Мемуар-1991. Эпизод 2: план действий с внешними долгами СССР

Feb 28, 2013 12:14

С внешним долгом СССР совершенно неожиданно нарисовалась огромная проблема. До сих пор все реформаторы считали, что тут есть некие резервы, которые можно поставить на службу реформам. Оказалось - все наоборот. Тут не резервы, а уже огромные дыры.
Что делать? План и его утверждение у Горбачева.
[Spoiler (click to open)]
Что делать?

На следующее утро я, проспавшись от коньяка почти без закуски, - к Явлинскому. Так и так, такие дела. Надо что-то делать. Что? - спрашивает Явлинский. Я, под впечатлением вчерашнего разговора, чуть не ляпнул - х.. его знает. Но собрался и отрапортовал заготовленное:

  1. Надо что-то решать либо с поступлением валюты в ВЭБ от республик на обслуживание долга, либо с распределением долга по республикам. И решать быстро.

  2. Есть кризис ликвидности и его надо погашать продажами золота. Внешторги имели деньги на своих счетах для выполнения своих платежных поручений. ВЭБ их использовал на оплаты по внешнему долгу и фактически поставил внешторги на грань банкротства. Надо погасить долги внешторгов, восстановив их суммы на счетах, чтобы они опять могли вести дела через ВЭБ и чтобы у ВЭБа была валюта.

  3. Срочно нужны кредиты. От кого угодно. Реально, конечно, межгосударственные. Пусть хоть небольшие, по нескольку миллиардов долларов, но быстро. Это отсрочит проблему, но не решит ее. Главное - даст время для п.4.

  4. Нужны переговоры со странами-кредиторами об отсрочке долга. На год-два. Под реформы. Как у нас в гарвардской программе. Мы не отказываемся от долга, он не такой большой для нашей экономики, мы его выплатим, но не сейчас. В СССР не кризис долга (как в Латинской Америке в конце 80-х, когда долг физически невозможно не то что выплатить, а даже обслуживать. Американские банки списывали до 2/3 долгов в рамках плана Брэди) - а кризис ликвидности. Сейчас просто нет денег.


Приоритеты такие: сначала золото, кредиты и переговоры об отсрочке. Одновременно, но по-тихому решение внутренних проблем с республиками - чтобы не беспокоить внешних кредиторов. Это, наверняка, будет самый трудный пункт плана. И я еще не знал, что и золота не осталось...

И я, и Явлинский понимали, что реформы никакой пока нет, программы тоже нет, кроме многократно переписанных и искореженных «500 дней». Но кто ее может принять, а уж тем более выполнять - не понятно. Ну да ладно, эти «мелочи» оставим пока за скобками. Иностранцы этого пока про нас не знают. Никто не знает. Да и мы сами - знаем ли... Блеф? Да. Но ничего другого не остается. Так что надо начинать переговоры. И тут у нас есть явный гандикап - наша гарвардская программа.

Какие переговоры, как? - спрашивает Явлинский. А я знаю? Что я понимаю в дипломатии? Несу полную отсебятину:

  • Сейчас от G7 за Россию отвечает Мейджер (премьер Англии, я это знал - ведь мы полгода назад отправляли ему нашу гарвардскую программу). Надо идти к нему. Объяснить ситуацию, показать цифры. Главное, объяснить, что это вынужденный шаг. Если они не дадут отсрочку, то мы перестанем платить в одностороннем порядке. У нас выхода нет. Причем перестанем сразу, ни к чему выжимать из страны последние крохи. Пусть сами решают, что хотят. Нас любой вариант устроит. Наверняка, они захотят договариваться - хуже нет неурегулированных долгов. Поэтому надо сразу ставить жесткий срок на разговоры. И надо открыть им всю информацию, чтобы они понимали наши реальности, что их не обманывают...

Но сначала надо, конечно, надо к Горбачеву.
Встреча с М.Горбачевым

Эй, вы там,
наверху...

А.Пугачева

Проходит пара дней. Я уж решил напомнить Явлинскому о проблеме. Вдруг Явлинский сам звонит, говорит: «Сейчас заеду, пойдем к Горбачеву». Ну, пойдем. Сажусь в его машину, въезжаем с мигалками и даже без остановки в Кремль, никаких пропусков, нас уже ждут. Идем в административное здание, кажется, третий этаж.

Кабинет у Горбачев мне очень понравился. И Горбачев явно гордился им. Возможно мы были из числа первых посетителей его нового интерьера. Небольшой на самом деле кабинет, но все очень современно. Никакой тяжеловесной мебели. Справа от входа - круглый стеклянный стол, человек на 6 для переговоров, удобные кресла на колесиках. Стол самого Горбачев какой-то легкий, но вполне солидный. Никакого стола-приставки, за которым советский начальник принимает своих подчиненных. За ним в углу - флаг. Слева от входа более длинный деревянный стол, человек на 10 и мягкая мебель. Все очень приятно и как-то воздушно, легко. И настолько не по-советски...

Горбачев встретил нас у дверей, пожал руки. Меня он помнил еще по совещаниям по программе 500 дней - хоть это было год назад. Пустячок, а приятно... А может, ему секретарь напомнил и положил на стол инфу о посетителях - не знаю.

Мы прошли за круглый стол. Явлинский выдал Горбачев примерно тот текст, который я подготовил для него самого в то свое похмельное утро. И с теми же выводами - кредиты и отсрочка. Только облагорожено и сглажено. Мне даже показалось - слишком сглажено, Президент не проникнется важностью и срочностью вопроса... Для этого, подумал я, Явлинский и взял меня с собой, чтобы я был алармистом, а они два небожителя, обсуждали мои паникерские настроения. Нет проблем. Я могу. Тем более, что на самом деле себя так и чувствую.

Но Горбачев сразу все понял. Ему не надо было ничего доказывать, показывать. И достаточно было сказать все только один раз. Я был, конечно, с бумагами, но доставать их так и не пришлось. Помню, я сильно удивился. Я знал уже по совещаниям по программе «500 дней», что он быстро схватывает, причем именно содержательно. Чем выгодно отличался от всех советских политиков, с которыми я встречался. Например, Ельцина. Они с Явлинским в этом очень похожи. Но тут особый вопрос - я ж помню с каким трудом я у себя в голове его укладывал, не верил, переспрашивал, там в ВЭБе, правильно ли я все понял... Горбачев настолько доверяет Явлинскому? А, может, он в телефонном разговоре с Явлинским выяснил тему встречи и затребовал информацию. Наверное, последнее, я этого так и не узнал.

Горбачев тут же сказал, что у него запланированы встречи с главами государств (что-то необычное и неевропейское, сейчас не помню, - типа Японии, Кувейта и т.п.). Он поставит перед ними вопрос о кредите (и ведь на самом деле поставил, и даже получил эти кредиты и очень быстро!). А что касается Мейджера... тут он поднял трубку и сказал секретарю, соединить его с Мейджером. У меня аж сердце ёкнуло. Так легко и быстро решаются кажется совершенно неразрешимые (как мне казалось) вопросы.

Не знаю, как был организован телефонный диалог у Горбачев с Мейджером, но говорил он по телефону по-русски. Наверное, переводчик сидел у Мейджера или, может, какая-то конференц-связь... Общался очень дружески, как будто с хорошим приятелем, с которым только вчера расстался. Быстро договорился о визите к нему Явлинского, не распространяясь, зачем. По экономическим вопросам.

Горбачев попрощался и положил трубку. И вопросительно посмотрел на нас: типа еще что-то? Я вижу, что Явлинский собрался уходить и вставил свои 5 копеек в разговор:


  • Михаил Сергеевич! Я думаю, мы не готовы ехать к Мейджеру прямо сейчас. Мы не сможем ему четко объяснить ситуацию, так как сами ее еще не до конца поняли. А вступать в долгие переговоры - времени нет. Если мы хотим получить от него быструю реакцию - нам нужна дополнительная информация, и мы должны показать ее ему.

  • Какая?

  • Прежде всего, золотой запас...

  • ПолУчите.

  • … полный баланс в динамике за последние 5 лет. Чтобы все было видно, сколько и когда, поступления, продажи...

  • ПолУчите.

  • … и право передать эту информацию Мейджеру - ведь это все совсекретно.

  • Передавайте.


Ответы были четкие и короткие, но у меня не оставалось впечатления, что Горбачев от меня просто отмахивается, впечатление было прямо обратное - что он очень заинтересован в беседе и в скорейшем решении вопроса. Великий все-таки он политик!


  • ...и еще. Раз мы повезем эту информацию за рубеж, то неплохо было бы иметь возможность использовать ее внутри страны.


Тут Горбачев слегка напрягся. Интересно, подумал я. Опять двойной стандарт? Им можно будет это знать, а нам... Я тогда не понимал, что Горбачев, вероятно, просто просчитывал какие-то политические расклады, а вовсе не хотел зажать инфу. Я поспешил добавить:

  • ...в смысле публикации, использования ее для разработки экономических программ...

Горбачев уже принял решение:

  • Используйте, как сочтете нужным.


У меня еще вертелся на языке вопрос о том, что может надо получить письменное решение по этому поводу - все-таки «совсекретно»... С другой стороны, письменное решение заняло бы наверняка время, а его у нас практически не было. Звучало бы это как-то диссонансом, по-бюрократически. И к тому же это была не моя забота, а Явлинского. Я посмотрел на него. Но у Явлинского явно не было проблемы с письменным решением, сказанного Горбачев ему было вполне достаточно. Ну, а мне что? И мы распрощались.

Вся беседа заняла чуть больше получаса. Эффективность и скорость принятия решений лично мне показались просто фантастическими. Как будто я не в другой стране, а на другой планете побывал... А внизу ведь все парализовано, союзное правительство уже не существует. Аппарат правительства и всех министерств на месте, все ходят на работу, но никто ничего не делает и решений не принимает в принципе, все чего-то ждут. Шатаются между кабинетами, чаи (и что покрепче) гоняют, неторопливо рассуждают, бесконечно созваниваются, новости по радио слушают... - вот и вся работа. Альтернативная власть в виде КОУНХа с прямым доступом к Горбачев работала супероперативно. По крайней мере, в нашем с Явлинским случае.

И еще ошарашило то, что к моему плану, придуманному на коленке, никто ничего не добавил, а выполнили его на 100%. И то, и другое сильно удивляло - ведь я совсем не считал себя специалистом по внешнему долгу, я вообще только пару дней в теме, а уж тем более - по дипломатии... Я считал, что мои предложения - это только для начала обсуждения вопроса, что Горбачев подключит каких-то специалистов. Но они оказались и концом тоже. И, похоже, у Горбачев уже никаких «специалистов» уже не было, он был одинок в своем таком красивом кабинете...

мемуар, экономическая история, 1991

Previous post Next post
Up