Кирпич - материал для бедных?!

Oct 09, 2019 19:01




Один из самых спорных стилей в архитектуре - кирпичный. Кому-то он нравится, кто-то же считает его пережитком промышленных зданий. Сегодня, когда на основе старого кирпича развился стиль лофт, я хочу поговорить с вами то, почему обнажённые стены из кирпича стали популярны, кто приложил к ним руку и правда ли, что застройщики так пытались сэкономить.

Если честно, то я понимаю, что лезу против прописных мнения большинства и многие сейчас меня будут забрасывать недоверчивыми комментариями и теми же камнями, но повторю уже не раз сказанное на страницах этого журнала - строительные материалы прошлых веков вызывали гораздо больше сомнений в качестве, чем ныне существующие и пару веков назад не просто строили из более низкосортного сырья, так и делали это сикось-накось в сравнении с современными технологическими нормами. Главным строительным материалом тех лет был кирпич, но и этот кирпич был весьма сомнительного качества. Сейчас я попробую вам объяснить почему.

2.


Когда я впервые написал сомнения про качество кирпича в разрезе истории строительства доходных домов Петербурга, то меня тут же постарались пристыдить. Вот мол дома давно стоят и ничего с ними не случилось. Большая часть из них стоит то чуть дольше ста лет, а многие уже и подавно развалились, другие признаны аварийным жильём и там идёт процесс расселения, иные и вовсе крошатся, осыпаясь штукатуркой на головы китайским туристам. Поэтому их и зачехляют в зелёные сетки и если бы не реставрационные работы, идущие последние десятилетия, то сложно было бы без слёз смотреть на доставшееся нам архитектурное наследие. Кто помнит облик домов в девяностые, тот поймёт. Хрущёвки тоже уже более полувека стоят и ничего, не развалились же! Но если мы таким уровнем будем измерять качество жилья, то и пещеры в итальянской Матере нам покажутся верхом архитектурной мысли, ведь сколько веков стоят!

3.


Итак, почему же говоря про строительство доходных домов на рубеже XIX-XX века, я подразумеваю не совсем качественное строительство? Давайте разбираться в природе отечественного домостроительства. Изначально, исконно русским строительным материалом было дерево, из него возводились деревни и большая часть Петербурга, о чём я и говорил в предыдущей главе, но и производство кирпича для русского человека не было какой-то заморской диковинкой, правда в основном из него возводили только общественно значимые здания да церкви. Активно использовать кирпич в домостроении начали только с середины XV века, да и то весьма обеспеченные купцы, а отправной точкой в этом деле становится очередное возведение итальянскими мастерами стен московского кремля во времена Ивана III.

4.


Для тех кто не знает, давайте поймём что вообще такое кирпич и как его производили? Это практически естественный строительный материал из глины и его производство начиналось ещё осенью. Как происходило? Набиралась обычная глина, кстати, в Петербурге высоко ценилась красная ижорская глина, раскладывалась по кучкам и оставалась зимовать. Зачем? Морозы накладывали на неё свой отпечаток и глина разрыхлялась. Последующая же весна доделывала нужные процессы, ибо когда вся эта смесь таяла, то из глины уходили посторонние вещества и соли. Такой процесс назывался выветриванием.

5.


Дальше в глину добавляли песка и начинали вымешивать смесь, как тесто на печенюшки. Чаще всего это происходил по-челентановски - ногами. Правда не так эстетично-эротично как с виноградом, но довольно результативно. Получившуюся в итоге смесь распихивали по деревянным формам и лепили кулич в форме параллелепипеда, как на детской площадке и выкладывали куда-то, дабы те обсохли пару дней. А чтоб глина не прилипала к формочке, то её обрабатывали песком, как домохозяйки выпечку манкой. Ну и только потом эту заготовку подвергали длительному обжигу, как минимум на протяжении недели и на свет наконец-то появлялся тот самый кирпич.

6.


Но его качество действительно разнилось в зависимости от исходной глины и количества песка в примеси. Плюс свой отпечаток на свойства кирпича накладывала погода, особенно во время обжига, ведь влажность и дожди тоже имели значение. Плюс ещё и размеры у фабрик были разные, так что строить здания реально было сложно. Один большой, два коротких, снова длинный, а потом толстый. Дабы такого не происходило, то в 1840 году приняли первый государственный стандарт, законодательно утвердив размеры кирпича. Но только размеры!

7.


А вот по качеству застройщики его условно делили на три вида. Первый вид кирпича был красным, отличался идеальным лиловым оттенком, при простукивании раздавался металлический звон, а значит продукт не содержал пустот и раковин. Вторым по степени доверия покупателей был алый кирпич, он уже был не столь выразительным в красках и отличался жёлто-красным цветом. Необожжённый до конца кирпич боялся влаги и чаще всего использовался во внутренних работах. Ну а самым плохим считался кирпич-железняк, который использовали в строительстве фундамента и подвалов. Из-за большого содержания железа он был твёрдый, плохо обрабатывался раствором, зато был водостойким, поэтому и шёл в болотистую почву.

8.


Но, после того как инвесторы стали планировать максимальное окупание вложенных в строительство барышей, то стала расти и этажность петербургских зданий. На место двух и трёх этажных зданий пришли дома по пять-шесть этажей, ну а как следствие, к кирпичу появилось гораздо больше технических требований, дабы эти строения не сложились как карточные домики. Теперь кирпич должен был выдерживать более значимые нагрузки и поэтому в конце XIX века на базе Института Инженеров Путей Сообщения появляется первая лаборатория, в которой стали тестировать продукцию всех кирпичных заводов города и оказалось, что требуемую для строительства прочность в 67 пудов на квадратный дюйм имели только кирпичи из красной глины. Остальные были в разы хуже. Кирпичи из синей глины и вовсе имели показатель в пять раз ниже требуемого!

9.


Но это только тест на прочность, а ведь ещё их тестировали и на выветривание. Кирпичам устраивали настоящий стресс-тест, их погружали в воду комнатной температуры, а потом выставляли на мороз до появления сколов и трещин, потом при помощи пёрышка вычищали и снова повторяли процедуру. И так десять раз! В итоге степень выветривания определяли по весу отвалившихся от кирпича частиц. Браковали каждый пятый кирпич, а если каждый седьмой, то вся партия считалось удачной. Важнее всего этот показатель был для облицовочного кирпича.

10.


О! Это самое главное, к чему я и веду этот пост. Долгое время в Петербурге был всего один стандарт строительства каменных домов. Из кирпича возводили стены, а потом их штукатурили и архитектурному облику придавали изысканные формы, навешивали лепнины или украшали всё облицовочным гранитом. Но когда дома стали вырастать из болота с огромной скоростью, то предприимчивые застройщики захотели минимизровать расходы.

11.


Так, в 1872 году господин Китнер выступает через страницы журнала «Зодчий» к своим коллегам с целой тирадой о пользе кирпича. Мол негоже прятать такую красоту за слоем штукатурки, а изящной красоты внешних форм можно достичь и с помощью различной кладки. Он же начинает подтверждать свои слова делом. Ведь раньше из неотштукатуренного кирпича в основном строили промышленные здания, желая сэкономить на расходных материалах не сильно заботясь о внешнем виде. Ведь кому важен облик завода? Но именно желание застройщиков облегчить строительную ведомость и привело зодчих Петербурга к популяризации кирпичного стиля в архитектуре, а Китнера можно даже считать одним из главных активистов в его распространении. Так что кирпичный облик фасадов петербургских доходных домов появился исключительно от желания сэкономить на строительных материалах, но уже потом набрал особую популярность и стал почитаться ценителями архитектуры.

12.


фото с сайта http://www.nogardia.ru/

Естественно изменился подход к производству облицовочного кирпича, ведь теперь строительный материал должен был не только соответствовать техническому регламенту, но и обязан был радовать глаз своими эстетическими формами. Поэтому происходит переосмысление производства со ставкой на качество и вместо деревянных форм измазанных песком стали появляться металлические формы смазанные маслом! Естественно качество этого кирпича уже сильно отличалось от того, что прятали в фундамент большинства доходных домов.

13.


Так желание сэкономить породило новый для Петербурга стиль. Современные же технологии позволяют сэкономить и на количестве расходуемого кирпича, ведь только из него практически никто уже не строит. Ведь для сохранения тепла и звукоизоляции нужно выкладывать стены в несколько кирпичных слоёв, именно поэтому в старых доходных домах они бывают шире одного метра. Сейчас де гораздо проще собрать монолитный каркас из железо-бетона, который потом и облицовывают более ценным материалом.

14.


Скажите, а вам нравится облик кирпичного стиля? Или вам кажется, что такие дома некрасивые и свою промышленную душу они так и не проветрили?

[Полная статья Китнера И.С. из журнала Зодчий за 1872 год]
Полная статья Китнера И.С. из журнала Зодчий за 1872 год










Продолжение следует...

Глава I. Как крестьяне изменили Петербург?
Глава II. Кто отстраивал Петербург?
Глава III. Раньше строили лучше?
Глава IV. Как снимали жильё?
Глава V. Что такое хорошая квартира?
Глава VI. Да будет свет!
Глава VII. Идеальная квартира. Сколько комнат вам нужно?
Глава VIII. Мифы о каменном Петербурге

Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал, на инстаграм, ну или на Дзен, ведь там тоже бывают жаркие дебаты.


Мифы о каменном Петербурге





Кто отстраивал Петербург?





Раньше строили лучше?




Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:




Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Доходные дома, Петербург, История

Previous post Next post
Up