Еще чуть-чуть о любовной зависимости

Oct 29, 2013 13:39

Я вот что подумала.
Любовная зависимость (патологическая разрушающая привязанность) основывается на том, что человек воспринимает партнера от которого зависит, как носителя чего-то, без чего зависимый лишится чего-то очень-очень важного для себя.
Например "если с ним не получится, то больше ни с кем не получится", "я больше никогда не смогу так полюбить", "я столько всего вложил(а), что вот-вот мне добро должно вернуться, он(а) начнет меняться" и т. п.
Иными словами, зависимый наделяет своего партнера чем-то, что присуще ему самому и только ему (например, если человек способен любить, то он может переживать это чувство и с другими людьми, если оставит внутреннее пространство для других (другого/другой); надежду так же можно выбирать куда направлять (на одного конкретного человека или например, на будущее) и т. п.).

Фокус здесь в том, что партнер зависимого человека наделяется неким образом (типа икона), который эмоционально возбуждает. При чем возбуждает настолько, что появляется готовность терпеть боль (как физическую, так и душевную), лишь бы черпать это приятное возбуждение, воодушевление.
Когда партнер зависимого человека отдаляется, то возбуждение становится таким же сильным, только со знаком "минус" (появляется боль от потери части себя, которой наделяется партнер). Так и запускается этот маятник зависимости, когда амплитуда чувственного возбуждения увеличивается от эйфории и блаженства до ада и непереносимых страданий.

Так вот. Есть такой фокус - заново присвоить себе все то, что приписывается образу, через остановку маятника.
Сама по-себе схема проста:
- остановить маятник, присваивая себе амбивалентные чувства (напр. я и люблю, и ненавижу; мне с тобой и больно, и хорошо; я хочу и отомстить, и что бы у тебя все было хорошо и т. п.);
- вернуть взад себе все хорошее и светлое, чем наделяется партнер, и вернуть ему взад все то, что вам не подходит.

Поясню:
Если мы замечаем в партнере то, что нам очень важно (напр. ваш партнер умеет дарить нежность и тепло), если мы распознаем и интерпретируем эти качества в нем, значит в нас самих есть эти качества, иначе нечем было бы их распознать в партнере. Другой вопрос, что потребности эти мы можем удовлетворять об других, не в одиночку. Но здесь фокус в том, что совсем не обязательно прощаться с нежностью и теплом, ибо то хорошее, что есть в отношениях с партнером, можно взять с собой, нести в себе - этого у вас никто не отнимет. В общем присвоить себе тот образ, об который вы чувственно возбуждаетесь, встроить его в свой опыт, на который можно опираться.
То, что не подходит, ранит, разрушает и отравляет, природа обычно требует выплюнуть, выблевать, отдалиться от этого. И я в этом смысле, согласна с природой. Как процитировала своего супервизора моя коллега Настя Уманская: отношения - они для радости, для наполненности нужны, а не для разрушения.

Способность присваивать себе и сохранять то светлое, чем вы включались и возбуждались в отношениях, является завершающим этапом горевания об утрате.
Иными словами, любые отношения считаются завершившимися (не важно с чем связана потеря - с уходом партнера или со смертью близкого), когда присваивается себе опыт того хорошего, что было и образ, дарящий любовь и тепло становится уже частью вас, встраивается внутрь. Вплоть до того, что человек начинает повторять нравящиеся жесты, интонации, словечки того, с кем произошел разрыв. Это значит, что та часть себя, которая была приписана партнеру в отношениях, вернулась, присвоилась и стала частью опыта, который стал хорошим ресурсом, что бы двигаться дальше.

Внутренние же диалоги, злость, обида - звоночки того, что какая-то часть себя (например, та часть, в которой живет надежда на изменения партнера по отношениям) пока еще не присвоена и маятник "плохой-хороший" уводит внутренний взор с себя на партнера по отношениям.

зависимость

Previous post Next post
Up