Пароход "Лена" в изображении "Моделиста" и на фото

May 07, 2021 10:11

Выплыла у humus фота парохода "Лена" в Якутии, вспомнил, что была про него статья в "Моделисте-Конструкторе"


1890. «Виды Якутской области» Пароход «Лена»

Еще фото.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Год постройки - 1875 [1878 по fleetphoto.ru]
Изготовитель - завод “Мотала” (Швеция) [Motala Verkstad]
Длина между перпендикулярами, м - 25,9
Наибольшая длина, м - 26,8
Ширина корпуса, м - 4,95
Высота борта, м - 2,59
Средняя осадка, м - 1,51
Мощность паровой машины, л. с. - 70
Водоизмещение, т - 65



Рисунок автора статьи А. Павлова, общественного директора Музея истории Ленского флота
["Лена" под шведским флагом, видимо во время экспедиции Норденшельда в 1878 году]







[Описание парохода ]Корпус “Лены” был спроектирован с конструктивным дифферентом на корму. Палуба его имела погибь, облегчавшую сток воды.

Во время следования под парусами дымовая труба заваливалась назад - при перемене галса гик свободно проходил над ней. Стойки и перекладина, куда укладывалась труба, являлись и буксирным устройством, к которому относилась также расположенная в корме направляющая арка-дуга, по ней скользил буксирный трос.

Возле машинного отделения у бортов находились люки угольных бункеров. Грузоподъемное устройство состояло из гика и грузовой лебедки. От нее же шел привод на шпиль, поднимавших два адмиралтейских якоря. В походном положении они укладывались вдоль борта, причем одна из лап крепилась на палубе. Перед отдачей, как это видно из рисунка, якоря свободно висели на кат-балках. Во время рейсов по реке якоря, как правило, в походное положение не убирались.

Штурвальный мостик располагался на двух своеобразных тумбах, причем первая представляла собой кладовую, а вторая - гальюн. На мостике размещались штурвал, компас, две переговорные трубы и отличительные огни с керосиновыми фонарями.

Цепная передача - штуртросы - открыто шла по направляющим роликам вдоль ватервейса. На мостике цепь закрывалась кожухом.

Шлюпки, как правило, хранились вываленными наружу.

Парусное вооружение - гафельное. К гикам фок и грот крепились слаблинем, а к мачте - сегерсами. На гафеле для постановки паруса был предусмотрен направляющий пруток с разъемом у пятки гафеля, по которому на люверсах скользил при постановке парус.

Ванты и штаги крепились к палубе и набивались (натягивались) талрепами. Свободные концы бегучего такелажа крепились на кофель-нагели вокруг бей-фута гика и на утки на леерных стойках.

Окраска. Подводная часть и левый отличительный огонь - красные. Надводный борт, труба, румпель, ноки мачт, камбузная труба - черные. Мостик, кожух компаса, комингсы, лебедка, шпиль, кнехты, грузовая цепь, крышки тамбуров, люки угольных бункеров, а также ватервейсы - шаровый. Леера, фальшбортик вдоль лееров. Кат- и шлюпбалки, шлюпки снаружи - белые. В этот же цвет окрашена ватерлиния, декоративные полосы вдоль привальных брусьев, кладовая и гальюн на главной палубе, а также кницы на буксирных стойках. Рангоут, стенки тамбуров, нактоуз, буксирные стойки и арка покрыты темным лаком. Палуба, крышки люков - светлого дерева. Переговорные трубы, штурвал, паровой свисток, паровая машина на лебедке - латунь, медь. Правый отличительный огонь - зеленый.

Пароходы по Лене ходили, как правило, на дровах, а поленницу дров “про запас” складывали вдоль лееров.

Название парохода писалось в носовой части судна.




Оригинальный чертеж.

чб-4, vessels, море-окиян-3, steam age, РИФ, Север, steam age-2, чб, море-окиян, РККФ

Previous post Next post
Up