... извращения (157)

Feb 16, 2017 11:30


боковик из книги про Ла-5 от издательства MBI (чешского)


ULa-5 сер.№ 3652 (Ла-5УТИ сер.№ 39213652) из состава штабного звена 2-го авиаполка, 24 сентября [по другим данным мая] 1946 разбитый в аварии на аэродроме Пьештяни экипажем из пилота-инструктора надпоручика Франтишека Циприха и «инструктируемого» ротмистра Юлиуса Звары [Julius Zvara] (оба не пострадали).



[био]
        Франтишек Циприх, словак по национальности, 1917 г.р.
        В юности прошел обучение в аэроклубе и 1 октября 1936 в день своего 19-летия был принят воином (рядовым; а вообще про звания см. тут) в 9-ю летку 3-го авиаполка. 2 ноября его направили в школу унтер-офицеров, после которой он 2 января 1937 стал курсантом 1-й летки VLU («военное летное училище»), потом с 12 ноября курсантом учебной летки 4-го авиаполка, где прошел супер-краткую (на 4 дня) истребительную подготовку и 16-го получил назначение в Словакию в состав 39-й летки 3-го перутя (дивизиона) 3-го полка (истребители «Авиа» B-534).
        К тому времени он был уже свободником, а 1 апреля 1938 произведен в десятники. В октябре того же года должен был наступить дембель, но в сентябре объявили мобилизацию, и 39-ю летку направили на венгерскую границу ловить нарушителей воздушного пространства.
        В феврале 1939 Циприх стал четаржем, а в марте вместе с остальным персоналом полка оказался на словацкой службе и принял участие в вооруженном конфликте с Венгрией, совершив несколько боевых вылетов и проведя один воздушный бой.
        В сентябре ему довелось поучаствовать в кампании против Польши, потом, после проведенной зимой 1939/40 реорганизации ВВС, он оказался в составе новой 13-й летки, а 1 августа 1940 получил чин ротника.

С июня по октябрь 1941 Циприх воевал на восточном фронте сначала в составе 13-й летки, а затем был прикомандирован к 12-й. С февраля по июнь 1942 он прошел подготовку в 5.(slow.)/JGr Drontheim [это на самом деле была истребительная школа, и дислоцировалась она в Дании, а нифига не Норвегии], а в октябре с первым составом 13-й летки, ставшей 13-м штаффелем JG 52 (Bf 109E, позже F и ранние G).
        1-ю победу одержал 31 марта 1943 и на следующий день был произведен в заставники (не в награду, а просто так совпало). 19 апреля стал асом, 20 июня «дважды асом», а в июле закончил «боевой тур» с 12-ю победами на счету.
        По возвращении в Словакию стал сначала летчиком, а с 20 августа командиром роя (звена) ПВО на аэродроме Вайнори под Братиславой. Однако, в боях с американцами ему поучаствовать так и не довелось, т.к. 31 октября его перевели инструктором в Учебную летку (это не эпитет, а название части).
        В сентябре 1944 началось Словацкое народное восстание, центром которого стала Банска-Бистрица, где как раз и располагалась летная школа словацких ВВС, так что Учебная летка сразу же превратилась в Смешанную и стала боевой частью повстанческих ВВС.
        В её составе Циприх совершил 22 боевых вылета и одержал 2 личных и 1 «парную» победы. Первую из них - 2 сентября - на B-534 (это была последняя «бипланная» победа в истории авиации!), а две другие на Bf 109G-6.
        В ночь на 8 октября Циприх на борту транспортного Ли-2 был эвакуирован на «большую землю» и 17-го с понижением в звании (вероятно, до ротмистра) принят в чехословацкую армию и зачислен во 2-й чехословацкий иап (Ла-5ФН, позже также Ла-7), где быстро стал инструктором по технике пилотирования и 7 марта 1945 был произведен в прапорщики.
        На момент окончания войны 2-й иап все еще находился в процессе боевой подготовке, так что повоевать на самолетах с красными звездами асу так и не пришлось.

В послевоенных ВВС служил в 1-й летке 2-го авиаполка на территории Словакии. 1 июня 1945 ему присвоили поручика, 29 августа 1946 - надпоручика, а 1 октября того же года его взяла госбезопасность ... заместителем командира авиаотряда [Letecká hlídka Bezpečnostního letectva] на аэродроме Вайнори.
        15 июля 1947 он стал командиром авиаотряда в Кошице и летом-осенью того же года участвовал в боевых вылетах «Акции B» (операция против бандеровцев).
        15 июля 1948 вернулся в ВВС и направлен в 1-й авиаполк, где с 1 августа возглавил 1-ю летку [летала на S-95 (Ла-5ФН), S-97 (Ла-7) и «Авиа» S-199 (перемоторенный Bf 109G)].
        1 марта 1949 стал капитаном, а в 1973 вышел в отставку подплуковником, прослужив в этом звании полтора десятка лет. А в 1991 с приходом новой власти получил и плуковника в отставке (очевидно, в ознаменование былых заслуг перед словацким государством).



Фирма AML дает борт EW-5 в своих моделях Ла-5УТИ и в 1:72, и в 1:48
[Spoiler (click to open)]


 
 



 
 










Вверху две фотографии из аварийного акта, внизу - тот же самолет в целом виде.




cold war, послевоенные асы, Чехословакия, извраты, самол.Ла, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up