Nov 22, 2011 12:51
ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Со времен Куликовской битвы царский менеджмент был направлен исключительно на завоевание жизненного для России пространства,
Россия 300 лет вела непрерывные войны, и расширялась со скоростью 54 (пятьдесят четыре!) квадратных версты в день, и с такой же скоростью расширялся и ареал русского языка!
Даже такое мирное казалось бы дело как составление «толкового словаря живого великорусского языка» стало возможным исключительно благодаря тому, что военный хирург Даль - на войнах! - записывал и вятские, и тамбовские, и курские значения и выражения.
Даль не пробирался с гусиным пером в руках по глухим деревенькам - он никогда бы таким образом не смог и не успел столько услышать и записать слов и выражений!
Даль оперировал раненных солдат, принимая участие в русско-турецкой войне, в подавлении польского восстания, в хивинском походе, в дороге - переезжая из конца в конец бескрайней Российской империи с командировочными предписаниями - с подорожными - с войны на войну.
И попутно собирал свой великий словарь!
Вокруг Даля говорили солдаты, призванные на службу изо всех российских и малороссийских губерний.
В полковом же обозе шла телега, груженная записками Даля, которая иногда терялась, но потом - слава Богу! - всегда находилась.
Эта телега и была гружена будущим словарем.
Самыми урожайными годами на слова и поговорки были для Даля годы его военной службы в действующей армии - причем постоянно действующей.
Империя расширилась до того, что стала неуправляемой - это было ясно уже Витте, который первым предложил уменьшаться, чтобы сохраниться.
Раздача земель дворянам, и отмена крепостного права, по сути тоже были менеджерскими попытками структурировать бескрайнее малозаселенное пространство, чтобы хоть как-то это пространство контролировать и управлять людьми, рассеянными в безлюдье.
Одного русского языка, как объединяющего и управляющего фактора - не хватало.
Во многих владениях говорили на своих наречиях и языках.
Еще Екатерина Великая широкой рукой то и дело презентовала дворцовым шустрилам свои, точнее «государственные» земли.
И Россия была вынуждена вновь и вновь расширяться, чтобы самодержцам было что раздавать - чтобы управлять.
Освобождение крестьян потребовало следующего шага, направленного на улучшение управляемости - выделения наделов в соответствии с проявленными этими крестьянами деловыми качествами (столыпинская реформа).
Когда благодаря всем этим попыткам удалось таки «вырастить гражданина», этот самый «новый русский» гражданин, как только осмысленно огляделся вокруг, мало никому не показалось!
Сегодняшние наши взрывы - слабое эхо того большого террора.
Напомню, что было взорвано, убито из огнестрельного оружия 23 (двадцать три!) тысячи особ царской крови, дворян, полицейских и пр. лиц, а в ответ на «столыпинских галстуках» было повешено почти три тысячи бомбистов!
Как нетрудно заметить, сталинский менеджмент, основным средством управления которого был револьвер системы наган, отличался от столыпинских реформ все лишь на два порядка.
Немудрено, что в России в результате спасительных, а точнее - спастических - преобразований - под шумок выстрелов и взрывов - всегда плодились только казнокрады.
«Я ли ни молодец?"
"У меня ли дети ни воры?»
«Что ворам с рук сходит за то воришек бьют»
«Вор на воре вором погоняет» - народные поговорки - Далем записанные - актуальны и по сей день.
«Все наши реформы, в сущности, ведут только к увеличению чиновников» - деликатно добавил еще Достоевский, хотя, конечно - к увеличению казнокрадов.
В недавние 90-е годы решено было прекратить чиновничье воровство самым кардинальным образом - украсть сразу, и все, и подчистую, чтобы нечего было бы больше воровать, а «наши люди» принялись бы, наконец, работать.
Раздача госсобственности комсомольским вожакам в точности повторила екатерининскую раздачу «государственных» земель.
Кстати и беловежский развал был неудачной, пьяной попыткой оптимизировать управление чрезвычайно громоздким объектом, до полной утраты контроля над ним.
По Далю:
«Раздал всем - остался ни с чем».
А «раздавец» по одному из значений - еще и казначей!
Подобные преобразования с целью повысить управляемость - суть нашей истории.
Россия всегда реформировалась и потом всегда противилась этим реформам, потому что население наивно полагало, что высший менеджмент должен заботиться о его благополучии.
Хотя, разумеется, императоров, и генеральных секретарей, и президентов заботила и заботит только управляемость.
Исконное тотальное отечественное воровство - результат медвежьего менеджмента - в 90-е годы прикрыли «гоняя обезьяну» с ваучерами за «две «Волги» и даже название дали подходящее - возрождение капитализма - тем самым, это воровство оправдав.
На сей раз были розданы не земли с крестьянами, а месторождения, и заводы с низкими технологиями.
Новые дворяне-собственники в нужный момент оказались около щедрой и дающей ельцинской руки - возле, а потом и внутри Белого дома.
Высокие же технологии можно «дербанить» только вместе с их носителями, каковые - из-за отсутствия крепостного права - повалили за бугор.
Подлинным тупиком менеджеров-«раздавцев» сейчас стало невозможность раздать еще земель - населенных крестьянами или застроенных сталинскими заводами, поскольку все уже роздано.
Единственным же языком, давшим возможность понимания всех этих традиционных управленческих и всегда трагических процессов, как был так и остался русский язык, систематизированный, и собранный по алфавиту в словарь (первый поисковик на бумажном носителе) и объясненный - армейским хирургом Владимиром (Иогановичем) Далем, первым русским системщиком с датской кровью в жилах.
Сергей Алиханов
Даль,
Владимир Иванович Даль,
подорожные,
Россия,
менеджмент,
телега,
словарь,
раздавцы