023, 06:30:41 UTC

Мне кажется, тут дело вот в чём.

В науке масштаб, к которому подгоняются модели, всякий раз один и тот же: грубо говоря, чтобы умещалось в отдельно взятой человеческой голове.

Но у ритуала этот масштаб всякий раз оказывается разным, потому что здесь требуется не осмыслить событие умом, а прожить его, сделать частью своего осознанного опыта.

А разные события мы проживаем в очень разном темпе. На то, чтобы осознать себя взрослым, порой действительно достаточно одного мгновения. Я, кстати, хорошо помню, как это было со мной - это произошло, когда я был уже женат, успел стать отцом даже, и осознание было не из приятных. А вот на то, чтобы пережить и принять смерть близкого человека, и года может не хватить.

Reply


Leave a comment

Up