Мастера короткометражной анимации, выпуск №60
"Man has not only BODY but a SOUL too" (человек имеет не только ТЕЛО, но и ДУШУ) - так звучит эпиграф к одному из мультфильмов Пояра. Это избитое философское изречение обретает новую свежесть, если проиллюстрировать его с помощью анимации - что и сделал Бржетислав Пояр своими многочисленными работами. Пояр в широких кругах известен как мастер кукольной анимации, любимый ученик и главный соратник великого чешского кукольника Иржи Трнки. Но если "разгрести завалы" в обширной режиссерской фильмографии Пояра, то мы обнаружим, что это более разносторонний автор, ставивший перед собой совершенно другие задачи и выходивший на проблематику глобального уровня. А количество кукольных мультфильмов не превышает и 50% от всех работ. Творчество этого чешского аниматора толком не изучено и его влияние на мировую анимацию, надеюсь, будет по справедливости оценено со временем.

Часть 1. Кукольные трюки
После Второй Мировой Бржетислав Пояр работает с Трнкой, помогая ему поднимать послевоенную чешскую анимацию. В том, что Чехословакия в 50-60-е стала лидером мировой кукольной анимации, есть заслуга Пояра. Режиссерский путь он начал в начале 50-х, первый мультфильм - "Пряничный домик" (1951) - создан при участии (вероятно, очень активном участии) Иржи Трнки, да и мог бы замечательно вписаться в фильмографию более старшего мастера. "Ученик" Пояр в первый и в последний раз сделал мультик в стиле Трнки, который очень любил чешские сказки, народный эпос. Вот и "Пряничный домик" является экранизацией чешского варианта известной сказки братьев Гримм "Гензель и Гретель".

Основные свои кукольные работы Пояр создал во второй половине 50-х. Это отличные образцы прославленной чешской объемной мультипликации с выразительными персонажами, сложными и продуманными до деталей декорациями, кроме того особое внимание уделялось освещению, создающему определенную атмосферу. С.В. Асенин отмечает следующие художественные особенности "кукольного" Пояра: "Чувство ритма, изобретательность в выборе фактурного материала (...) высокое мастерство в создании пейзажа, атмосферы действия, в использовании света". Но это слишком общие формулировки. Направление, которое выбрал Пояр, можно назвать трюковой кукольной анимацией. Если в кукольных сказках очень важен сюжет, то в трюковых мультиках на первый план выходят элементы, более характерные для рисованной анимации - динамика и визуальные эффекты. После сказочного "Пряничного домика" Пояр делает сатиру "Лишняя рюмка" (1953), в которой весь сюжет можно пересказать плакатной фразой типа "Водитель, не пей в дороге!" "Лишняя рюмка" - это, выражясь современным языком, роуд-экшен, в котором самыми интересными являются зрелищные эпизоды, когда подвыпивший мотоциклист чудом избегает нескольких ДТП. Чувствуется, что Пояр гораздо больше удовольствия получает от движухи, нежели от каких-то нравоучительных посылов.

Как известно, по ночам детские игрушки оживают и устраивают "закрытые вечеринки". Одну из них Пояр показал в мультфильме "Зонтик" (1957). Этот бессюжетный мультик представляет собой некое цирковое представление с участием игрушек, демонстрирующих умопомрачительные трюки. Трюковые сцены из этого фильма считаются одними из самых изобретательных в истории анимации.

"Полночное приключение" (1960) понравится любителям игрушечных поездов и железных дорог. Здесь есть простенький сюжет и даже конфликт: в детской комнате появляется новая железная дорога, и старенькому паровозику больше никто не уделяет внимания. Но опять же, самое интересное здесь - трюки с игрушками.

В мультфильме "Как обставить квартиру" (1959) Бржетислав Пояр находит для объемной анимации прикладное назначение и создает то, что сейчас называют "трехмерной визуализации дизайна интерьера". "Как обставить квартиру" - из серии антропологических очерков Пояра, о которых речь пойдет позже. Аниматор рассказывает о том, как в течение человеческой истории развивался быт жилого пространства, а персонаж-ученый дает молодой семье рекомендации насчет планировки квартиры. Виртуозное обращение с предметами интерьера можно внести в список кукольных трюков Пояра.

Из кукольных работ Пояра можно еще отметить м/ф "Лев и песенка" (1959), который маскируется под детскую сказку, но, несмотря на веселую интонацию, содержит мрачные сцены.

Сейчас, в эпоху развития сверхзрелищной компьютерной 3D-анимации, кукольные мультфильмы кажутся устаревшими - всё то же самое в наше время можно реализовать ярче, насыщеннее с помощью современных инструментов. Но если речь идет о таких мастерах, как, например, Трнка и Пояр, то мы можем еще долго не беспокоиться о том, что их кукольные шедевры уйдут в небытие. Как минимум, специалистам и большим любителям анимации они будут интересны. У Трнки - за счет атмосферы и анимационных изобретений. У Пояра - за счет уникальных трюков, в какой-то степени предвосхитивших современные компьютерные 3D-трюки. Однако более интересными и ценными с художественной точки зрения лично мне кажутся другие мультфильмы Бржетислава Пояра.
Часть 2. Проблемы человека и мироздания.
В середине 1960-х Пояр уезжает в Канаду, где начинает длительное сотрудничество с главным мировым центром авторской анимации на базе National Film Board of Canada. Мне не удалось отследить перемещения аниматора по миру с тех пор. Насколько я могу судить, он каким-то образом работал одновременно на два "фронта" - на канадской студии и в родной Чехии. Важно то, что в конце 60-х кардинально меняется стиль аниматора: он отказывается от объемной техники, отдавая предпочтение двухмерной. Пояр "до" и Пояр "после" - как будто два абсолютно разных художника! Меняется и тематика - от развлекательной сказочной / трюковой к серьезной, раскрывающей проблемы человека на разных уровнях бытия. Бржетислава интересуют темы на стыке социологии, психологии, антропологии, причем последняя сфера, на мой взгляд, больше подходит для описания проблемных мультфильмов Пояра. Поэтому я их и называю "антропологическими очерками". Разделить их можно на 4 группы по уровню масштабности показываемых проблем:
- проблемы отдельно взятого человека
- проблемы на уровне союза двух людей (семья или влюбленная пара)
- проблемы социума
- проблемы общечеловеческого уровня
Первые "антропологические очерки" Пояра появляются еще в конце 50-х. Рисованная "Слава" (1959) в фильмографии странно выглядит в окружении кукольных мультиков. Потом появляется несколько объемных мультфильмов в том же жанре, пока, наконец, Пояр не отказывается от объемных кукол, сделав в 1974 году исключение - кукольную сказку "Яблоневая дева" для международного цикла "Сказки народов Европы".
Пройдемся по каждой группе по очереди.
Вышеупомянутая "Лишняя рюмка" хоть и является формально сатирическим фильмом с нравоучительным посылом, раскрывает такой психологический момент: почему адекватный человек на ровном месте поддается соблазну (выпить рюмку) вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения (предстоит сесть за руль транспортного средства)? "Слово предоставляется" (1962) - еще один сатирически-психологический очерк, о человеке, который не умеет удерживать внимание публики. Созданный в Канаде м/ф "Видеть или не видеть" (1969) - одна из лучших работ Пояра, "научное исследование современных психозов" (как сообщают нам титры). Между прочим, это малоизвестная предтеча современному суперпопулярному мультфильму "Головоломка"! Фишка, якобы придуманная пиксаровцами, о том, что в голове персонажа живут человечки, управляющие своим хозяином, была показана Бржетиславом Пояром еще в 1969 году. Сюжет у чешского аниматора, конечно, не такой захватывающий... 10-минутный очерк показывает несколько ситуаций, когда "внутренний человечек", олицетворяющий психику, неадекватно реагирует на внешние раздражители.

В "See or not to see" Пояр использует свой любимый прием, который встречался и в более ранних кукольных мультфильмах - это изображение головы персонажа "в разрезе", чтобы мы увидели то, что в этой голове творится. Вот, например, мужчина из м/ф "Слово предоставляется" хочет пристрелить горе-оратора:

А вот так Пояр изображает манипуляцию человеческим сознанием в м/ф "Е" (1981).

Желание залезть в голову персонажа связано с изречением в первом абзаце и с задачей аниматора показать связь между телом и душой. Вот такая концепция объединяет анимационные "антропологические очерки" Пояра. Кстати, одна из самых известных его работ - "Ночной ангел" (1986), созданный совместно с канадцем
Жаком Друэном, который использовал редкую технику игольчатого экрана для погружения в сознание персонажа, в данном случае - в воображение ослепшего мужчины.
Второй уровень - союз (реальный или потенциальный) двух людей, мужчины и женщины. К этой группе можно отнести кукольные "Романс" (1962) и "Идеал" (1964). Это не романтические истории про влюбленных, мы помним, что речь идет о проблемах. В обоих мультиках общая проблема - подмена ценностей, материальные ценности у современных пар часто становятся важнее духовных (или душевных). Как следствие, благоприятный союз разрушается или вовсе не складывается. Примечательно, что символом материального богатства у Пояра является автомобиль. В "Идеале" аниматор наглядно показывает, как какое-нибудь душевное проявление трансформируется в деталь автомобиля.

На уровне социума Бржетислав Пояр рассматривает различные механизмы социальных взаимоотношений, имеющие негативный оттенок. "Слава" (1959) - о мимолетности моды, о том, как "попса" подавляет таланты. "Бильярд" (1962) - о том, как негатив по цепочке передается от человека к человеку; об ответственности за свое эмоциональное состояние. "Балаблок" (1972) - о социальных конфликтах на почве внешней непохожести одних групп людей на другие. "Е" (1981) - о манипуляции общественным мнением.

Достойна особого внимания последняя группа работ Пояра, в которых режиссер выходит на глобальный уровень осмысления истории человечества. Забавно наблюдать за тем, как по мере усложнения темы упрощается стиль анимации - часто он примитивен, карикатурно упрощен, что не мешает мультфильмам иметь мощное содержание. Таковым является "Антидарвин" 1969 года (полное название - "Дарвин Антидарвин или Что не знал дождевой червь"). Пояр с иронией показывает историю происхождения человека в соответствии с теорией Дарвина и встает в оппозицию ученому, предлагая неожиданное продолжение теории эволюции: раз люди доэволюционировались до того, что стали воевать и убивать друг друга, то пусть они начнут эволюционировать в обратную сторону - до превращения в дождевых червей.

В мультфильме "Бум" (1979) также прослеживается претензия к теории эволюции, ведь вместе с развитием науки и общества происходит усовершенствование оружия - от первобытной дубинки до ядерной бомбы. "Бум" создавался в контексте холодной войны и является предупреждением человечеству о том, что одно неверное решение властей сверхдержав может повлечь за собой ядерный апокалипсис.

Тема чрезмерного вооружения продолжается в мультфильме "Если..." (1981). Это грустная фантазия о том, как улучшился бы мир, если огромные ресурсы, затрачиваемые на производство оружия, направить на мирные цели.

Завершает обзор мультфильм "От шага к прогрессу" (1987), в котором Пояр вновь охватывает всю историю человечества. 63-летний аниматор уже ни о чем не предупреждает, а, скорее, грустно усмехается, наблюдая за техническим прогрессом: да, техника развивается, люди уже могут на Луну летать, но в сравнении с высшим вселенским разумом - это как муравьиная суета.

Как видно, по мере увеличения возраста меняются интересы режиссера - от повседневных историй до глобальных проблем, от злободневной сатиры до тревоги за судьбу человечества. Бржетислав Пояр - чешский аниматор мирового уровня, творчеству которого пока что не хватает внимания со стороны специалистов и систематизации. Возможно, из-за того, что Пояр до сих пор воспринимается как ученик Трнки, стоящий в тени своего учителя. Как оказалось, всё совсем не так. Пояр - самостоятельный мастер с собственной авторской концепцией, имеющей мало общего с идеями Иржи Трнки.
ВСЕ ВЫПУСКИ Электронная книга "Мастера короткометражной анимации" (
подробнее здесь).