Для тематической кинорулетки "
Советское кино периода Оттепели"
Фильм, как оказалось, очень известный (более 1700 зрителей на Кинопоиске с очень солидной средней оценкой 8/10) и до сих пор, спустя 50 лет, получающий сотни восторженных отзывов от любителей советского кино. Я же узнал об этой комедии непосредственно в рамках текущей кинорулетки и после просмотра - вместо предсказуемого восторга - получил чувство глубокого недоумения.
Почитав отзывы, я понял, почему "Легкая жизнь" так любима среди поклонников нашего старенького кино, особенно комедий. Стандартный набор:
- яркая комедийная завязка (главный герой ведет двойную жизнь, и нам действительно смешно наблюдать за тем, как он выкручивается из непростых ситуаций на грани разоблачения),
- великолепные советские актеры (Юрий Яковлев в главной роли и Фаина Раневская во второстепенной, затмевающая своими короткими уморительными эпизодами всех остальных вместе взятых, а еще вы увидите Надежду Румянцеву, Ростислава Плятта и др.)
- крылатые фразочки ("здравствуйте, я ваша тётя" - именно оттуда, одноименный фильм с Калягиным появился позже).
Раневская - главная звезда фильма, ее игрой восхищаются в каждом втором отзыве.
Если не заморачиваться, можно воспринимать "Легкую жизнь" как классическую советскую комедию без привязки к какой-либо эпохе и к социально-политическим явлениям. Как, например, "Бриллиантовую руку", которая всегда будет увлекательной комедией, но внимательный зритель найдет в истории о Семён-Семёныче кучу скрытых слоев и подтекстов, далеко не веселых. Вот и "Легкая жизнь" из той же серии - за стандартной комедийной оболочкой спрятано множество намеков на тогдашние реалии, но чтобы их распознать, надо, конечно, пожить в 60-е. Я же, родившийся в 80-е, так и не понял: против кого/чего направлена сатира создателей фильма. Возможно, они и сами запутались. Но чисто интуитивно возникает неприятное чувство, как будто тебе промыли мозги скрытой пропагандой. Только вот что конкретно мне хотели впарить - не понял...
Подлинный замысел создателей сможет обнаружить, видимо, только тот, кто хорошо знает специфику той эпохи.
Ярлык "оттепельный" отлично подходит для фильма "Легкая жизнь" - в нем показываются или затрагиваются вещи, которые для дооттепельного советского кино были недопустимы: теневая экономика и советский "высший класс" (в буржуйском понимании этого выражения). Вот только непонятно: то ли высмеиваются эти явления, то ли создатели лоббируют смену политического курса с социалистического в сторону рыночной экономики. Главный герой, несмотря на свои лживость и высокомерие, вызывает симпатии, хотя по сути он "враг народа" (он заведующий химчисткой, зарабатывающий большие деньги нелегальными частными заказами), если судить с точки зрения стереотипов советского кино. А в финале он совершает мужественный поступок, после чего превращается в типичного героя советского кино - Настоящего Советского Мужчину. В то же время спекулянтку Раневскую, чей моральный облик ничем не хуже, в конце повязали милиционеры... Я не понимаю логику сценаристов. Но представляются ухмыляющиеся лица режиссера Дормана и сценариста Бахнова, которые как бы говорят: кто надо - тот поймет!
Ценность "Легкой жизни" заключается в том, что картина дает много интересной информации о теневой экономике в период хрущевского правления. Заведующий химчисткой Бочкин (Яковлев) и спекулянтка-барыжница Марго (Раневская) - сообщники, получающие от состоятельных граждан по хитрой схеме частные заказы по выведению пятен. Отмывание, выведение... Возникают специфические ассоциации и аллюзии. Кроме того в сюжете мелькают некоторые экономические явления, характерные для нашего времени: например, героиня покупает туфли в кредит. Еще мы видим некий "высший класс" в лице Ростислава Плятта и Веры Марецкой, которые живут откровенно по-буржуйски, при этом каким-то образом замечательно вписаны в советскую "коммунистическую" систему. Вот символичный кадр:
Опят же, нельзя с уверенностью сказать, что здесь высмеиваются эти "советские буржуи", несмотря на ряд комичных ситуаций, в которых персонажи выставляются в глупом виде. Осознанно или случайно, режиссер снижает сатирический градус - хочется посочувствовать персонажам, нежели посмеяться над ними.
Благодаря тому, что мы успели изучить французскую новую волну в одной из первых кинорулеток, в "Легкой жизни" можно заметить возможные подражания европейским образцам того времени - неслучайно кинематограф Оттепели иногда называют "советской новой волной". Дорман использует такой "нововолновый прием", как обращение героя в камеру, к зрителю. А мелодраматические эпизоды фильма схематично похожи на любовные истории от французских режиссеров "новой волны". Но если от французского кино веет свежестью и молодостью, то от "советской романтики" "Легкой жизни" возникает ощущение тяжести, искусственности. Когда наши пытаются подражать французам в романтических делах - смотрится это очень глупо. Примечательно, что всем актерам, участвующим в "романтических" эпизодах, в 1964 году было за 30. И вот эти взрослые дяденьки и тетеньки ведут себя как герои, например, фильма "Мужское-женское" Годара.
Важно отметить, что действие происходит в Москве. Вот эта "столичность", фирменное московское высокомерие чувствуется на протяжении всего фильма. Тоже, кстати, отличный объект для сатиры. Мог бы быть... Полагаю, показанная история и не могла случиться в каком-либо другом месте.
***
"Легкая жизнь" хитро и даже немного манипулятивно раскрывает неприглядные грани советской жизни, не давая им однозначной оценки. Оказывается, Оттепель - это не только свобода, энтузиазм, любовь, романтика. Это усиливающаяся культурная разобщенность, снижение ответственности у власть имущих, волюнтаризм, тревожные предчувствия насчет будущего "закручивания гаек" - все это, хоть и коряво, зашифровано в фильме. Советское кино того периода отлично проиллюстрировало первое и очень неохотно бралось за второе. Фильм Вениамина Дормана уникален тем, что эксплуатирует лучшие традиции советских комедий, скрываяза ними реальную неприглядную, абсолютно неромантичную правду "оттепельной" жизни. Если у режиссера действительно был такой замысел, то мастерства для его реализации все же не хватило.
Оценка: 6,5/10