Продолжая историю
http://alla-kot.livejournal.com/88514.html
Меньше чем через три часа мы уже ехали по улочкам Бама, обсаженным эвкалиптами. Бам - оазис, и помимо эвкалиптов здесь растут финиковые пальмы и целый лес вышек высоковольтных электролиний.
Знаменитая, огромная земляная крепость, Арг-е-Бам, хотя и находится в центре оазиса Бам, но кажется, будто все отступились от нее, и город, и река.
Город, площадь которого составляет больше шести квадратных километров, целиком построен из саманного кирпича. Просто из грязи, высушенной на солнце.
Золотистый прямоугольник в обрамлении глубоких каналов и высоких стен, на высокой платформе со скошенными сторонами, похож на громадный пирог с открытой начинкой. Вот только, внутри все, развалилось и рассыпалось.
Арг-е-Бам выглялит словно песчаный на песке, как будто на намывных территориях. Высокие, крутые откосы земляной платформы переходят в вертикальные стены и башни. Они становятся еще больше и выше, при приближении к ним. Над городскими стенами видны руины цитадели на дальней скале в северной части города.
Башни и выступы стен Арг-е Бама самые разные и круглые и прямоугольные что говорит о том, что стены не раз перестраивались. Их окружает глубокий ров шириной в метров десять - пятнадцать. Сейчас в нем сухо и он не выглядит столь уж опасным. Хотя, по-видимому, в сезон дождей он наполняется водой. Каменный мостик перекинут через ров для входа в город. Крутые лысые склоны и вертикальные стены города выглядят внушительно.
Давно заброшенный жителями, город Бам интенсивно реставрировался с 1953 года как памятник земляной архитектуры и как исторический памятник, пока сильное землетрясение в 2003 году практически полностью не разрушило его, и восстановленное, и древнее. Так выглядел вход в город до землетрясения. Пара мощных круглых башен крепостной стены и меж ними шлюз входных ворот, спускающийся ко рву, некогда охраняли вход в город.
Город, настоящий шахрестан, главный и единственный вход с юга, Так выглядит вход в город сегодня. Порталы, кровли и ворота шлюза рухнули. Сохранились лишь половинки башен у ворот. Дорожка, вымощенная булыжным камнем, уводит в город прямо через пролом в стене.
Узким коридором пандуса, мощеной дороги, попадаем на «viewing way», главную дорогу города. С юга на север, пройдя через весь город, дорога доведет до вторых ворот и крепостных стен форта внутри города.
От входных ворот, начинались дома простого сословия. Эта территория являлась единым комплексом, вместившим в себя дома жилых кварталов, базар, караван-сарай, мечеть, дом доблести, баня, колодцы и другие общественные здания.
Вдоль оси главной улицы заметны структуры городского базара, потолки которого в настоящее время разрушены. <<Восточные>> лавки-прилавки, связанными цепочками айванов на возвышениях,тянуться справа и слева дороги.
Самые бедные кварталы невосполнимо рассыпались в прах став снова землей, а на месте кварталов более состоятельных горожан по руинам еще можно проследить планировку зданий.
Описывать Бам не просто, он как матрешка и как роза в пустыне. Одно в другом, замок в цитадели, цитадель в городе-крепости. Укрепленные части и кварталы города вокруг замка примыкают друг к другу, словно лепестки.
Древнейший район Арг-е-Бам составляет треугольник в северной части. Замок на вершине, цитадель и прильнувший у подножия с северо -запада, квартал начального города.
Реставрация и восстановление утраченного, в Арг-е-Бам, ведутся одновременно во многих местах. По строительным лесам видны первоочередные планы. Восстанавливаются вторые ворота, в крепостных стенах внутри города. Будет восстановлен и верхний замок.
Реставраторами принято решение при восстановлении использовать традиционные материалы и технологии. Как показало землетрясение 2003 года, многие древнейшие постройки устояли, а вот более новое не выдержало.
Саман, устойчив при землетрясениях. Кирпичи лепят из глинистого грунта с добавлением соломы (тюрк. «саман»), пальмовых листьев или других волокнистых добавок.
Прямо на площадке, буквально из грязи, в куче глинистого грунта с водой и с пальмовыми листьями, приготовили такую штукатурную смесь, для защитной обмазки для земляных конструкций. Все саманные постройки мира связаны этой проблемой, защитой стен от увлажнения и необходимостью регулярно оштукатуривать внешние поверхности.
От вторых ворот начинался старый город и собственно крепость. За ее стенами находились караульные, конюшни, военный гарнизон и их помещения, замок правителей на вершине.
Крепость Бам состоит из архитектурных наслоений различных периодов и эпох. В результате, сооружена целая система замкнутых крепостных стен.
Центральное положение занимает цитадель. Пара толстых башен по углам квадратной крепости. Одна из последних пристроек к крепости ниже - квадратный в плане конюшенный двор на 200 голов. Это уже не крепость в чистом виде, но попасть в нее можно было только из крепости.
Пока крепостные ворота в ремонте, проход организован напрямки, по высоким мосткам над руинами стен конюшни.
Мусор из земли и пыли уже убран, а крепкие еще остатки от стен, в целях сохранности, обмазаны толстым слоем саманной смеси. Вблизи, обмазка немного лохматая, а издали как подтаявший оплывший шоколад.
Проходя по мосткам можно было наблюдать, как были обустроены конюшни. По трем сторонам двора примыкали две анфилады купольных помещений. Интересно, что кормушки для животных были сделаны в стенных нишах. Как внутри помещений так и внутри двора. Из конюшен в крепость ведет внутренний пандус. Он выходит на дорогу, которая соединяет вторые ворота крепости с третьими воротами.
Небольшое караульное здание, на карнизе дороги, возвышается над конюшнями и скрывает арку ворот Цитадели. С юга, цитадель имеет пару мощных башен по углам. Это самые большие в диаметре башни Арк-е Бама.
Древняя кладка не подвела и ворота цитадели выдержали последнее разрушительное землетрясение. За толстыми стенами цитадели, квадратный в плане двор, военные казармы и дом начальника гарнизона.
Два этажа помещений расположенных ярусами окружают прямоугольный двор. Здесь размещался военный гарнизон, службы и тренировочные залы. В южных помещениях казарм второго этажа расположены бойницы цитадели.
С открытыми проемами, дверь и два окна, казармы внешне представлялись номерами мотеля, а по внутреннему виду наталкивает на мысль что когда то это был караван сарай.
Все одинаково с голыми стенами и с земляным полом, комнаты все же были самые разные. С гладкими стенами, с нишами в стенах, с кормушками для животных выдолбленных в стене, с кладовками и с возвышениями над полом в задней части комнат
В теньке, у южной стороне двора, располагается колодец. Круглый и глубоченный, что даже не видно есть ли там вода. Возвышенная площадка, сидушкой с мощной спинкой, для оглашения указов и команд, находится рядом с колодцем. Во дворе прекрасная акустика, особенно в этом направлении к скалам. С нижнего двора есть проходы на верхний ярус и ворота. Через западные ворота можно попасть на второй этаж, на крышу и к помещениям, в западной башне цитадели.
Поднимаясь по пандусу, во двор казарм, сразу видишь замок на скале. Т.е., руины замка, в которых видны очертания знаменитой башни. Густая сеть металлоконструкций опутала в основании, толстую как у цитадели, угловую замковую башню.
Вот они, восточные ворота «Кят-е карм» (код, дом червя). Арочный проход, по направлению в замок, перекрыт решетчатой оградой. Ухоженный тоннель и булыжная дорога манили куда-то за угол. Конечно, перелезла через нее, каюсь. За решеткой, направо и налево вверх уходили ступени лестниц на галерею.
За воротами, треугольный двор, из которого на юг уходят два прохода в крытые помещения в районе второй толстой башни цитадели. Там находится дом главы казармы и здание, известное как ветряная мельница.
В северной части двора начинается серпантин дорожки в замок. Раз, два, три, узкими карнизами тянутся наверх крутые пандусы.
На самых крутых участках булыжная мостовая пандуса становилась ступенчатой. Изначально, эта дорога пряталась за высоким парапетом стеной. Так , что снаружи не была заметной.
Подниматься по горной дорожке не имеющей ограждение, страшновато. Стараюсь не смотреть вниз, а прижимаюсь к внутренней стене. Совсем близко видно, какой толстый слой у защитной обмазки саманной кладки.
На четвертом повороте прямая площадка и высокая стена в торце за спиной. Взяв передышку, разглядываю панораму. За крепостными стенами море зелени пальмовых рощ. В отдалении, ярким акцентом высятся купол и минареты мечети нового города Бам.
Последний участок подъема в замок на скале, прямой и сохранил часть парапета.
Крепостные стены Арг-е Бам насчитывали, ни много, ни мало 38 дозорных башен. Причем, две из них необычной формы, были в замке и между ними было сообщение. Не квадратные и не круглые, а похожие на греческую бета.
Одну из них успели восстановить.
Из окон замка, как на ладони, был город.
Древние постройки и города похожи друг на друга, но только в БАМе понимаешь как это все устроено. Сегодня вид как на Помпеи, расчищенные улицы вдоль которых стены без крыш. На удивление, в нескольких дворах сохранились растения и пальмы. Руины города так велики, что в них легко затеряться.
Что интересно, при славе города торгового пути и крупного торгового центра, он не выглядит городом караван-сараев и приютом проходящих мимо караванов.
Писали что в городе было все что пожелаешь, на базаре проводились крупные сделки. Бам был важным торговым центром и центром обмена товарами. Причиной этому послужило его расположение на перекрестке и слава, которую он приобрел, производя одежду из шелка и хлопка.
Это был самодостаточный город мастеров и купцов в сельскохозяйственном оазисе.
На верхней площадке скалы был замок, а сегодня, без внешних стен, просто руины пентхауса. Дворец правителей назывался «дворец четырех сезонов». То, что от него сохранилось, зажато в деревянные подпорки. На вид не очень надежно, я не доверяю незнакомым жердинам.
Расчищая площадку, археологи обнаружили купол скрытой в скале цистерны.
С северо-западной стороны у подножия скалы прильнул треугольник старейшей части города. Здесь жили зороастрийцы. Бам процветал не только из-за своего выгодного положения на торговом пути, а также благодаря визитам паломников в зороастрийский храм огня, построенный в эпоху Сасанидов. Сейчас это место, окруженное городскими стенами, после землетрясения 2003 года похоже на глубокий кратер.
На северной стороне, за цепочкой гор край великой пустыни Лут.
Ближе, с запада на восток пролегает сухое русло сезонной реки Chelekhoneh River. У подножия стен цитадели другая река, Posht-e Rud River, когда-то у подножия окаймляла город Bam. У высохшего русла громоздятся бесформенные глыбы. Это остатки разрушенной стены, которая была когда-то внешним крепостным валом. Между ним и стеной тоже располагался жилой квартал.
Cверху видна ещё одна Бамская достопримечательность за пределами цитадели Необычного вила купол и рядом с ним высокая стена За руслом реки.. Это, уникальное старинное здание для получения и хранения льда.
Вокруг города и вдоль русла рек плантации и финиковые пальмы. Сбор урожая фиников не прост. Это мужская работа на двоих. Под пальмой расстилается рогожка для приема веток с финиками и для того, чтобы с неё можно было собрать финики осыпавшиеся с веток. Один лезет врукопашную на пальму, второй глазеет и поддерживает снизу, советом и спускаемые ветки .
Наверху, балансируя в ветках чубчика пальмы, страхуя веревкой только урожай, аккуратненько ножовкой спиливаем целиком ветки с финиками. Спиленная ветка не падает, а вначале повисает на привязанной веревке, с помощью которой ее и спустят вниз.
Оазис Бам славится своими финиками и это объяснимо. Ведь финиковая пальма любит жаркое солнце головой и холодную воду ногами.