Лоян находится недалеко от Сианя, когда-то давно он был одной из столиц древнего Китая. Сейчас туристы приезжают в Лоян в основном на фестиваль пионов (в апреле), в храм Белой лошади (первый буддийский храм Китая) и посмотреть пещеры Лунмэнь. Пещеры Лунмэнь это пещерный храмовый комплекс, высеченный в скале вдоль реки. Вне Китая это место не очень известно, хотя оно того стоит. Здесь находятся тысячи гротов и более 100 000 изображений. При таком порядке цифр сложно подсчитать точно. Углубления, гроты, храмы в этом месте стали строить с 5 века. И масштабы строительства поражают.
Пещеры Лунмэнь находятся на окраине города, доехать можно на такси или на автобусе. Мы жили по ходу следования автобуса и доехали минут за 20 за пару юаней. От автобусной остановки к гротам ведет торговая улица с сувенирами всех мастей. Там ездят элктромобили и подвозят желающих до входа, потому что идти далековато. Вход не представляет из себя ничего особенного и даже не верится, что впереди что-то стоящее. Кстати, зимой билеты стоят дешевле, мы заплатили 100 юаней, а не 120 за входной билет.
Вдоль берега реки идет дорога, а вверх, к гротам - деревянные ступеньки. К гротам можно подойти поближе, но внутрь зайти нельзя. По лестницам приходится ходить и вверх и вниз: поднялся, осмотрел довольно большой кусок гротов, спустился. Дальше можно подняться в другой части. Смотровые площадки располагаются на нескольких уровнях: высоко, выше и еще выше, но идти на самый верх необязательно, а спуститься можно в любом месте. Поначалу смотрели всё и везде, но быстро выдохлись, к середине смотрели уже половину, а после середины просто брели вдоль речки и вдоль гротов. Так делают все туристы, поэтому если вы окажетесь там летом, когда много народу, то можно гроты около входа пропустить и смотреть те, которые подальше от входа.
Гроты тянутся на километр, осмотреть все вряд ли получится. Да и выматывают постоянные лестницы и ходьба вверх-вниз. Если вы не любитель истории/религии, то через какое-то время все гроты становятся похожими друг на друга.
В маленьких гротах стоят статуи, в пещерах побольше высечены изображения богов.
Пещера "Десять тысяч Будд". Маленькие квадратики на стене слева это маленькие сидящие Будды, вырезанные в стене. Справа точно такая же стена. Ох, сколько времени они это вырезали-то?! В пещеры зайти нельзя, их огородили решёткой, можно только снимать сквозь прутья. И издалека даже непонятно, что это Будды, а не рельефная стена. Так что читать таблички к пещерам бывает полезно. Ниже видны маленькие Будды и стена из Будд с этой фото.
Подобные решетки и заборчик идут вдоль всех пещер и гротов, то, что в пещере можно увидеть самому, никакой фотоаппарат не поможет. Даже зимой там были туристы, и чтобы рассмотреть что там в пещере, приходилось лезть в толпу. Места перед пещерой немного, люди останавливаются на несколько минут, смотрят, фоткают, обсуждают, поэтому образуется толкучка. Боюсь представить, что тут летом.
Несколько гротов на ремонте. Работники там запросто ходят и забираются внутрь. А нам остается лишь наблюдать за ними.
В середине пути находится главный храм с 17-метровой статуей Будды. Довольно крутая лестница вверх, но подняться стоит. После этой лестницы уже никуда не хочется подниматься, так что дальше в гротах нет туристов.
Вот и Будда. Больше всего впечатляет вид с другой стороны реки, когда виден Будда, а люди рядом с ним похожи на точки (как на заглавной фотографии). Рядом с Буддой находятся и другие статуи. Я ничинаю задумываться о том, чтобы брать гида, потому что, что это за боги я понятия не имею. Часть статуй пострадала от времени и во время гонений на последователей буддизма.
Путь на другой берег проходит по мосту. Туда стоит сходить только ради вида на огромного Будду. Кроме того, на другой стороне есть небольшой музей, храм (был закрыт на реконструкцию) и сад.
Музей небольшой, он показывает некоторые фрагменты статуй, украшений, найденных в гротах. Самое интересное в музее это стеклянный пол. Он приподнят над землей на метр и можно видеть, как (якобы) идут раскопки. За стеклом стоят экспонаты. Вот здесь я поняла, что ходить по стеклянному полу противоестесственно, не может земля под ногами быть стеклянной, поэтому хоть там и метр под ногами, а все равно стрёмно. Мозгом понимаешь, что там невысоко, не страшно, провалиться он не должен, а идешь все равно по стыкам плит и не отрывая ног от пола. Попозже привыкаешь, ходишь как обычно, на пол не смотришь и не обращаешь внимания. Но есть что-то такое на уровне инстинктов, что говорит, что ходить по такому полу противоестесственно.
На другой стороне тоже есть пещеры, их не так много, зато встречаются "десять тысяч Будд" и "15 000 рук".
Вот здесь как раз фрагмент: лицо и часть рук из пещеры "15 000 рук божества". Такими ладошками занято всё пространство пещеры вокруг статуи.
Отсюда открывается потрясающий вид на места, где мы только что ходили. Как раз видно ту часть пещер, где туристов вообще нет.
И пару фоток из сада, он находится почти у выхода, легко пропустить. Мы там были зимой, в январе, но в саду создается впечатление лета.