Наследие дервиша из Ардебиля

Aug 15, 2015 23:02

Иран, административно делится на 30 провинций, останы.
Северные провинции Ирана это Иранский Азербайджан (в древности Атропатена ) где самый известный город, несомненно, Тебриз, но Ардебиль я нашла более интересным городом. Во-первых, привлек современный город, дома Ардебиля имеют фасады! Во-вторых, это город дервиша Сефи ад-Дина Ардебили.
В Турецком городе Конья есть
похожий мавзолей дервиша, Джалал ад-Дина Руми. http://alla-kot.livejournal.com/49145.html

Во время исламского завоевания Ардебиль был самым большим городом Ирана и являлся таким вплоть до монгольского нашествия. Район Ардебиля принадлежал шейхам Сефевидам, а город Ардебиль был их родовым владением. Предок Сефевидов, Шейх Исхак Ардебили по прозвищу Сефи ад-Дин, был главой, и можно сказать основателем, исламского суфийско - дервишского ордена, названного впоследствии в его честь тарикат «Сафавийа». Позднее шейху Сефи стали приписывать шиизм, хотя в действительности шиизм был принят его преемниками во второй половине XV века, а по истории возникновения, гораздо древнее.
Как бы то ни было, но именно в Ардебиле, на землях древней Атропатены, шейх Исмаил I Сефевидский начал свою кампанию по объединению Ирана. А утвердив шиитский ислам государственной религией своей Империи, косвенно сделал Ардебиль родиной Иранского шиизма.


В Ардебиле сохранился целый мавзолейный комплекс династии Сефевидов. То, что сохранилось до наших дней, находится в самом центре Ардебиля, на пересечении двух магистралей. На ближнем углу перекрестка мечеть «Sheikh safi al-din ardabili» (Шейх Сефи ад-Дин Ардебили).


Когда-то, до могилы шейха нужно было пройти 8 ворот и 7 символических территорий. Сегодня, проход к первым воротам через дворик похожий на заштатную торговую площадь. На первый взгляд, вход ничем не выделяется в ряду базарных арок фасада.


Только подведенные к самым воротам, увидели кассу, форменную охрану и глазурную облицовку портала. Билеты гиду, а нам буклеты и стало понятно, что это вход в комплекс. Я ожидала другой вход, а в сад, думала, не пустят или его уже нет. В просвете арки ворот волнистым ламбрекеном подвешены цепи. Это знак - «склоните головы входя»! Такие, висящие в проходе над головой цепи, мы еще увидим в других святых местах.



Густой, тенистый, с плотный посадкой сад, с плоскими ваннами бассейнов в средней части. Это третий персидский сад, что мы посетили с начала нашего путешествия. Голистан, дворец Каджаров, и вот сад мавзолея Сефи ад-Дина. Зажатый в узкий прямоугольник высоких глухих стен «иранский сад» вовсе не впечатлил, да и торопились к «главному».


Центральная дорожка сада длиною метров 120 прямо подводит к следующему портальному входу, в малый двор, перед большим двором комплекса мавзолеев династии Сефевидов..



Отделкой комплекса занимались Ардебильские мастера. В нем присутствуют многие яркие примеры средневекового искусства Ирана.
Окончательный вид комплекс приобрел в 16 веке, в период правления шаха Тахмасиба I, но реконструкция и строительство этого центра шло непрерывно, начиная с захоронения здесь шейха Сефи ад-Дина Ардебили в 1334 году. Дорожка сада ведет к малому двору, плавно переходящему в большой двор. Портал прохода из сада в малый двор, построен в 1648 году, оформлен в традиционно иранском стиле. Свод арки нишей облицован цветной глазурью. Пара каменных скамей под аркой ворот и облицовка стен алебастром. По верху панелей над скамьями бордюр орнаментов и арабские письмена.



Маленький прямоугольный двор за садом, вроде прихожки или места ожидания. Под арками айванов справа и слева от срединного прохода, каменные возвышения для сидения. Это в европейском мышлении видятся места где можно прогуливаться, стоять в тенечке или сидеть на мебельных диванчиках, а на востоке иные культурные традиции и сидят поджав ноги.
Следующий проход, скромной калиткой в кирпичной стене. В обрамлении откосов из желтого мрамора вырезаны столбики с интересной капителью, сталактитами, которая в Иране встречается довольно часто.


Гробница шейха Сефи ад-Дина Ардебили, это первое, что мы видим от калитки. Кругло-купольная цилиндрическая башня, вытянутых вверх пропорций, украшенная узорчатым орнаментом. Это, главная постройка, вокруг которой и сформировался мавзолейный комплекс.
Во внешней облицовке мавзолея использован поливной кирпич с голубой глазурью различных оттенков. Здание относится к числу первых построек, где цветное убранство стало применяется на стенах снаружи здания. Появились новые технические приемы: узорная кладка из глазурованных и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение стены плитками расписной майолики и т.д.
Рисунок на теле цилиндрической башни, на первый взгляд паркетными квадратами, многократно выписывает слово «Аллах, Аллах» особым шрифтом «Куфи». Буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями. Это один из ранних и наиболее используемых в средние века почерков.
Арабская каллиграфия двинулась дальше, породив множество разнообразных почерков, обслуживая помимо религиозных так же торговые и государственные задачи великой империи. Но куфическая вязь, а точнее ее квадратная форма так и осталась на положении сакрального письма, предназначенного для написания только самых высоких имен и образов. Даже сегодня современные каллиграфы продолжают соблюдать это правило - квадратным «Куфи», только самое самое.


Башенный мавзолей Сефи ад-Дина Ардебили, Азербайджанского типа, имеет два свода и подземную усыпальницу. Архитектура сводов такова, что способна выдерживать сильнейшие землетрясения, что и наблюдалось не однократно.



На южной стороне цилиндра башни мавзолея имеется большой портал рисованного входа. Присмотревшись, можно понять, где вход в усыпальницу, а где окно в мавзолей.


С севера, к башне мавзолея примыкает длинное прямоугольное здание называемое «Дар-аль-Хафиз», лучший дар учителю от учеников. Поминальная мечеть, её еще называют «Светильник» или «дом свечей». Продолжая традицию, в этом месте проводились собрания - Сема, членов ордена суфиев-дервишей «Сафавийа».
Во внешней отделке Дома свечей использованы и повторены детали украшения мавзолея. Каллиграфический бордюр под куполом башни продолжен лентой на фасаде пристройки, а окна первого этажа копируют портал мавзолея.



Входная дверь оббита металлом. Проход в здание без обуви, на входе разувались. Обувь можно сдать на хранение на полку или просто оставить у крыльца.


Прямоугольный зал Дар-аль-Хафиза по двум сторонам имеет галереи с балконами по второму этажу. Под балконами каллиграфические письмена.
Решетчатая перегородка в зале отделяет возвышенное место перед мавзолеями.
Потолок белый, но это сделан новый потолок после обрушения. Первоначально на нем был рисунок равный ковру, который лежал полу, на всю длину и ширину зала. Вспомнила фразу « на земле как на небесах» и представила.
Экскурсоводы демонстрируют лишь картинку этого ковра. Оригинал, еще давно, Каджары продали за 80 туманов английским купцам, так как потребовались деньги для нужд самого этого здания. Теперь это произведение искусства, известное как "Ардебильский ковер", самый изящный ковер Сефевидской эпохи, хранится в музее Виктория-Альберт Холл в Лондоне и является одним из самых древних дошедших до нас известных ковров Тебризской школы.



Ковёр «Шейх-Сефи» был соткан по заказу шаха Тахмасиба специально для этого зала мавзолея, мастером Максудом Кашани в ковроткацких мастерских Тебриза в 1539 году.
Ковер, с позолоченными узорами, обладает незаурядными по тому времени размерами (5,34 на 10,51 метров), отличается цельной композицией узора и богатством цветового решения. Он обрамлён шестнадцатью красными, жёлтыми и зелёными орнаментальными картушами. На центральном поле ковра по синему фону, перекликаясь с росписями стен, выткан тончайший растительный орнамент, из цветов, листьев и переплетающихся стеблей. В центре - крупный звездообразный с лучами медальон золотистого тона. По продольной оси ковра изображены два больших светильника, как бы подвешенных к медальону. Углы центрального поля срезаны четвертями медальонов. Ковер обрамляет богатый, разделенный на несколько орнаментальных полос бордюр, преимущественно красных тонов. В небольшом прямоугольнике, в верхней части ковра начертаны стихи Хафиза, а также имя мастера и дата изготовления.


На стенах Зала красивейшая роспись и лепные детали, перемежающиеся с позолотой. Если только представить, ковровую роспись на потолке, то становиться видной единая тема орнаментов и узоров ковра потолка и стен поминальной мечети. А то, что на ковре вытканы изображения подвешенных на цепочках светильников, причем разных, если присмотреться внимательно, то становиться понятным, почему это здание, с залом в полном своем великолепии, назывался Домом светильников.


За решетчатой оградой, в зале возвышенное место и особое отделение. Прямо, за проемом, за зеленоватым стеклом, мавзолей Сефи ад-Дина Ардебили. Налево, проход к мавзолею шаха Исмаила I, объединившего Иран. За стеклом в мавзолее Исмаила установлен портрет шаха на мольберте, а на стене в глине след большой ладони.


Расписанный золотом шатровый потолок мавзолея как бы парит над залом, изогнувшись парусами вверх. В Мавзолеях стоят традиционные резные сундуки, а сами захоронения находятся в склепах под полами.


Внутренние стены башни Сефи ад-Дина облицованы камнем темно зеленого цвета. Белый потолок в высоте, украшенный по кругу картушами, похож на свисающую громадную театральную люстру.
Паломничество, к мавзолеям и поклонение у могил, традиционно для Ирана, но здесь, на удивление, это не наблюдалось. В сегодняшнем Иране суфизм воспринимается как ересь.


Объединяющим местом комплекса является большая площадь внутреннего двора, с двенадцати лепестковой ванной фонтана в центре. Первичное здание мавзолея относится к 14 веку, а со временем, вокруг площади большого двора и к гробнице, были пристроены дополнительные здания. Шах Тахмасб первым создал единый комплекс. Затем, шах Аббас I произвел некоторые реставрационные работы и пристроил к нему еще несколько сооружений.


К восточной части Дома светильника пристроено 8-угольное здание Чини-хане (хранилище фарфора).



Айваны на западной стороне зала светильника оконными проемами выходят во внутренний большой двор комплекса, а из айванов на восточной стороне открываются дверные проемы, в мавзолей шаха Исмаила, в мавзолей семьи шаха, в хранилище фарфора.


Узкая, как потайная, дверь коридора из зала светильника открывается в просторный купольный зал.
На полу настелены настоящие Персидские ковры. Рассевшись на полу в кружок мы слушали рассказ гида.



Сегодня это место является музеем, где частично экспонируются фарфоровая посуда, принадлежащая гробнице, рукописные экземпляры Корана, предметы и металлы, относящиеся к исламскому и до исламскому периодам.
Есть даже личные предметы принадлежащие Сефи.


Интересен большой резной камень. На нем изображена тугра, печать династии Сефевидов шести лепестковым цветком. Цветочные розетки в углах камня напомнили о других печатях, на воротах и порталах городов, крепостей, базаров, караван-сараев , находящихся под крышей владетеля.


Дом фарфора был построен шахом Абасом для размещения своей коллекции китайского фарфора, которая в дальнейшем стала принадлежностью комплекса. В коллекции собирался китайский фарфор с росписью кобальтом. Начало основания коллекции было положено в 1611 году при Аббасе I.
Часть коллекции добыта в военных походах, некоторые изделия заказывались в Китае, а основу коллекции составляли фарфоровые изделия, подаренные императором Китая шаху Аббасу II по случаю восстановления Великого Шелкового пути.


Все стены заняты полками и шкафами. Выше панелей, до самого купола, фигурными сотами прилепились 1256 ниш и нишок. В каждой ячейке была фарфоровая посуда, фарфоровые изделия, футляры, шкатулки или книга.
Экскурсоводы рассказывают, будто русские разграбили коллекцию, и фарфор находится в Эрмитаже, но это не верно. Была вывезена лишь библиотека, а коллекция фарфора оставлена в неприкосновенности. Такая аккуратность и то, что книги были доставлены в Петербургскую библиотеку, говорят о том, что эти действия были согласованы правительствами того времени.









За стеклами шкафов и витрин музея в Доме фарфора демонстрируются прекрасные экземпляры древней коллекции китайского фарфора.

Династия Сефевидов, Мавзолей, Ардебиль, Иран, Путешествия, Города Ирана

Previous post Next post
Up