Пароход "Лена" в изображении "Моделиста" и на фото
May 07, 2021 10:11
Выплыла у humus фота парохода "Лена" в Якутии, вспомнил, что была про него статья в "Моделисте-Конструкторе"
1890. «Виды Якутской области» Пароход «Лена»
Еще фото.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Год постройки - 1875 [1878 по fleetphoto.ru] Изготовитель - завод “Мотала” (Швеция) [Motala Verkstad] Длина между перпендикулярами, м - 25,9 Наибольшая длина, м - 26,8 Ширина корпуса, м - 4,95 Высота борта, м - 2,59 Средняя осадка, м - 1,51 Мощность паровой машины, л. с. - 70 Водоизмещение, т - 65
Рисунок автора статьи А. Павлова, общественного директора Музея истории Ленского флота ["Лена" под шведским флагом, видимо во время экспедиции Норденшельда в 1878 году]
[Описание парохода ]Корпус “Лены” был спроектирован с конструктивным дифферентом на корму. Палуба его имела погибь, облегчавшую сток воды.
Во время следования под парусами дымовая труба заваливалась назад - при перемене галса гик свободно проходил над ней. Стойки и перекладина, куда укладывалась труба, являлись и буксирным устройством, к которому относилась также расположенная в корме направляющая арка-дуга, по ней скользил буксирный трос.
Возле машинного отделения у бортов находились люки угольных бункеров. Грузоподъемное устройство состояло из гика и грузовой лебедки. От нее же шел привод на шпиль, поднимавших два адмиралтейских якоря. В походном положении они укладывались вдоль борта, причем одна из лап крепилась на палубе. Перед отдачей, как это видно из рисунка, якоря свободно висели на кат-балках. Во время рейсов по реке якоря, как правило, в походное положение не убирались.
Штурвальный мостик располагался на двух своеобразных тумбах, причем первая представляла собой кладовую, а вторая - гальюн. На мостике размещались штурвал, компас, две переговорные трубы и отличительные огни с керосиновыми фонарями.
Цепная передача - штуртросы - открыто шла по направляющим роликам вдоль ватервейса. На мостике цепь закрывалась кожухом.
Шлюпки, как правило, хранились вываленными наружу.
Парусное вооружение - гафельное. К гикам фок и грот крепились слаблинем, а к мачте - сегерсами. На гафеле для постановки паруса был предусмотрен направляющий пруток с разъемом у пятки гафеля, по которому на люверсах скользил при постановке парус.
Ванты и штаги крепились к палубе и набивались (натягивались) талрепами. Свободные концы бегучего такелажа крепились на кофель-нагели вокруг бей-фута гика и на утки на леерных стойках.
Окраска. Подводная часть и левый отличительный огонь - красные. Надводный борт, труба, румпель, ноки мачт, камбузная труба - черные. Мостик, кожух компаса, комингсы, лебедка, шпиль, кнехты, грузовая цепь, крышки тамбуров, люки угольных бункеров, а также ватервейсы - шаровый. Леера, фальшбортик вдоль лееров. Кат- и шлюпбалки, шлюпки снаружи - белые. В этот же цвет окрашена ватерлиния, декоративные полосы вдоль привальных брусьев, кладовая и гальюн на главной палубе, а также кницы на буксирных стойках. Рангоут, стенки тамбуров, нактоуз, буксирные стойки и арка покрыты темным лаком. Палуба, крышки люков - светлого дерева. Переговорные трубы, штурвал, паровой свисток, паровая машина на лебедке - латунь, медь. Правый отличительный огонь - зеленый.
Пароходы по Лене ходили, как правило, на дровах, а поленницу дров “про запас” складывали вдоль лееров.