Еще раз о гештальт-терапии

Apr 25, 2013 08:41

Почему это называется словом «гештальт»?

«Гештальт» в переводе с немецкого означает ‘структура’, ‘образ’, ‘форма’, ‘фигура’.
Многие видели картинки, где, в зависимости от восприятия, фигура (гештальт) и фон словно меняются местами, фон становится фигурой, фигура - фоном (Рис. 1), или рисунок линий и пятен складывается то в одну фигуру, то в другую (Рис. 2), или прерывистые линии воспринимаются не как отдельные отрезки, а как целостные фигуры, круг и прямоугольник (Рис. 3):





Рис. 1                   Рис. 2                       Рис. 3

Закономерности, лежащие в основе этого эффекта восприятия, изучает гештальтпсихология, которая [1] дала начало гештальт-подходу как методу психотерапии и консультирования.

Для гештальт-терапии оказались очень важными следующие закономерности восприятия, открытые гештальт-психологами:

1) наше сознание всегда стремится к восприятию целостных, законченных, осмысленных образов, форм, фигур, структур (то есть гештальтов); поэтому мы и видим в картинке то только девушку, то только старуху; то профили, то вазу - словно переводим фокус зрения с одной фигуры на другую; увидеть одновременно все элементы картинки, не выделяя конкретной фигуры, мы не можем;

2) однако именно незавершенные структуры, прерванные действия, незаконченные ситуации запоминаются лучше всего (см. Эффект Зейгарник). Связано это с тем, что при начале действия возникает напряжение, которое не разряжается, если действие не закончено. То есть по поводу незавершенной ситуации наша психика и тело хранят остаточное напряжение.

Итак, гештальт - это целостная, завершенная, осмысленная фигура, форма, структура; другими словами - нечто целое (когда речь идет о предмете) или законченное (когда речь идет о процессе, действии).

Что понимается под гештальтом в контексте гештальт-терапии?

В первую очередь это завершенный процесс (цикл) удовлетворения человеком его потребности [2], рассмотренный как контакт организма со средой.
Завершенность этого цикла возможна, если целостен организм (личность) и если оформлена (выделена, осознана, признана) потребность.
Целостную личность и оформленную потребность тоже можно считать гештальтами.
Человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются и этот опыт усваивается, - тогда все три описанных выше вещи (личность, ее потребности, цикл контакта) представляют собой именно гештальты, то есть целостные, не прерванные, не нарушенные структуры, фигуры, процессы.

Но говорят еще и о незавершенных гештальтах.
Если что-то в нашей жизни не было закончено удовлетворяющим образом (есть незавершенные отношения, ситуации, не осмысленный опыт, нереализованные потребности), то мы, руководимые остаточным напряжением, неосознанно стремимся к завершению: сами того не замечая, организуем себе похожие отношения, воспроизводим прошлый опыт, попадаем в типичные ситуации. Однако это не помогает их завершению, ведь мы действуем привычными способами, и каждый раз эти способы срабатывают (а точнее, наоборот, не срабатывают, дают сбой) одинаково: мы снова и снова воспроизводим незавершенный гештальт (например, каждый раз выбираем ненадежных партнеров, с которыми не складываются отношения, - словом, наступаем на одни и те же грабли).

Что мешает человеку успешно удовлетворять свои потребности? Как правило, это нарушения (прерывания) психологических границ: границы могут отсутствовать или не осознаваться, быть слишком жесткими, быть подвинутыми вовне или вовнутрь - в них как будто имеются бреши, слепые пятна, непроницаемые участки, сдвиги. Тогда и сама структура личности как будто представляет собой нецелостный гештальт.

Привычные повторяющиеся способы прерывания называют паттернами - от англ. pattern ‘узор’, ‘орнамент’, ‘повторяющийся рисунок’, ‘шаблон’, ‘образец’, ‘схема’, ‘форма’, ‘структура’ и др. Как видно, ряд значений английского слова совпадают с семантикой немецкого «гештальт». И можно сказать, что паттерн - это устойчивый, повторяющийся сломанный гештальт.

Задача гештальт-терапии, если коротко, - восстановление гештальтов, и в первую очередь - цикла контакта организма со средой (человека с миром), что также предполагает работу с целостностью границ личности и с определением ее потребностей.

Личность (1) с ее потребностями (2) и теми процессами, способами взаимодействия, приемами контакта со средой (3), которые она использует для удовлетворения потребностей, - это целостная система (ее тоже можно считать гештальтом). И эта система устроена так, что изменения одного из компонентов (1, 2 или 3) ведут за собой изменения в других.
Если точкой отсчета в терапии сделать гештальт цикла контакта (компонент 3) и обращать внимание на то, как человек организует взаимодействие со средой; найти место, где цикл прерывается, исследовать его, восстановить цикл, - то это ведет к выравниванию личностных границ (восстанавливается компонент 1) и осознанию потребностей (восстанавливается компонент 2); можно пойти и иными путями, сделав точкой отсчета другие гештальты: начать работу с восстановления границ личности или структурирования  потребностей - любой из этих путей ведет к налаживанию работы всей системы.

Что происходит во время работы?

Гештальт-терапия - это «разговорная» терапия, и основное, что происходит, - это диалог между терапевтом и клиентом, в котором исследуются прерывания границ. Особенностью работы является фокус на том, что происходит здесь и сейчас: исследуется, как проблемы из «там и тогда» проявляются и живут в «здесь и теперь» - в общении клиента и терапевта (например, как клиент предъявляет проблему, как «живет» в теме; воспроизводит ли свои типичные трудности в общении с терапевтом).



В работе возможны эксперименты - специально организованные ситуации, направленные на актуализацию трудностей, прояснение чувств, потребностей, получение и усвоение нового опыта. Эксперимент может заключаться в просьбе, предложении представить какого-либо человека или себя в определенной ситуации, произнести какую-нибудь фразу, нарисовать что-то и т. д. Эксперимент в терапии должен быть добровольным (обязательно согласие клиента и терапевта) и безопасным.

Гештальт-терапия - это диалог равных личностей. Восстановление границ происходит в результате совместной работы терапевта и клиента. Экспертом в своей жизни и своих границах является клиент, а терапевт сопровождает его в исследовании, помогает осознать, как клиент организует свою жизнь, заметить паттерны, увидеть их истоки, понимать разницу между ситуациями, в которых они возникли и в которых были эффективны («там и тогда»), и сегодняшней трудной ситуацией («здесь и теперь»), искать новые способы действовать, быть гибким - применять не только привычные, а разные способы и стратегии. Когда клиент начинает видеть дополненную картину, у него появляется больше свободы в выборе, как решать проблему, удовлетворять потребность.

Практически любая работа в гештальт-терапии - это работа с границами: границами личности, границами потребности, границами контакта. Прерывания гештальтов (нарушения границ, паттерны) есть у всех людей, в том числе и у терапевтов. Но терапевт специально обучен замечать не только чужие, но и свои паттерны, что позволяет ему выдерживать свои чувства и чувства клиента и при этом оставаться в контакте.

Парадокс паттернов в том, что они не только мешают, но и помогают. Этим и объясняется их устойчивость. Изначально они сформировались как защитные реакции и продолжают в некоторых случаях защищать; проблема в том, что паттерны - это негибкие защиты, единственно возможные, и пока они не осознаны, они включаются автоматически и человек не видит способов их отключить, даже когда они не нужны.

Наши границы защищают нас. Паттерны - это границы, в которых имеются устойчивые нефункциональные участки, притом неосознаваемые.

Здоровые границы гибкие. Можно провести аналогию, сопоставив психологические и анатомические границы: сравним психологические границы с кожей. Она является естественной границей нашего тела и, как любые границы, выполняет одновременно защитную и контактную функции - благодаря своей эластичности («гибкости»), если здорова. Любые отклонения от эластичности ведут к тому, что кожа перестает быть надежным барьером и «контактёром»: слишком тонкая кожа легко ранима и болезненно чувствительна; утолщенная, ороговевшая, слишком сухая кожа малочувствительна, затрудняет обмен со средой (не «дышит), к тому же начинает легко трескаться, а это причиняет боль и может стать воротами для инфекций.

Другой метафорой нефункциональных психологических границ может служить сравнение их с латами. Представим человека, который надел латы во время войны - тогда они были нужны для защиты, - но после окончания военных действий не смог расстаться с ними из страха быть случайно пораненным, задетым, либо потому, что латы настолько повреждены или проржавели, что уже не снимаются. Оставаясь в рамках этой метафоры, можно сказать, что в терапии клиент совместно с терапевтом чинит и смазывает латы, исследует их, себя и среду:  насколько возможно для него в тот или иной период снимать латы совсем, или, например, оставлять нагрудный щит, или только поднимать забрало, и т. д. Только сам клиент решает, насколько он готов в каждый момент расстаться с латами или их частью, насколько они ему тяжелы и насколько опасно без них, насколько он поранен под ними.
В задачах терапии ­- не лишать человека защит, а сделать их более гибкими, разнообразными, соответствующими среде, адаптивными.

О некоторых распространенных техниках и приемах работы гештальт-терапевта (в вопросах и ответах)

  • Зачем гештальт-терапевту пустой стул?
Пустой стул используется в экспериментах, направленных на прояснение и усиление чувств, - в том случае, когда клиенту трудно определить, что он чувствует к тому или иному человеку или в связи с какой-то ситуацией. Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения.
  • Почему гештальт-терапевт часто задает эти вопросы: «Что ты чувствуешь?», «Что при этом происходит в теле?», «Чего бы ты сейчас хотел?» - и подобные?
Терапевт задает эти вопросы, когда наблюдает признаки прерывания контакта (когда клиент ничего не чувствует; не знает, что чувствует или не замечает своих чувств; не понимает, чего хочет; не знает, как достичь желаемого, и пр.).
Как уже говорилось выше, человек счастлив, когда его потребности удовлетворяются. Однако правда не всегда легко определить, какова моя потребность, чего я хочу и как это можно получить. Понять это помогает обращение не к отдельным сферам своей личности, а ко всем в их взаимосвязи (задействовать свою личность целиком, как гештальт) - например, не только к мыслям, идеям, оценкам, но и к телу, чувствам, своим способам контакта со средой.
Телесные ощущения - ключ к чувствам, эмоциям (все эмоции живут в теле, имеют телесное выражение). Чувства, эмоции - это ключ к потребностям.
  • Зачем терапевт делится своими чувствами?
Терапевт выступает для клиента в роли среды, и клиент получает возможность в безопасной обстановке изучить и свои реакции на среду, и то, как среда реагирует на него.
  • Почему гештальт-терапевт часто переводит фокус внимания с содержания проблемы и описания ее подробностей на то, что происходит между терапевтом и клиентом, и задает вопрос: «А как это в наших отношениях?»
Клиенты (и я в роли клиента - не исключение) обычно стремятся во всех деталях рассказать терапевту свою историю или описать проблему: кажется, что именно тогда мозаика сложится, терапевт увидит полную картину, поймет и подскажет, как надо поступить. Но рассказывать всё-всё - бесполезно и даже вредно: теряется время, его не хватает ни на что, кроме рассказа и слушания; иногда потребность клиента действительно только в том, чтобы быть безоценочно выслушанным; однако обычно клиент хочет какого-то отклика, реакции, мнения, на которые тоже как-то реагирует, но на рассмотрение этих важных вещей не останется времени, если всю сессию посвятить только подробному рассказу о проблеме.
То, как клиент обходится со своими потребностями, как контактирует со средой, чтобы удовлетворить их, - все это можно проследить на примере того, как он контактирует с терапевтом. Отношения с терапевтом - это маленькая модель того, как клиент строит отношения с другими людьми, и свои паттерны он обычно воспроизводит не только в жизни, но и в терапии.
Например, клиент приходит работать над проблемой ответственности: не может определить границы своей ответственности в близких или деловых отношениях, берет больше или меньше ответственности, чем ему нужно. Эта же проблема будет воспроизводиться и в его отношениях с терапевтом: клиент будет пытаться переложить на терапевта всю ответственность за свое продвижение в терапии или, напротив, не замечать, не признавать ответственности терапевта и  т. п. И если проследить и решить эту проблему на примере клиент-терапевтических отношений, то клиент научится решать проблему ответственности и в других своих отношениях.
Получается, что мозаика проблемы обычно состоит из паттернов - повторяющихся элементов орнамента. И тот фрагмент узора, который повторяется, обычно хорошо виден на самом небольшом отрезке общения.

Вместо заключения
Если вернуться к началу, к картинкам про фигуру и фон, то можно провести такую аналогию. Трудность клиента - это как если бы его взгляд фиксировался только на одной фигуре: могу увидеть только девушку и никак не пойму, где же тут старуха; вижу профили и не понимаю, о какой вазе вы мне толкуете; не могу достроить фигуру из прерывистых линий.
В гештальт-подходе клиент и терапевт вместе рассматривают картинку, ищут недостающие детали и разные углы зрения. Тогда у клиента появляется свобода восприятия, а затем рождаются возможность выбора и силы его сделать.

[1] Кроме нее также психоанализ, феноменология, экзистенциализм, теория поля Курта Левина, теория парадоксальных изменений Арнольда Бейссера, но об их связи с гештальт-терапией нужно говорить отдельно.
[2] Имеются в виду потребности разных уровней, от физиологических до духовных; см., напр. Пирамида Маслоу.

терапия, гештальт

Next post
Up