Американский самолет-шпион U2.
Как в небе над Уралом сбили самолет-шпион США
Утром 1 мая 1960 года в небе над Уралом развернулся настоящий противовоздушный бой. В этот день советскую границу пересек самолет-шпион U-2 ВВС США. Летчик, агент ЦРУ Фрэнсис Гэри Пауэрс, должен был сфотографировать военные объекты СССР, находящиеся на территории Челябинской и Свердловской областей. Однако миссию свою разведчику не удалось выполнить - военные части ПВО его нейтрализовали. «Русская планета» выяснила, почему подробности этого события много лет держали в тайне, и какое значение имел этот инцидент в истории Холодной войны между СССР и США.
Система «свой-чужой»
США для разведывательной деятельности использовали сверхвысотные самолеты-шпионы U-2, которые не могли достать ни советские истребители, ни зенитно-ракетные установки. С 1956 по 1960 год американцы 24 раза пересекали воздушное пространство СССР в поисках ценной информации. Никита Хрущев даже обещал дать Героя Советского Союза тому, кто уничтожит U-2, но попытки «достать» самолет были тщетными.
Click to view
- 1 мая 1960 года ЦРУ отправили на задание в СССР Фрэнсиса Пауэрса, который был самым опытным летчиком в отряде, - рассказывает Юрий Кнутов, военный историк, директор музея войск ПВО. - Он уже десятки раз шпионил в воздушном пространстве других стран, в том числе - шесть раз в Советском Союзе. Маршрут самолета-шпиона пролегал над важными секретными объектами, расположенными в Челябинске-40 (ныне Озерск), Кыштыме. Самолет мог регистрировать радио и радиолокационное излучения, фотографировать. Также у него был комплекс постановки помех радиолокационным прицелам советских истребителей и ракетам «воздух-воздух». А особая конструкция и специальное покрытие делало U-2 практически невидимым.
Оставив позади Магнитогорск и Челябинск, подлетая к Свердловску, U-2 начали обстреливать сразу несколько военных частей ПВО, которые также отправили на перехват истребители МиГ-19 и Су-9. Один из самолетов МиГ был по ошибке уничтожен дружественным огнем. Под зенитный обстрел попал и самолет Су-9 летчика Игоря Ментюкова. Он в это время пытался догнать американского шпиона и идти на таран.
- Это произошло во время первой попытки тарана, - продолжает Юрий Кнутов. - Есть несколько версий, почему это произошло. Генерал, который дал ему приказ таранить, не известил ракетчиков о Су-9. И когда Ментюков случайно пересек границу зоны поражения одного из ракетных дивизионов части, то был обстрелян. По другой версии, коды опознавания «свой-чужой» на самолете были установлены неправильно, так как наш перехватчик привлекли к заданию неожиданно, и в праздничный день. В результате на экранах советских радиолокационных систем Су-9 обозначался как самолет противника. Когда Ментюков уклонился от ракет, он получил приказ предпринять вторую попытку. Однако у него стало заканчиваться топливо и тогда ему приказали совершить посадку на аэродроме Кольцово.
Американского аса удалось сбить зенитно-ракетному дивизиону под командованием майора Воронова. Ракета, выпущенная из ЗРК СА-75 «Двина», взорвалась позади самолета, от чего хвостовая часть сразу отвалилась. Фрэнсис Пауэрс же успел выбраться из кабины и спрыгнул вниз с парашютом. К слову, он должен был покончить с собой, но не сделал этого.
- У него был полый серебряный доллар, в котором спрятали булавку с ядом, - рассказывает Юрий Кнутов. - Также в кабине было очень тесно - катапультироваться было невозможно. Он понял, что погибнет от катапульты, поэтому не воспользовался ею. Дождался, пока самолет развалится, и на 10 тыс. километрах от земли раскрыл парашют.
Чего боялся Хрущев
После поражения агент ЦРУ приземлился на поле в районе свердловского села Косулино. Местные жители задержали и передали Пауэрса в руки оперативников КГБ. А в это время Никите Хрущеву уже докладывали о сбитом противнике. Хрущев был на первомайском параде и очень нервничал. Очевидцы вспоминают, что когда ему сообщили эту новость, он сдернул шляпу и радостно взмахнул ею над головой.
- Ведь в чем вся соль - наши боялись, что американец атомную бомбу на борту везет, - поясняет военный историк Юрий Кнутов. - Потому что думали, что он хочет ее на Красную площадь сбросить. Вот из-за этого был приказ любым путем сбить его. Это был колоссальный удар по репутации США. Пауэрс нам выдал, к тому же, очень ценную информацию. Мы определили технологии, которые американцы используют, но не рассказал о системе связи. Например, летит он, тумблер включил и выключил, количество щелчков это - и есть связь. Это мы узнали лишь в наши дни.
Дуайт Эйзенхауэр и Никита Хрущев
В Москве Фрэнсис Пауэрс предстал перед военным судом по обвинению в шпионаже. Он признал свою вину.
«До суда в советской прессе много писали, что Пауэрс не только шпион, который проник вглубь территории Советского Союза, но что он еще, к тому же, и предатель собственной страны, который выдал столько секретных сведений. Но к концу процесса отношение к нему сильно изменилось - люди, которые собирались перед зданием суда, говорили, что Пауэрс - неплохой парень, и что его просто использовали», - писал корреспондент BBC в Москве Иэн Макдугалл.
Летчика осудили на 10 лет - первые три года он должен был провести во Владимирской центральной тюрьме, следующие семь - в лагере. Но уже в 1962 году Фрэнсиса Пауэрса обменяли на знаменитого советского разведчика Рудольфа Абеля. Обмен шпионами двух государств состоялся на мосту Глинике в Германии.
Берлинский кризис вместо переговоров
На обломки сбитого U-2 до сих пор приходят посмотреть посетители Центрального музея Вооруженных сил в Москве. И хотя официально и признано, что Пауэрса сбил майор Воронов, ракетчики до сих пор оспаривают пальму первенства.
- Есть версия, что зенитная ракета дивизиона подполковника Новикова будто бы одной лишь взрывной волной и несколькими мелкими осколками вдогон поразила самолет-шпион, - рассказывает Юрий Кнутов. - Якобы U-2 пролетел более 40 км, постепенно снижаясь, а затем разрушился от перегрузок, которые не выдержала его конструкция, как раз неподалеку от дивизиона майора Воронова. Но это исключено по одной простой причине, что их ракета не могла долететь до самолета. И еще есть главный аргумент с точки зрения простой физики, если бы его подбил Новиков, максимум, сколько после этого самолет смог пролететь - это 13,5 км. А они пытаются доказать, что самолет пролетел 40 км - это невозможно!
Обломки самолета Пауэрса в Центральном музее вооруженных сил.
По словам Юрия Кнутова, американцы обсуждали версию, что самолет никто не сбивал. Якобы он сам упал из-за технической неисправности.
- Дело в том, что в 2012 году Пентагон хотел отказаться от дальнейшего использования U-2, - поясняет Кнутов. - На замену им другая компания представила новый беспилотный стратегический разведчик. Понятно, что списание U-2 грозило корпорации Lockheed Martin многомиллионными убытками. Практика показала, что наша ЗРК С-75 может достать ранее недосягаемый самолет. И вот эта версия того, что самолет сам упал, как раз на руку бизнесменам. В результате самолеты оставили на вооружении ВВС США до 2024 года.
События 1 мая 1960 года в небе над Уралом испортили отношения между СССР и США.
- В 1958-1959 годы был Берлинский кризис, и чтобы его завершить, начинались советско-американские переговоры, - рассказывает Сергей Баканов, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России и зарубежных стран ЧелГУ. - Это был путь к разрядке после стольких лет напряженности. Тем более, что в 1956 году Хрущев сказал, что СССР может жить в капиталистическом окружении, и объявил политику мирного сосуществования с Западом. То есть, обе стороны готовы были начать диалог, придти к примирению. Но после этого шпионского полета переговоры сорвались и, соответственно, США и СССР стали закручивать гайки. И это все вылилось в то, что в 1961 и 1962 годах начался новый Берлинский кризис. С другой стороны, шпионские полеты американских самолетов над СССР прекратились. Больше они к нам после этого инцидента не летали.
источник :
http://nnm.me/blogs/TbINZ/dumali-bombu-sbrosyat-na-moskvu/