В новой битве столкнутся "Лучшее" и "Великое" - два самых успешных, самых популярных и обсуждаемых итальянских фильма последних лет, от передовых режиссеров современного итальянского кинематографа - Джузеппе Торнаторе и Паоло Соррентино.
У "Лучшего предложения" и "Великой красоты" много общего. Эти произведения удачно сочетают голливудский размах и европейские традиции авторского кино. С одной стороны, это кино для массового зрителя, с другой, в интеллектуальном плане оно уделывает 99% продукции Голливуда. Как-то так получилось, что (если брать последние лет 5) итальянцы сформировали самый мощный в Европе фронт сопротивления американской киноэкспансии (если брать весь мир, то здесь есть более серьезные "игроки" из Азии). Маленькой победой киношной Италии стало присуждение премии Оскар в номинации "лучший фильм на иностранном языке" "Великой красоте". "Лучшее предложение", хоть и не номинировалось, в народе обрело заметно больше популярности. Сравните соотношение оценок на Кинопоиске - 80 000 и 13 000 в пользу Торнаторе (соотношение на IMDB - 65 000 к 52 000). Так или иначе, "Лучшее предложение" и "Великая красота" - самые заметные итальянские фильмы за последние много-много лет и одни из самых заметных в Европе.
Что еще их объединяет - это стилистика: неспешное повествование (в обоих случаях хронометраж более двух часов), погружение в атмосферу, визуальное пиршество, эстетство, наконец, ощутимая нагрузка для мозгов. Там и там главные роли играют возрастные актеры - Джеффри Раш и Тони Сервилло.
Напомню, что в кинобитве я сравниваю мнения киноблогеров, публиковавших в своих ЖЖ посты о соответствующих фильмах. С их помощью мы и узнаем, какой фильм является лучшим произведением современного итальянского кино!
Лучшее предложение / La migliore offerta / реж. Джузеппе Торнаторе
Плюсы:
"Лучшее предложение" стало приятным культурным шоком для тех, кто привык к динамичным голливудским триллерам, боевикам, экшенам. "Лучшее предложение" - первоклассный триллер, который держит в напряжении до самого конца, неожиданный финал прилагается. Только вот сделан он абсолютно не так, как делают подобную продукцию в США. Здесь используется казалось бы проигрышный для триллера прием - неспешный ритм, который мог бы легко скатиться в занудство, но режиссер филигранно удерживает внимание зрителя, подводя его к развязке. Кто проникся этим ритмом, тот в полной мере ощутил обаяние фильма и получил удовольствие не столько от самого сюжета, сколько от процесса просмотра. С этой точки зрения, Торнаторе сделал, конечно, шедевр. Также можно отметить интересное заигрывание с жанрами: триллер изысканно переплетается с драмой, детективные элементы подогревают интерес. В общем, вот список удачных компонентов фильма:
- отличная игра пожилых актеров (Раш, Сазерленд)
- интригующий сюжет
- неожиданный финал
- завораживающая атмосфера
- много красивых сцен
- музыкальное сопровождение Морриконе
- операторская работа, раскрывающая чувства героев
Минусы:
Есть зрители, которые воспринимают фильм сердцем, есть - которые воспринимают головой. Если смотреть "Лучшее предложение" исключительно "мозгами", то будут заметны грубые сюжетные недочеты. Вдумчивый и внимательный зритель задается вопросами и не получает ответов. Например, КАК умудрился опытный аферист Вергилий Олдман так лажануться?! Почему он, со своими многочисленными связями, не проверил личность Клер? У кого-то вызывает сомнение возможность иметь такую богатую коллекцию картин. И т.д. Другими словами, если зритель почему-то не попал под обаяние фильма, сюжетные нелогичности так и лезут ему в глаза и портят впечатление. Некоторые претензии - исключительно дело вкуса, например, кого-то раздражают излишние пафос, эстетство в фильме. Список минусов:
- сюжетные нелепости
- пафосные диалоги
- непонятная символика
- занудность
- мискаст с главной женской ролью
Соотношение оценок: ЗА - 9 авторов, ПРОТИВ - 1 автор, нейтрально - 4.
Итоговый рейтинг: +8
Цитаты:
"Режиссер нисколько не спешит. И не нужно спешить! Потому что это чрезвычайно тонкий, скрупулезный процесс - раскрытие человеческих чувств на экране".
отсюда "Когда упорядоченная, отлаженная, как часовой механизм, жизнь главного героя дает трещину, а в образовавшемся зазоре становится видно искусство, начинаешь прощать фильму все нелепости и сценарные глупости".
отсюда "Финального твиста ждешь как родного - о нем кричит чуть ли не каждый кадр. Сазерленд технично играет мебель".
отсюда "Глубокомысленная хрень"
отсюда "Для человека с сильно развитой эстетической составляющей в этом фильме все ясно с самого начала!"
отсюда все отзывы и рецензии Великая красота / La grande bellezza / реж. Паоло Соррентино
Плюсы:
"Великая красота" - экзистенциальная драма с достаточно сложной концепцией, для раскрытия которой режиссер использует россыпь художественных средств - не только визуальных, но и композиционных. И делает это мастерски. Неслучайно киноблогеры, сравнивая "Красоту" с лучшими фильмами Феллини, не говорят о заимствованиях, копированиях и т.д. Отмечается, что Соррентино переосмыслил идеи Феллини и итальянского неореализма, выразил их по-новому. В данном случае, новое - хорошо переосмысленное старое. Таким образом, Соррентино проделал выдающуюся интеллектуальную работу. Неудивительно, что фильм получился сложным для восприятия - иначе и быть не могло, ведь это фильм о жизни, о смерти, о гармонии... Несмотря на запутанный сюжет, кино смотрится легко, завораживает даже еще сильнее, чем "Лучшее предложение", в котором сюжет гораздо важнее. Отдельно стоит отметить визуальную сторону - это действительно "великая красота". Достоинства фильма:
- собственно красота
- много пищи для размышлений
- раскрытие темы сущности современного искусства
- атмосфера Рима
- операторская работа
Минусы:
В отзывах и рецензиях я не встретил ни одной серьезной претензии к работе Соррентино. Иногда авторы робко намекают, мол, сюжет какой-то непонятный. В самом деле, сюжет цельным не выглядит, что впрочем вряд ли является "минусом". Смотришь на эту череду эпизодов и понимаешь на уровне интуиции или здравого смысла, что так и должно быть! "Великая красота" - кино нетипичное, любые отходы от стандартов повествования оправданы глубоким режиссерским замыслом. Поэтому "минус" только один и то условный:
- сумбурность сюжета.
Соотношение оценок: ЗА - 12 авторов, ПРОТИВ - 0 авторов, нейтрально - 0.
Итоговый рейтинг: +12
Цитаты:
"Очень итальянский подход на самом деле - через любовь, через красоту окружающего мира, архитектуру, музыку, прислушивание к звукам тишины, прийти к правильному пониманию жизни, видеть ее гармонию, конечную цель и спастись".
отсюда "Восхитительный в своей безыскусной насмешливой нагловатости и совершенной отточенности фильм".
отсюда "Соррентино смотрит куда шире Федерико: все пустое, абсолютно всё".
отсюда "Постмодерновая фреска о нравах и пустоте, скрывающейся за внешним лоском".
отсюда "Это еще одна история о "скромном обаянии буржуазии", сделанная то ли в виде комедии, то ли всерьез".
отсюда все отзывы и рецензии Сравним итоговые рейтинги:
+8 Лучшее предложение
+12 Великая красота
Итог предсказуем: "великое" круче "лучшего"!
Все выпуски.