Сегодня, каждый скажет, что сердце любого города это его деловой центр.
Биржи, банки, бизнес - центры. А
началось все с Гранд базара.
Квартал базара - так сказать, градообразующий центр древнего города.
Здесь все, караван-сараи, склады, гостиницы, водохранилища, бани, мечети, торги. Услуги мастерских, лекари и брадобреи, безопасность и законность.
Старинный крытый базар, с потолками кирпичными сводами - одна из достопримечательностей Тебриза. Известны упоминания о Тебризском базаре с восьмого века нашей эры. Однако, из-за многочисленных разрушений города, землетрясениями, наводнениями, войнами и другими бедствиями, от той древности практически ничего не сохранилось. Текущие здания этого базара, в основном с конца восемнадцатого века, эпохи Каджаров. Сейчас, немного в подмоченном состоянии. Ремонтом долгое время никто не занимался. Не все закоулки привлекательны.
Политическая нестабильность в Персии в последние столетия не способствовала развитию торговли, а после Иранской революции, в связи с отрицательной реакцией мелких лавочников и противников реформ, жизнь базара в некоторые годы стихала. Часть базара пострадала при недавнем строительстве городских дорог и магистралей.
Однако, несмотря на утраты, Базар Тебриза до сих пор считается одним из крупнейших в Азии. В Иране торговля в основном, как и раньше, ведется на базарах.
Со страниц книг и журналов «восточный базар», звучит романтично и сказочно, а в реальной жизни я не понимаю базара. Это как некий устоявшийся штамп, «продукты дорого, а товары сомнительного качества».
Но Иранские базары открывались совсем с иной стороны.
На базаре оказались как то неожиданно и незаметно. Чему удивляюсь? Вошли в аркаду улицы, оказались под крышей базара. И это не базарная площадь и даже не город, а как будто подземные лабиринты. Все под сводами и куполами.
Кирпичная кладка, удивила и не переставала удивлять. Особенно выразительны места, где нет копоти и потеков. Красный и охристый кирпич, и контрасно белая расшивка швов. Швы выделяют каждый кирпичик. Плоскости и изгибы кладки удивительно ровные, словно выложенные по лекалам. Укладкой кирпичей разными способами и разных оттенков, как стежками вышивки образованы разнообразные узоры и орнаменты.
Всего великолепия Базара не увидела и не почувствовала. Неслись как пуганные, среди чужих берегов и товаров. Продуктовые и хозяйственные лавки тянулись длинными рядами. Удивляли разноцветные россыпи и полные мешки с незнакомым товаром и степенные, не приставучие продавцы. Да и приостановиться не было возможности.
Чинно прошли мимо золотых витрин. Базар базаром, а фотографировать где людно не решилась. Торговые ряды располагаются, в многочисленных галереях и залах; больших и поменьше, в длинных и высоких. И все они примыкают к площадям-перекресткам (тилче) или к центральным залам специализированного базара. Гранд базар включает в себя множество базаров, условно разделенных по группам продаваемых товаров.
Узкие галереи разделились на мелкие лавки. Большие залы больше похожи на оптовые склады. Здесь всё, весь товар без витрин.
Все помещения достаточно освещены, не только электричеством, но и через световые окна и отверстия в сводах потолка.
Проходя по ковровому базару, заглядывалась на картины с вытканной каллиграфией. Письмена, к великому сожалению, не разгаданы, но уверена, что все они с благими намерениями.
Ковровые картины разные, не только религиозного характера. Все что можно нарисовать, все смогли выткать. Картины вставлены в богатые рамы резного багета.
Специализированные рынки занимают целые кварталы. Например, рынок Моззафарийе, специализируется на торговле коврами и занимает площадь 7 кв. км. Состоит из 22 больших крытых торговых рядов и включает 24 караван-сарая.
В центральном зале коврового рынка Моззафарийе просторно. Здесь можно расстелить ковер значительных размеров. В зал выходят двери ковровых лавок. Через остекление перегородок видны рулоны и стопки шедевров.
Во многих лавках базаров разместились мастерские и мастера. Ремонт, пошив, изготовление.
Вот и в ковровом зале, продавец, мастер или хозяин, запросто расположился на полу у стенки и обшивает край ковра. Другой мастер, принес раму из соседнего зала и примеряет, как вставить в нее картину.
У ворот в конце зала, туристам показывают старинный висящий замок. Замок как замок, Каджарский знак на нем имеется и говорят, ключ тоже есть.
За дверью открылся ещё один торговый коридор, по которому двинулись на выход.
В одной из ниш галереи подсветкой отмечен вход в одну из многочисленных мечетей базара. Когда то Гранд Базар насчитывал 28 мечетей, сегодня четырнадцать, крупнейшей из которых является Большая пятничная мечеть Тебриза.
Выход с высокого крыльца в один из двориков Гранд базара Тебриза. В этом дворе находится вход в Пятничную мечеть. Пятничная, равнозначно что общественная. Именно Пятничная мечеть придает статус населенному пункту и именно в неё первым делом приходили путешественники и сходились на вече жители. По древней традиции Пятничная мечеть примыкает и находится на территории Гранд базара.
Старые фасады соседствуют с новыми. По одному из проектов Организации культурного наследия Ирана (ICHHTO) выполнены работы по восстановлению Джами (соборной мечети Тебриза). Узкий проход ведет во второй двор - сад перед медресе и мечетью.
Главный вход во двор «Масджид-э-Jame» находится со стороны городских улиц. От проспекта шахида Мотахари.
Высокий узкий портал с парой минаретов, новодел и стилем родом из Сольтание.
http://alla-kot.livejournal.com/90155.html и
http://alla-kot.livejournal.com/89935.html Минареты выглядят несколько тяжеловато, но выразительны и запоминаются тремя ярусами балконов на них.
Над входным порталом между минаретами возвышается купол на невысоком барабане. Надвратные помещения имеют древнюю традицию во многих странах.
Двор Пятничной мечети Тебриза небольшой, в окружении новых разно этажных зданий, занят жидкими посадками и ванной плоского бассейна. Южный одноэтажный фасад, с высокими стрельчатыми окнами, скрывает самую большую и старую мечеть на территории базара - Масджид-е Джаме.
В мелких стеклах резных рам окна отражается двор перед мечетью. За внешними рамами скрыты цветные витражи старой части мечети.
Мечеть имеет несколько входов с северного двора и от южных галерей базара. Комплекс состоит из двух помещений разных веков постройки. Джами, как общественно значимое место, со временем ремонтировалось, восстанавливалось, расширялось.
Восстановленная Каджарами Джами, после землетрясения 1715года, в Тебризе получила обширное пристроенное помещение. Много столбчатый и многокупольный зал сеткой 5х10 пролетов. Каменные колонны лесом в высоких квадратных стаканах напомнили подземные Стамбульские водохранилища.
Светильников не видно. Зал прекрасно освещен от окон в северной стене и через отверстия в куполах зала.
Круглые колонны граненые как карандаши. Каменная капитель от круглой колонны переходит в квадратную плиту опоры под кирпичные своды по стрельчатым аркам с парусами. Красивая укладка кирпича в расчете на не оштукатуренный вид.
Довольно скромный Михраб, с ямкой перед ним, расположен не в центральном пролете этого зала, а ближе к старой части мечети.
Древняя часть
Масджид-е Джаме является историческим и религиозным памятником Тебриза. Это одно из старейших зданий в городе. Высокое сводчатое помещение мечети шириной 15 метров и в длину с севера на юг 62 метра. Зал в общем чем то похож на залы Гранд Базара.
Автор и точная дата его строительства неизвестна, но по некоторым данным его относят к периоду Сельджуков (13в) и к раннему исламскому периоду.
Заметно, в эту часть приходят на молитву верующие. Стоит минбар, расстелены ковры, есть запас молитвенных камешков. С потолка свисают люстры.
Старая Мечеть так же страдала от разрушений и перестраивалась. Её украшением и драгоценностью являются остатки резного алтаря еще более древний мечети на этом месте.
Портал, составленный из прямоугольных и арочных ниш с обрамлением, чередованием вставленных друг в друга. Декор этого михраба мог служить образцом для дальнейшего развития в Сольтание, в Исфахане, в Хамадане, в Наине…
В центральной части декор михраба утрачен. Лишь в большой стрельчатой арке верхний задник сохранились элементы украшения. Это лепка, в древнейшей технологии создания искусственного камня. Представление о композиции украшения можно составить по нанесенному реставраторами на стене рисунку узора.
Большой прямоугольник Михраба украшен резным каменным наличником из трех лент. Орнаментные ряды в арабском стиле. Сложное переплетение причудливого шрифта надписей и стилизованных растений. Многократное повторение композиций из геометрических фигур, завитков, стилизованных листьев. Лента каллиграфической надписи выполнена шрифтом стиля куфи.
Резьба по стуку астолько чистая, что даже при самом близком рассматривании глаз не находит изъяна. У надписей нет фона, буквы текста как будто утопают в благоуханных цветах.
Старые витражи мечети тоже в арабском стиле. Со временем Джума-мечеть («пятничная») у Гранд Базара Тебриза утратила свое значение. Дело не только в том, что построена новая, большая и современная Соборная мечеть Тебриза.
Старая пятничная мечеть Тебриза хранит память периода прихода ислама на территорию Персии и символы веры до принятия шиизма.