Что круче: "Шпион, выйди вон!" Vs "Шпионский мост"

Feb 28, 2017 13:21

Сегодняшняя битва, конечно, не самая умопомрачительная, но рубрику надо как-то продолжать. К шпионскому жанру мы уже обращались, когда в дуэли участвовали две нестандартные шпионские комедии "Агенты АНГЛ" и "Кингсмен". Из всех развлекательных киножанров шпионский фильм в последние годы переживает, возможно, самые серьезные трансформации. Режиссеры охотно экспериментируют со старомодными канонами жанра - прежде всего, с бондиановскими - и создают что-то свежее, неожиданное и более зрелищное по современным зрительским меркам. Все эксперименты можно условно поделить на два направления. Первое - комедийное (см. выше), второе - интеллектуальное. Томас Альфредсон и Стивен Спилберг напомнили нам, что шпионские истории - это не только экшен с участием красавчиков-спецагентов, оснащенных новейшими шпионскими гаджетами. Это еще и красивое состязание умов, напряженная борьба систем, в которой на первый план выходят интеллектуальные озарения, а не выстрелы и погони. Самыми яркими образцами этого направления, если брать последние годы, являются интеллектуальный шпионский триллер "Шпион, выйди вон!" и интеллигентная политическая драма "Шпионский мост". Первый бросает вызов вашему мозгу, второй ориентирован на беспроигрышные приемы высококачественной голливудской драмы. Это битва под вывеской "ИНТЕЛ" - битва режиссера-интеллектуала и режиссера-интеллигента. Чей метод в итоге оказался более жизнеспособен?




Напомню, что победителя битвы определяют наши лучшие киноблогеры, чьи отзывы и рецензии я собираю здесь. Рейтинг фильма определяется простым способом - по соотношению позитивных и негативных мнений. Традиционно мы пытаемся определить фаворита - для этого обращаем внимание на статистические данные крупнейших кинопорталов. Если смотреть на рейтинги обоих фильмов на Кинопоиске и на IMDB, а также на количество пользователей, которые поставили им оценки, то по всем параметрам фаворитом кажется "Шпионский мост". Однако надо учитывать, что драма Спилберга - продукт для массового зрителя, бюджет и сборы у нее заметно больше. Киноблогеры же - это не простые зрители, а киноманы со специфическими вкусами, поэтому более сложный для восприятия "Шпион, выйди вон!" может получить у них более высокий рейтинг, чем относительно попсовый "Шпионский мост". В общем, победителя спрогнозировать не так-то просто.

Шпион, выйди вон! (2011, Томас Альфредсон)

Плюсы:
Будьте готовы, что эта изысканная, неспешная и эмоционально сдержанная драма Томаса Альфредсона бросит вызов вашему интеллекту. Однако вам не нужно иметь философское образование или IQ=200, чтобы разобраться в тонкостях скрытой шпионской игры - просто сконцентрируйтесь на действии и не отвлекайтесь на всякую ерунду во время просмотра. Наблюдение за различными интеллектуальными "вкусностями" - деталями, интонациями, взглядами, смысловыми слоями - доставит вам неповторимое удовольствие и станет отличной тренировкой для ваших мозгов. Сюжет и сложные взаимоотношения героев продуманы очень четко, можно отметить выверенное построение кадра - абсолютно ничего лишнего. Кто-то жалуется на недостаток эмоций. Однако не забывайте, что перед нами - матёрые шпионы, для которых любая случайно выраженная эмоция - шаг к провалу. Кстати, эмоциональная выдержка сотрудника спецслужб показана очень хорошо, режиссер развивает эту тему до проблемы тотального одиночества шпиона: никому нельзя доверять, каждый коллега - потенциальный враг, любая близость с кем-либо опасна для карьеры и для жизни. Представляете, как тяжело живется шпиону - фильм в том числе и об этом! Режиссер взаимодействует не только с вашим интеллектом, но и с вашим эстетическим восприятием: "Шпион, выйди вон!" - фильм очень стильный, красивый, визуально гармоничный, что, конечно же, облегчает просмотр. Великолепно передана эпоха Англии 1970-х, плюс ностальгические отсылки к старым шпионским фильмам - киноманы это ценят. "Шпион, выйди вон!" - шедевр для тех, кто устал от бондиановского экшена и не гонится за блокбастерами. Вот такие плюсы у нас набираются:

- хорошая тренировка для интеллекта
- профессионально снято
- много деталей
- хорошо передана эпоха
- стильное изображение
- создание атмосферы всеобщей подозрительности
- выход на тему одиночества
- гениальная работа актера Гари Олдмана

Минусы:
Томас Альфредсон, конечно, перемудрил: интеллектуальность настолько сильно подавляет сюжет, что смотреть этот фильм очень тяжело. Сюжет бессвязный и скомканный, для понимания многих важных моментов элементарно не хватает данных - прежде всего тем, кто не читал роман Джона Ле Карре, по которому снят фильм, а таковых среди зрителей - большинство. Просто непонятно, о чем идет речь - какие-то "цирки", "головорезы", "сарраты"... Те, кто читал книгу, отмечают, что урезаны некоторые сюжетные линии - режиссер так и не смог адекватно перенести оригинальную историю на киноязык. Еще один недостаток - слишком быстро разгадывается "крот", из-за чего просмотр теряет остатки смысла. Альфредсон пренебрегает не только зрительским комфортом, но и законами жанра: все-таки шпионский фильм должен быть хоть немного динамичным и ироничным. Режиссер же сделал свое творение чересчур серьезным и сухим, без капли юмора и экшена. Поэтому "Шпион, выйди вон!" - тягомотное, муторное и занудное кино. Неудачный эксперимент. Вот вам все минусы:

- запутанный и бессвязный сюжет
- затянутость
- недостаток юмора и динамики
- предсказуемость главной интриги
- урезанность оригинальных сюжетных линий
- необходимость знать оригинальный роман для понимания происходящего

Соотношение оценок: ЗА - 10 авторов, ПРОТИВ - 7 авторов, нейтрально - 4.
Итоговый рейтинг: +3

Цитаты:

"Картина спокойная, как растянутая во времени и с удовольствием сыгранная шахматная партия". отсюда

"Было забавно смотреть на протокольные морды английских кагебистов, на убогие серые коробки, развешанный по стенам агитпроп. Англия 70-х почти не отличалась от современного ей Советского Союза и имела много сходств с доведенной до абсурда пародией на тоталитарное государство из «1984»". отсюда

"Недомолвок в картине столько, что кажется, смотришь какую-то монтажную склейку для своих, членов съемочной группы, кто и так в курсе всего происходящего". отсюда

"Если к 30 минуте у вас вопросов будет больше, чем ответов, а медлительность сюжета начнёт раздражать, то выключайте - не мучайте себя, остальным же - приятного просмотра". отсюда

"Где-то уже в середине просмотра так и хочется воскликнуть: "расскажите, наконец, что убийца садовник и давайте разойдемся по домам". Скучно, невзрачно, необязательно". отсюда

Все отзывы и рецензии

Шпионский мост (2015, Стивен Спилберг)

Плюсы:
Стивен Спилберг - мастер настолько опытный, что плохой фильм он снять не сможет, даже если захочет. "Шпионский мост" сделан в лучшем спилберговском стиле - с великолепными актерами, высококлассной операторской работой, приятной "картинкой" и с мощным зарядом гуманизма. Добрый дедушка-режиссер в очередной раз провозглашает победу честности и справедливости, утверждает силу отдельно взятой личности в борьбе с Системой. Пускай мы видели в Голливуде подобное сотни раз, но когда это сделано настолько сверхпрофессионально и с душой, то и придираться к мелочам не хочется. Кстати, обратите внимание, что "Шпионский мост" длится дольше, чем якобы затянутый "Шпион, выйди вон!", но как легко и приятно смотрится работа Спилберга! Здесь и великолепный сценарий братьев Коэнов сыграл свою важную роль. Нельзя сказать, что старина Стивен только лишь эксплуатирует лучшие традиции шпионской драмы - он привносит в жанр кое-что новое. Разрушается образ врага, Советский Союз, который традиционно изображался в Голливуде "империей зла", в фильме - скорее, союзник, нежели враг - даже несмотря на условия "холодной войны". В таком подходе можно увидеть актуальность фильма: "Шпионский мост" основан на реальных событиях 1960-х годов, при этом своим гуманистическим посылом пытается предотвратить новый виток "холодной войны" уже в наше время. "Шпионский мост" - интеллигентное голливудское кино с правильными идеями и интересным сюжетом. Перечислим все плюсы:

- наработанное мастерство Спилберга
- гуманизм
- актуальность, несмотря на давнее время действия
- новый подход в изображении "империи зла"
- актеры
- сценарий Коэнов
- легко смотрится на протяжении всех 2,5 часов
- ностальгичность

Минусы:
Стивен Спилберг снял типичное, скучное и предсказуемое спилберговское кино, не демонстрируя нам ничего нового. Под интеллигентной и высококачественной спилберговской картинкой скрываются фальшь и пропаганда. Если проанализировать то, как изображаются американская и советская стороны, то мы увидим, что Советский Союз - это да, не "империя зла", но еще хуже - сборище недоразвитых дикарей. В фильме полно традиционной голливудской "клюквы" в изображении русских. Во всем этом прослеживается предсказуемая для любого дорогого голливудского проекта пропаганда американского образа жизни и американских идей. Американцы, конечно же, правильные, хорошие и продвинутые. Русские - глупые и жестокие. Отдельный вопрос - бессовестное искажение в фильме реальных исторических фактов, но создатели грамотно оградили себя от критики, сняв фильм "по мотивам реальных событий". "Шпионский мост" создает впечатление подделки, чего-то искусственного с красивой упаковкой. Благодаря большому бюджету Спилберг с командой получили возможность использовать дорогие кинематографические средства для промывки мозгов миллионам зрителей. Перечислим все минусы:

- пропаганда
- "клюква" в изображении русских
- ничего нового от Спилберга
- скучное кино
- искажение исторических фактов
- ощущение фальши и искусственности
- типичный голливудский пафос

Соотношение оценок: ЗА - 12 авторов, ПРОТИВ - 2 авторов, нейтрально - 8.
Итоговый рейтинг: +10

Цитаты:

"Краткое резюме ленты выглядело бы так: Not great, but good movie. В целом это типичный "драматический" Спилберг". отсюда

"Да, до сих пор, спустя столько лет и картин, художественный почерк Спилберга остаётся всё столь же действенным. На самом деле, это что-то невероятное, настоящее кинематографическое чудо. Это как вкус мороженого, который никогда не надоест, хоть ты и досконально знаешь, как именно оно изготавливается". отсюда

"Есть история, вполне предсказуемая и напичканная правильным градусом пафоса. О чём же фильм сказать с уверенностью не могу. Американцы снова спасли мир, но это не новость". отсюда

"Зотолой голливудский скучнейший стандарт". отсюда

"В истории Джеймса Донована слишком много фальши, отчего фильм напоминает дешёвую постановку в провинциальном театре". отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
+3 Шпион, выйди вон!
+10 Шпионский мост

Сложно все-таки тягаться со Спилбергом...

Все выпуски

Что круче?

Previous post Next post
Up