Об альтернативах и нарративах

Feb 17, 2016 16:53

Разрабатываем мы тут сейчас с одним другом некоторый сеттинг и в нём некоторый сюжет - всё это в зоне Пограничья и фактически в рамках психологического нарратива (по принципу "а если бы я/ты/он был бы другим человеком в другом мире - что бы тогда могло выйти из наших/их(них:)) отношений?"), однако вместе с тем позволяет обдумывать некоторые мысли, которые касаются не только Пограничья, но и альтерристики в целом.

Конкретно, стало быть, разрабатываем мы общими усилиями сеттинг и сюжет - и по ходу сеттинг / сюжет всё время меняются, потому что у нашего партнёра по ходу меняется целеполагание: начав с намерения разобрать вполне конкретный узел личных проблем ("как могло случиться то что случилось?"), человек вполне естественным образом вовлекается в творческий процесс - и задача постепенно обретает форму заготовки для будущего романа или чего-нибудь в этом роде ("какой интересный мир, какие интересные могут быть здесь приключения у героя!") Окей, творческий процесс нашего друга мы всемерно одобряем, тем более всё это - Пограничье, альтерризм тут даже реально ближе чем литература - нам интересно, мы по мере возможностей участвуем; и вот тут начинает высвечивать вот какая, братцы, занятная штука:

В сюжете есть некоторые моменты, которые заданы изначально - от них отсчитывая, выстраивается и характер героя, и сеттинг - позже по ряду причин оказывается, что выстроенные обстоятельства начинают не годиться для решения изменившейся задачи - под эту задачу начинают изменяться обстоятельства и, стало быть, действия героя, чтобы оно пролезло в сюжет -

и - упс! - вот мы уже видим на месте прежнего героя совершенно другого человека!

Начинаем разбираться, где и какие поступки героя могут меняться (и в каких пределах они могут меняться), чтобы тут не было дисбилива - и получается (что называется, внезапно:)) что все эти изменения вовсе не могут происходить где попало. То есть, что существует целый ряд ключевых моментов / ключевых этапов, в которых герой нарабатывает опыт, делая выбор / ряд выборов - а далее он уже настолько изменил себя этим опытом / этими выборами, что следующий веер выборов будет для него лежать в совершенно другой зоне, чем если бы он ранее своих выборов не сделал.

Даже если между тем и другим значимым этапом герой занимается делами, которые можно делать весьма поливариантно, в зависимости, грубо говоря, от того, каким ребром упадёт игровой кубик - всё равно построение стратегий / характер героя будет целостной цепью звеньев - не случайно склёпанных, а органично растущих друг из друга.

Образно говоря, рождённый в определённых условиях ребёнок, которого лепят под своё удобство авторитарные родители, может довольно рано перейти к стратегии протеста, а может расти реально прогибаясь под чужие требования - и это получатся совершенно разные люди; даже если на определённом этапе жизнь подкинет тому и другому определённое приключение, на которое и тот и другой пойдут - они пойдут на это по разным причинам и получат в нём совершенно разный опыт, даже если ряд обстоятельств в этих сюжетах окажется сходным.

Иначе говоря, ветки альтернатив отнюдь не занимают всего бесконечного и бескрайнего поля событий - поступки героя определяются не тем, условно говоря, живой или мёртвый виртуальный кот сидит в шредингеровской коробке (существует такая точка зрения, что количество миров-альтернатив бесконечно, и каждый отличается от соседнего только малейшим звеном, на манер темы про шредингеровского кота), а выращенными героем внутри себя стратегиями - которые формируются на значимых этапах и актуализуются в значимые моменты жизни, когда делается тот или иной решительный выбор.

Таким образом, мы в очередной раз приходим к тому же выводу:

Да, миров-альтернатив и героев-альтернатив может быть бесконечное количество - но они отличаются друг от друга отнюдь не на квант равный состоянию шредингеровского кота. Один герой-альтернатива отличается от другого героя-альтернативы в той мере, в какой в нём актуализован другой выбор / другие выборы - и чем больше этапов / событий с этим связано, чем дольше история героя, тем дальше будут расходиться эти альтернативы.

И вот, если рассматривать значимые этапы и значимые события как отдельные явления - мы увидим, что:

на значимом этапе герой осознанно или подсознательно суммирует некий опыт, и это происходит латентно, подспудно - то есть мы можем не усматривать здесь событийной альтернативы как таковой;

по ходу же значимых событий герой актуализует свой выбор в действиях, в свою очередь определяющих жизнь других людей (ну или нелюдей:)) -

и таким образом формируется альтернатива уже событийная, историческая.

Попросту говоря, можно в очередной раз сделать вывод, что мир-альтернатива отщепляется от своего "прообраза" на этапе совершения хотя бы одним из героев значимого выбора, реализованного в поступке - то есть квант отличия миров-альтернатив друг от друга равен именно вот такому выбору. Это - минимальное отличие, меньше которого, как представляется, быть не может - и вместе с тем его достаточно для того чтобы миры-альтернативы больше уже никогда не совпали.

Что касается значимых этапов, на которых происходит накопление опыта, но может не происходить значимых выборов - то это, как нам представляется, богатейшее поле для нарратива: вспоминая такие этапы, можно выделить в них совершенно разные линии, увидеть в них совершенно разный, зачастую противоположный смысл - и на том же самом материале, который уже есть и никуда не может деться, нарисовать для самого себя другой значимый выбор, который мог бы из этого этапа последовать.

Последнее представляется крайне важным совершенно безотносительно к альтерристике и альтерризму.

Пограничье, Я и Другой, Онтология творчества, Дети и мир, Общение альтерристов, Критерии реальности, Дополнения к трактату

Previous post Next post
Up